На берегу Бенгальского залива в индийском штате
Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины
храма бога Солнца Сурьи – одного из самых больших во всей Индии.
Европейские моряки издавна прозвали его «Черной пагодой»: одиноко
поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс служил им ориентиром в
плавании.
Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем
Ориссы раджой Нарасимхадевой I (1238–1264). После серии удачных войн, в
результате которых им были подчинены соседние государства, раджа начал
собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано
обеспечить ему милость богов и процветание государства. На возведение
храма пошла военная добыча, добытая в походах, дань вассальных князей,
дары родственников. Местность, избранная для сооружения храма, издавна
почиталась священной, связанной с культом Солнца. Само название Конарак –
«Кона-Арка» – означает «Край солнечного света». Возведение храма
началось в «благоприятный» пятый год правления раджи и продолжалось
восемнадцать лет. Камень для строительства – гранит, базальт, песчаник
различных оттенков – доставляли водным путем из трех дальних
каменоломен.
Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала
башня-шикхара 60-метровой высоты. Сегодня она представляет собой груду
развалин. Из двух частей огромного храмового комплекса уцелела только
восточная часть – колонный зал, где находился вход в несохранившееся
святилище. Главные постройки ансамбля были разрушены то ли в результате
стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в середине
XVI века. О том, что в разрушении храма приняли участие какие-то
враждебные силы, свидетельствует храмовая летопись, в которой говорится:
«Когда фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония испарились,
осталась одна ветошь». Кто такие фиринги – неясно, тем более что
летописец не указывает даты бедствия.
Несмотря на то что храм Сурьи был разрушен и опустел,
к нему долгое время продолжались совершаться паломничества. Толпы людей
стекались сюда, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины
месяца магх (это соответствует концу января – началу февраля). В этот
день по древней традиции отмечался праздник Парамасура – праздник
Высшего Сурьи.
К середине XVIII века святилище было уже заброшено, и
брахман Баба Брахмачари, посетивший его в те времена, два дня вынужден
был с проводниками пробираться сквозь джунгли, чтобы достичь храма. Он
увидел его разрушенным и совершенно заросшим. Брахман приказал своим
проводникам забрать из храма лучшие изваяния и перевезти их в город
Пури, где они были установлены в местных храмах.
Даже сегодня, несмотря на плохую сохранность многих
архитектурных деталей, общий облик храма в Конараке сохраняет свою
величественность. Высота сохранившейся части здания составляет почти
40 м. Она выполнена в виде гигантской колесницы – это образ божественной
колесницы Виманы, запряженной семью разноцветными священными конями (по
другим преданиям – белыми или золотыми), на которой солнечный бог Сурья
едет по «верхнему» и «нижнему» небу. Храм-колесница уходит ввысь тремя
большими уступами, на террасах которых установлены монументальные
скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают каменные колеса
диаметром в три метра каждое – по двенадцать с каждой стороны. Они
богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо символизирует подобие
солнечного диска – символ повторяющегося ритма времени. Два колеса,
соединенные осью, олицетворяют Небо и Землю, соединенные в супружеском
союзе. Отсюда происходит и такое обилие эротических сцен, бесконечно
повторяющихся в скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой
откровенностью. Такие же сцены украшают двенадцать пар гигантских колес
на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены храма Сурьи
получили широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих
изображений. Наиболее вероятным считается, что эти скульптуры
изображают храмовых танцовщиц – «невест бога Сурьи», постоянно живших
при храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал
«слияния».
Среди каменной резьбы встречаются и многочисленные
символы солнца: лотос, конь, колесо-чакра. Восточный фасад разрушенной
башни-шикхары некогда украшал исполинский каменный лев, попирающий
слона. Этот же образ многократно повторяется в других частях здания. Лев
– символ строителя храма раджи Нарасимхадевы I, имя которого в переводе
означает «человек-лев».
Стены храма в изобилии украшены скульптурой и
резьбой, отличающихся богатством форм и виртуозной, почти кружевной
проработкой деталей. На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах,
тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов,
лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними – уже знакомые
эротические сцены. Многие рельефы иллюстрируют эпизоды правления раджи
Нарасимхадевы: воины в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к
радже посольства с редким подарком из Африки – жирафом.
Величественные скульптуры загадочно улыбающегося бога
Сурьи украшают все четыре фасада храма. С ювелирной тщательностью
изображены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тело
каменных истуканов. К лучшим произведениям монументальной пластики
индийского классического искусства относятся скульптуры
женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Особое
место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных,
имевшим, по-видимому, какое-то символическое значение. Это прежде всего
фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину.
Вполне вероятно, что это – боевые слоны раджи Нарасимхадевы. Один из
них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил
оглушенного вражеского воина и вот-вот отшвырнет его в сторону…
Еще более выразительна динамичная скульптура коня,
топчущего передними копытами какое-то поверженное чудовище. Спешенный
всадник ведет коня под уздцы. Британский исследователь Хоуэлл сравнивал
эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй в европейском
искусстве.
Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над
пустынным океанским берегом, является высшим достижением средневековой
архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из
утренних вод». Недаром одним из названий храма Сурьи было Падмакешара –
«пестик лотоса». |