В первой трети Х века над землями майя начала
собираться гроза. Бывший правитель центральномексиканского города
Толлана, Топильцин Кецалькоатль – «Пернатый Змей», потерпевший поражение
в борьбе с соперниками, бежал со своими приверженцами на побережье
Мексиканского залива и там объединил вокруг себя несколько индейских
племен, самым крупным из которых были тольтеки. Встав во главе нового
племенного союза, Кецалькоатль повел своих воинов на юг – в дебри
Юкатана…
К тому времени «золотой век» майя уже миновал, и
великая цивилизация явно клонилась к упадку. Под ударами тольтеков один
за другим пали некогда цветущие города – Копан, Ушмаль, Паленке, Тикаль.
Бывшие хозяева этой земли, майя частью покинули ее и ушли в иные места,
частью попали в подчинение к тольтекским завоевателям. Многие города
запустели и заросли джунглями. Но жизнь продолжалась, и новое время
творило новые памятники. «В истории юкатанских майя начался новый,
специфический период, получивший в научной литературе название
«Мексиканский», – пишет известный отечественный
исследователь-американист В.И. Гуляев. – Хронологические его рамки
приходятся на Х – ХIII вв. Культурное и политическое лидерство на
полуострове в это время, бесспорно, принадлежит городу Чичен-Ица,
который на долгие годы становится столицей завоевателей-тольтеков на
землях майя».
Чичен-Ица находится в 120 километрах к востоку от
города Мерида в мексиканском штате Юкатан. Несмотря на то что Чичен-Ица
возникла еще в VII веке, расцвет города пришелся на «Мексиканский
период». Именно тогда здесь появились архитектурные сооружения,
принесшие Чичен-Ице славу памятника мирового значения.
Главный храм Чичен-Ицы был посвящен Кукулькану. Культ
этого божества был принесен в Чичен-Ицу тольтеками. Они называли его
Кецалькоатль – «Пернатый Змей». На языке майя «Пернатый Змей» звучит как
«К’ук’Улькан». Храм Кукулькана в Чичен-Ице стал сегодня символом если
не всей Мексики, то, по крайней мере, ее доколумбовой эпохи. В своей
жизни его видел, хотя бы один раз, едва ли не каждый житель Земли – в
телепередачах, в кино, в рекламных роликах, на фотографиях и в
туристических проспектах и т. д. Образ этой двадцатиметровой,
девятиступенчатой пирамиды удивительно гармоничных форм поражает своим
монументальным величием и прочно запечатлевается в памяти однажды
увидевшего ее.
Основные идеи архитектурного строительства в
Чичен-Ице были тольтекскими, но воплощали их в жизнь строители-майя. Не
является исключением и храм Кукулькана. Испанцы дали ему название
Эль-Кастильо – «Замок». Квадратный в плане, устойчивый и массивный, он
определяет весь архитектурный силуэт города и царит над окружающей
местностью и городскими постройками.
Храм возвышается в центре огромной террасы площадью
около 18 гектаров. Ее окружает широкий каменный парапет. Со всех четырех
сторон основания к вершине храма ведут четыре крутые лестницы. Эти
четыре гигантских лестничных марша сориентированы по сторонам света.
Лестницы окаймлены каменной балюстрадой, которая внизу начинается с
прекрасно выполненной змеиной головы и в виде изгибающегося змеиного
тела продолжается до самого верха. В дни весеннего и осеннего
равноденствия здесь можно наблюдать поразительное зрелище: лучи солнца
падают на камни балюстрады таким образом, что кажется, будто Пернатый
Змей, голова и хвост которого высечены соответственно на вершине и в
основании пирамиды, оживает и, извиваясь, начинает выползать из храма.
Простота и лаконичность храма подчеркивается его
местоположением в ансамбле главной площади города. Справа от храма
Кукулькана расположен храм Воинов, слева – храм Ягуаров. Эти храмы как
бы оттеняют, усиливают значение главного храма Чичен-Ицы.
В храме Кукулькана с наибольшей очевидностью
проявился «астрономический» характер религии доколумбовых обитателей
Центральной Америки. Эта астрономическая направленность характерна для
всех вообще раннеземледельческих цивилизаций, существование которых
непосредственно было связано с календарными датами.
Каждая лестница храма имеет девяносто одну ступеньку,
а в сумме количество ступеней всех четырех лестниц составляет число
364. Вместе с базой-платформой на вершине пирамиды, которая объединяет
все четыре лестницы, получается число 365 – количество дней в солнечном
году. Каждая грань храма-пирамиды имеет девять ступеней, рассеченных
лестницей, что дает по восемнадцать секций с каждой стороны –
календарный год майя состоял из восемнадцати месяцев. Девять уступов
пирамиды, украшенные зубчатыми выступами, символизируют «девять небес»
тольтекской мифологии. А каждую стену святилища украшают пятьдесят два
каменных рельефа: 52 года составляли один календарный цикл.
На вершине пирамиды расположен небольшой, с четырьмя
входами, храм строгих архитектурных форм, в котором совершались
жертвоприношения. План святилища близок к планам храмов майя
классического периода, только крыша его плоская – над ней нет
традиционного высокого гребня. По периметру верхней части святилища
тянется орнаментированный фриз.
Главный вход в храм расположен с северной стороны.
Его украшают две массивные колонны в виде извивающихся змей, стоящих на
голове. Благодаря этим колоннам значительно расширяется дверной проем.
Внутри сумрачного святилища находится еще две пары таких же колонн. В
годы расцвета Чичен-Ицы на алтаре храма Кукулькана ежедневно жрецы
вырывали сердца из трепещущей груди приносимого в жертву человека…
Здесь же, в святилище на вершине пирамиды некогда
хранилась священная «Циновка Ягуара» – символ власти и трон верховного
правителя города. Эта реликвия была обнаружена археологами в одном из
потайных помещений внутри пирамиды. Дело в том, что храм Кукулькана
представляет собой «пирамиду внутри пирамиды»: в толще главного здания
скрывается еще одна девятиступенчатая пирамида меньших размеров. Вход в
это святилище был обнаружен сравнительно недавно.
«Циновка Ягуара» представляет собой каменный трон в
виде фигуры ягуара. Высеченное из камня тело могучего зверя выкрашено в
красно-рыжий цвет и инкрустировано черно-зеленым нефритом и раковинами.
Семьдесят три нефритовых диска имитируют пятна на шкуре ягуара. Из
нефрита выполнены и широко раскрытые глаза хищника. Зубы в оскаленной
пасти выточены из педерналя – камня вулканического происхождения.
Исследователи считают, что первоначальным владельцем трона был сам
Топильцин Кецалькоатль, предводитель тольтеков.
Храм Кукулькана (Эль-Кастильо) является выдающимся
памятником архитектуры тольтекского периода. Во внутренних помещениях
храма, как и повсюду в Чичен-Ице, заметно слияние культурных традиций
тольтеков и майя: ступенчатые своды, характерные для архитектуры майя,
сочетаются с рельефами типично тольтекского происхождения.
|