Мцхета – древняя столица Грузии, расположенная в
месте слияния двух главных рек Иверии – Арагви и Куры. Как политический
центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет еще в эпоху
Александра Македонского. Стены древнего города видели римские легионы
Помпея и армии персидских царей. С начала IV века в Грузии
распространилось христианство. А в 1010–1029 годах зодчий Арсукидзе
построил в Мцхете кафедральный собор Свети-Цховели, который называют
грузинской Айя-Софией.
Величаво-торжественный храм Свети-Цховели – один из
самых прославленных и почитаемых в Грузии. Эта монументальная церковь
служила домовым храмом патриарха и местом погребения царей Иверии.
Происхождение названия «Свети-Цховели» – «Животворящий Столб» связано с
преданием о принятии Грузией христианства. Легенда рассказывает, как
житель Мцхеты Элиоз, будучи в Иерусалиме, присутствовал при распятии
Христа и вернулся домой с реликвией – хитоном Христа. Его сестра
Сидония, уже ставшая христианкой, прикоснувшись к хитону, умерла. Ее
похоронили вместе с хитоном, оставшимся у нее в руках. На могиле Сидонии
выросло большое дерево – ливанский кедр.
Первый христианский царь Грузии Мириан пожелал
воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его желания кедр
срубили, вырезали из него семь колонн и стали устанавливать их в церкви.
Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась – она повисла в
воздухе. Святая царица Нина, просветительница Грузии, молилась всю
ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое
место. Чудесный столб мироточил, и это драгоценное миро животворило,
излечивало больных от тяжелых недугов. Отсюда и пошло наименование храма
– «Животворящий Столб».
В IV веке на месте существующего храма была построена
первая деревянная церковь. Спустя сто лет, при царе Вахтанге Горгасали,
взамен нее воздвигли каменный храм. Он простоял до начала XI века.
В 1010–1029 годах католикос Грузии Мелхиседек начал сооружение нового
патриаршего храма. Пожертвования на постройку были сделаны не только
церковью, но и правителями отдельных грузинских царств и даже
византийским императором. Время постройки Свети-Цховели совпадает с
периодом подъема средневековой Грузии, когда стремление к объединению
страны создало предпосылки для развития грузинской культуры, искусства,
архитектуры.
Строительство Свети-Цховели возглавил зодчий
Арсукидзе. Предание рассказывает, что построенный им шедевр вызвал
зависть у его учителя: как, ученик превзошел мастера! Уязвленный учитель
оклеветал Арсукидзе, и мастеру отрубили правую руку… Так это или нет,
но над центральной аркой северного фасада собора Свети-Цховели,
действительно, помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник.
Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».
Свети-Цховели на протяжении своей долгой истории
претерпел множество невзгод. Храм несколько раз разрушали и
восстанавливали, следы чего и сейчас нетрудно заметить. Особенно
пострадал он в конце XIV века, при нашествии Тамерлана, по повелению
которого были подрублены устои храма. Но собор устоял.
В XV веке, при царе Александре, храм Свети-Цховели
был капитально отремонтирован. Следы этого ремонта заметны до сих пор,
тогда же барабан купола приобрел свой нынешний вид. В 1656 году был
установлен существующий шатер купола. В 30-е годы XIX столетия, в связи с
приездом на Кавказ императора Николая I, в храме был проведен ремонт,
уничтожены уже обветшавшие к тому времени арочные галереи и побелены
внутренние стены храма, в результате чего погибли остатки древних
фресок. Но, несмотря на многочисленные дополнения и поновления, собор в
целом сохранил облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе,
перестроивший древнюю базилику в крестовокупольный храм. Храм
Свети-Цховели отличают строгое благородство, спокойствие и
соразмерность.
Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной
для грузинской архитектуры конца X – начала XI века. Главный элемент
оформления – аркатура, она связывает и объединяет фасады в единое целое.
Декоративные арки разной высоты создают определенный ритм, включающий в
себя игру света и тени на стенах храма. Арки обрамляют оконные проемы,
резные рельефы и ниши. Среди рельефов можно видеть фигуры летящих
ангелов, бычьи головы – фрагменты декоративного убранства предыдущего
храма Свети-Цховели, выстроенного в V веке, а также двенадцать
медальонов, в которых высечена строительная надпись с упоминанием
католикоса Мелхиседека и архитектора Арсукидзе.
Карнизы, обрамления окон сплошь покрыты резным
рельефным орнаментом. Для усиления впечатления архитектор использовал
вставки из разноцветных камней винного, зеленого и желтого цветов,
выделяющихся на общем желтовато-зеленоватом фоне стен и придающих фасаду
особую нарядность. Орнамент, обрамляющий окна, и другие декоративные
украшения гармонично сливаются в общий единый
архитектурно-художественный образ всего здания.
Интерьер храма прост и полон света. Купол опирается
на четыре столба. На уровне второго этажа устроены хоры. Обращают на
себя внимание небольшая капелла в виде купольной церкви, напоминающая
макет храма Гроба Господня в Иерусалиме, и расположенный в юго-западной
части престол, посвященный «Святому древу Животворящему». Вероятно, этот
престол прежде находился прямо под куполом церкви. Верхняя часть
престола, с арочными пролетами, покоится на глухом кубе, стенки которого
сплошь покрыты росписью. Большая часть этой росписи выполнена
художником Гульджаварасшвили в конце XVII века и изображает сцены
обращения Грузии в христианство. Здесь мы видим царя Мириана перед
храмом Свети-Цховели, царицу Нину со свитой, вознесение «Животворящего
Столпа», возвращение Мириана с охоты, распятие, возле которого стоит
Элиоз с хитоном в руках, и другие эпизоды легенды о храме Свети-Цховели.
У юго-западного пилона стоит каменная кафедра
католикоса. Она была расписана на рубеже XVII–XVIII веков. В этой
росписи обращает на себя внимание композиция «Сон Иакова» со
спускающейся на землю лестницей и сцена из легенды о хитоне Господнем,
связанной со строительством храма Свети-Цховели.
Фрагменты росписи, сохранившейся на стенах храма,
относятся в основном к XVI–XVII векам. Большая композиция «Всякое
дыхание да славит Господа» на южной стене трансепта исполнена в
XVII веке. Эта композиция состоит из множеств сцен, открывающих зрителю
мир, населенный сказочными существами и животными. На юго-восточном
пилоне, с восточной стороны, сохранилась фреска с портретом царицы
Мариам, супруги царя Ростома. По ее распоряжению был восстановлен купол
храма Свети-Цховели, обрушившийся в 1656 году. Царица изображена вместе
со своим сыном. Огромная фигура сидящего на троне Христа и архангелов в
апсиде переписаны уже в XIX веке по старому контуру росписи XI века. По
ним можно судить о масштабе и значительности первоначальной фресковой
росписи.
В храме сохранились многочисленные надгробия
представителей царского рода Багратиони. У алтарной преграды – могилы
последних грузинских царей Ираклия II и Георгия X. Здесь же находится
могила царя Вахтанга Горгасали.
Перенесший за свою долгую историю немало разрушений и
переделок, храм Свети-Цховели в основном все же сохранил свой
первоначальный облик. Наряду с монастырем Гелати, Мцхета – один из
памятников Грузии, включенных в список всемирного исторического и
культурного наследия ЮНЕСКО. |