Обширный храмовый ансамбль Минакши в Мадурае
располагается в южноиндийском штате Тамилнаду, приблизительно в
520 километрах от Мадраса.
«Минакши» означает «рыбьеглазая». Так, по преданию,
звали принцессу, у которой действительно были большие выпуклые «рыбьи»
глаза. Была у нее и еще одна особенность – она родилась на свет с тремя
грудями. Озадаченные родители призвали на совет нескольких самых
уважаемых мудрецов, которые предрекли, что третья грудь принцессы
исчезнет в тот день, когда она повстречает своего будущего мужа. Это
предсказание сбылось, когда принцесса Минакши встретила бога Шиву,
представшего перед ней под именем Сундарешвара – «Повелитель красоты».
Через восемь дней Минакши обручилась в Мадурае с богом Шивой.
В память об этом событии в Мадурае был сооружен
громадный индуистский храмовый комплекс. Здесь хранятся реликвии,
связанные с Минакши и Шивой-Сундарешварой, и поэтому до сих пор это
святилище остается одним из центров паломничества в Индии.
Создание храма Минакши относится к годам расцвета
Мадурая, к XVII столетию. Когда под натиском мусульманских султанов пало
соседнее северное государство Виджаянагар, Мадурай стал единственным
оплотом древней индийской культуры. С именем правителя Мадурая – царя
Тирумалайи из династии Наяков, правившего в 1623–1659 годах, связан
последний взлет средневекового индийского храмового зодчества, еще
величественного по своему замыслу, но, увы, уже омертвевшего по
художественному содержанию. Территория комплекса храма Минакши занимает площадь
258–223 м. Распланированную территорию ансамбля со множеством внутренних
двориков и водоемов для омовения украшают восемь башен-гопурамов.
Четыре из них возвышаются на наружных стенах храмового комплекса,
отмечая места входов, другие четыре, меньших размеров – на ограде,
находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого
гопурама составляет 50 м. Для увеличения эффекта масштабности его
многочисленные ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает
традиционный для Южной Индии каменный валик.
Большинство зданий из всего комплекса храмовых
построек относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по красоте
Тысячеколонный зал Шивы, вероятно, построен несколько ранее – в середине
XVI века.
В облике главного святилища храма Минакши можно
наглядно видеть те перемены, которые претерпело индийское искусство в
период упадка. Храм, построенный в XVII веке, утратил прежнее значение
центра всего ансамбля, лишился традиционной для древних храмов Индии
башни-шикхары. Это всего лишь невысокое здание с плоской крышей,
окруженное обширной сетью внутренних крытых дворов и коридоров с
многоколонными галереями. Богатство украшенных фигурами колонн,
коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным. Среди этого
лабиринта выделяется знаменитый Тысячеколонный зал бога Шивы. На самом
деле здесь не тысяча, а более двух тысяч колонн. Считается, что здесь
невозможно найти двух похожих между собой колонн. При этом они оформлены
с необычайной щедростью, убранства многих колонн выглядят даже
перегруженными, но при этом они не теряют своего изящества и выглядят
очень пышно. Изучение скульптур, которые украшают колонны, могло бы
занять много месяцев. Среди них – боги, богини, эпические герои,
танцовщицы и музыканты, драконы, фантастические существа, животные. Они
как бы иллюстрируют все неисчерпаемое богатство индийской мифологии.
В Тысячеколонном зале сейчас устроен музей, но сам храм Минакши
продолжает функционировать и оставаться местом паломничества, сюда
ежегодно устремляются десятки тысяч людей. Существуют свидетельства о
64 фактах чудес, которые Шива якобы совершил в храме Минакши.
Перед входом в храм паломники совершают ритуальные
омовения в огромном пруду, называемом прудом Золотой Лилии, и в
нескольких водоемах поменьше. К пруду Золотой Лилии ведет прямая
отвесная лестница, окруженная расписной колоннадой.
Храм открыт для паломников и днем и ночью.
Многочисленные торговцы держат здесь свои лавочки и торгуют
всевозможными сувенирами – от крошечных фигурок Шивы до пряностей и
благовоний. Весьма популярна также сандаловая паста – ее приносят в дар
богам для умащения священных статуй.
Центральное святилище Шивы скрыто в небольшом,
таинственном и сумрачном помещении и доступно только ограниченному числу
священнослужителей и немногим избранным. Центральная ось храма и
святилища Сундарешвара направлена с востока на запад. Внутри храма есть
специальный проход для торжественной процесии – пуджа, ведущий вокруг
святилища и позволяющий обойти вокруг него по часовой стрелке. По особым
праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице выносят к
верующим и торжественно провозят вокруг храма. В колесницу впряжен слон –
в честь слоноподобного бога Ганеша. Фигура этого божества тоже часто
встречается в храме.
Ежегодно в январе – феврале в Мадурае отмечается
праздник Теппам – «праздник на плотах», который всегда привлекает
множество паломников. Изображения Шивы-Сундарешвары и трехгрудой Минакши
выносят из храма и провозят на плотах по искусственному озеру
Мариамман-Теппаккулам. За ними на плотах и лодках плывет вся праздничная
процессия. На одном из островов посреди озера стоит храм, построенный в
то же самое время, что и храм Минакши.
Храм Минакши в Мадурае наряду с несколькими другими
храмовыми ансамблями Южной Индии завершил собой развитие традиционной
индийской храмовой архитектуры. В период начавшейся в XVIII веке
европейской колонизации крупное храмовое строительство в Индии
прекратилось. |