В 1956 году на берегу большого водохранилища, на
пустынном плоскогорье началось строительство новой бразильской столицы –
«города будущего», как его сразу окрестила мировая пресса. Город
проектировала и строила группа бразильских архитекторов во главе с Лусиу
Костой и Оскаром Нимейером. Оба они находились под влиянием идей
французского архитектора Ле Корбюзье (1887–1965), градостроительные
теории которого завоевали большую популярность еще в 1920-х годах.
Главным архитектором строящегося города стал Оскар
Нимейер – один из самых выдающихся зодчих ХХ века. Он родился в
1907 году в Рио-де-Жанейро, в 1934 году окончил Национальную школу
изящных искусств. Нимейер принимал участие в проектировании здания
Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
Строительство Бразилиа стало зримым воплощением
архитектурных взглядов Нимейера. «Город будущего», по замыслу зодчего,
должен был стать городом свободного человека, который мог бы здесь
свободно жить, свободно дышать, свободно передвигаться, работать и
мыслить. «Авторы проекта Бразилиа перешагнули свою эпоху, заглянули в
будущее!» – восхищенно восклицали сторонники Нимейера. Противники,
которых тоже было немало, недовольно поджимали губы: формализм, голая
функциональность, творческая неудача… Но, несмотря на яростные споры,
градостроительные и архитектурные принципы Нимейера, воплощенные в
Бразилиа, начали стремительно завоевывать весь мир.
Железобетон, металл и стекло – вот три кита, на
которых Оскар Нимейер построил свой новый город. Это уже после Бразилиа
эти материалы стали традиционными для современного строительства. А
тогда, в 1950-е годы, это казалось одним – чрезвычайно смелым, другим –
чрезвычайно неудачным решением. Из этих трех материалов и был в
1959–1960 годах возведен главный храм новой столицы – храм Тернового
Венца.
Храм рассчитан на одновременное пребывание в нем
четырех тысяч человек. Форма его совершенно необычна: собор, с венцом
железобетонных ребер вокруг, призван напоминать о терновом венце Иисуса
Христа и представляет собой законченный и цельный образ. В плане храм
круглый, его увенчивает высокий, легкий и тонкий крест. Пол находится на
три метра ниже поверхности земли, так что попасть внутрь можно по
наклонному крытому коридору. Темный, узкий подземный переход выводит в
огромное, наполненное светом и воздухом внутреннее пространство храма.
Собор громаден и безупречно симметричен. Диаметр
основания составляет 70 м, высота здания – 40 м. Шестнадцать необычной
формы железобетонных опор возносятся к небу, как языки пламени,
символизирующие очищающий огонь веры. Пространство между опорами
закрывают высокие стрельчатые окна со специальными стеклами, защищающими
от палящих лучей тропического солнца. Эти стекла окрашены в ярко-синие
тона, и все пространство храма залито прохладным голубым светом. Купол
также сделан стеклянным, и через него можно видеть синее небо, на фоне
которого выделяются большие, установленные на высоте 31 метра, фигуры
ангелов, которые словно парят в воздухе.
Железобетонные опоры изнутри облицованы светлым
мрамором, рассеивающим свет в интерьере храма. Круглый зал центрального
нефа заполнен рядами скамей для молящихся. Над ними возвышается
монументальное распятие. Круглый главный неф диаметром 60 м по периметру
окружен традиционными капеллами. По периметру храма стоят и двенадцать
поднятых на бетонные плиты высоких статуй апостолов, выполненных в
несколько стилизованной манере, среди которых особенно выделяется фигура
апостола Матфея с Евангелием в руках.
Отдельно от храма расположены оригинальной формы
крещальня-баптистерий с яйцеобразным куполом и группа одно– двухэтажных
служебных помещений (дома священнослужителей, музей, хозяйственные
постройки), соединенных с собором подземными переходами. Всю территорию
храма окружает невысокая ограда.
Несмотря на то что собор в основном был закончен в
1960 году, еще двадцать лет в нем велись различные работы, окончательно
завершенные в 1980 году.
Строя город будущего, Нимейер созданием своего храма
Тернового Венца гениально показал, что будущее без Бога невозможно. И
даже в городе из бетона, металла и стекла Богу всегда найдется место. |