Церковь Покрова на Нерли называют вершиной творчества
владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на
приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время
весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над
водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий
одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов
во всей своей ясности и красоте…
Во всей русской архитектуре, создавшей столько
непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического, чем
церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный
храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой,
запечатленной в камне. «Идеальная согласованность общего и частного,
целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию,
уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, –
пишет Н.Н. Воронин. – Образ прославленного творения владимирских
мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что
таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский
построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына
Изяслава – в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от
этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству
форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное
творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли
только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от
воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного
духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал
перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на
Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской
колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела
лишь благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году.
Исторические источники связывают ее постройку с победоносным походом
владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и
погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей
Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый
камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами
побежденные волжские булгары.
Храм был посвящен новому на Руси празднику – Покрова
Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и
князем без согласия киевского митрополита и константинопольского
патриарха, и призван был свидетельствовать об особом покровительстве
Богородицы над Владимирской землей. Ведь главный храм Владимира,
Успенский собор, также был посвящен Богоматери – в отличие от Киева,
Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.
Место для постройки церкви – пойменный луг при
впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как
здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм
был сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и
булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки.
Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной
разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в
быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была
пристань, где причаливали идущие по Клязьме речные суда.
Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост
– это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный
четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем
совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских
храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций,
предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности
владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости
Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это
воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных
пропорций, форм и деталей зодчие добились удивительного преодоления
тяжести камня. Сказочная легкость форм храма Покрова на Нерли создает
впечатление невесомости, устремленности ввысь.
Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы
постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной
мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также
множеством оригинальных строительных находок. Например, практически
невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле
заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели
служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий –
удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый
барабан купола. Существующая луковичная глава установлена в 1803 году,
сменив древний шлемовидный купол.
Стены храма украшает традиционная для
владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех
фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец,
сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два
голубя, а под ними – фигуры львов. Еще ниже – три женских маски с
волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых
частях фасада – храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют
Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Археологические раскопки позволили установить, что
первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная
галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу
галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на
резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные
камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них
выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов – эмблема
владимирской княжеской династии.
Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее –
движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка
суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко
над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось
изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а
стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной
майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была
окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления»
храма.
Но несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли
сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие –
гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над
материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И,
вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров
получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной
карточкой» России. |