Зубчатая громада храма Воинов возвышается справа от
пирамиды Кукулькана. Окружающие его ряды узорчатых колонн напоминают
выстроившуюся для парада грозную армию тольтеков – покорителей Юкатана.
Еще два каменных стража вырастают прямо из ступеней лестницы, которая
ведет наверх – туда, где в ослепительно-голубой вышине мрачно высятся
развалины храмового святилища…
Выдающийся архитектурный шедевр храм Воинов в
Чичен-Ице является точной копией храма Кецалькоатля в Толлане, родном
городе предводителя тольтеков Топильцина Кецалькоатля. Вероятно, гордый
изгнанник не мог смириться с утратой и хотел, чтобы его новая столица во
всем напоминала ему Толлан. «Можно с уверенностью сказать, – считает
В.И. Гуляев, – что новые хозяева города решили придать центру Чичен-Ицы
абсолютное сходство с теменосом столицы тольтеков – Толлана». Но мастера
майя оставили тольтекских зодчих далеко позади!
С западной стороны пирамиды, перед лестницей, ведущей
на ее вершину, стоят в четыре ряда шестьдесят покрытых резьбой колонн,
каждая высотой 2,6 м – остатки открытого зала, через который некогда шел
путь на вершину пирамиды. Резьба на колоннах изображает процессии
ликующих завоевателей-тольтеков, причем ни один из рельефов не повторяет
другой. Первоначально эти колонны поддерживали массивную кровлю, от
которой не осталось и следа. Многочисленные рельефы и росписи внутри и
снаружи храма, изображающие воинов, и дали ему его сегодняшнее название.
Пирамида храма Воинов пятиступенчатая и имеет высоту
11,5 м. В ее центральной части проложена монументальная лестница,
ведущая наверх, к святилищу. Она обрамлена балюстрадами, у вершины
которых, на верхней платформе пирамиды, стоят и сидят высеченные из
камня мужские фигуры. В древности во время празднеств и торжественных
церемоний им в руки вставлялись знамена.
На вершине пирамиды находится небольшой храм. Он
состоит из переднего зала и святилища, вход в которое обрамлен порталом с
высеченными из камня извивающимися змеями. В святилище устроен низкий
каменный алтарь в виде стола, поддерживаемого маленькими человеческими
фигурками. Здесь совершались регулярные человеческие жертвоприношения.
На открытой площадке святилища стоит каменный идол демона Чак-Мооля.
Уродливая сидящая фигура держит в руках, прижимая к вспученному животу,
пустое блюдо – некогда на это блюдо жрецы бросали вырванные из груди
жертв человеческие сердца. Квадратное лицо каменного истукана, с тонкими
губами и безразличными глазами, устремлено на запад – туда, где, по
верованиям индейцев, находилась страна тьмы и смерти…
Фигуры Чак-Мооля найдены в разных районах Мексики,
причем далеко не всегда они имеют такой зверский вид. Есть
предположение, что блюдо, которое эти истуканы держат у живота, служило
для приема подношений – сосудов с хмельным напитком пульке или с
человеческой кровью, а сам Чак-Мооль символизирует «божественного
посланца». По другому предположению, Чак-Мооль – бог дождя. Некоторые
исследователи видят в статуях Чак-Мооля стражей храмов.
Противовесом мрачным и жестоким образам внешней части
храма является интерьер его внутренних помещений. Они украшены
скульптурами и фресками. Здесь нам встречаются характерные мотивы
искусства тольтеков – образы ягуара и орла. Каменные рельефы изображают
индейских воинов в полном боевом снаряжении, с копьями и дротиками в
руках, застывших в величественных позах или марширующих торжественным
строем.
Красочные фрески храма Воинов в Чичен-Ице давно стали
достоянием мировой культуры. Выполненные яркими и стойкими минеральными
красками по влажному слою белой штукатурки, они рассказывают о реальных
исторических событиях – завоевании городов майя на Юкатане тольтекской
армией.
На одной из фресок можно видеть бытовые сценки из
повседневной жизни прибрежного селения майя. Верхние две трети
изображения занимает земля, нижнюю треть – море. На берегу стоят белые
четырехугольные хижины под высокими крышами из листьев. Они удивительно
похожи на те, в которых сегодня живут современные потомки индейцев майя.
Справа изображено здание побольше – храм или дворец. На его крыше
изгибается Пернатый Змей – символ религии тольтеков. Поселок живет своей
обычной жизнью: женщина варит пищу на открытом очаге, мужчина стирает
белье в реке. Группа мужчин с посохами в руках и тяжелым грузом за
плечами, очевидно, собралась в дальний путь. Или это торговцы с тюками
товаров? Вокруг – деревья с пышными кронами, птицы. В море вдоль берега
плывут три лодки. Каждой управляет гребец с длинным веслом, а в лодках
сидят по два воина со щитами и дротиками. В морских волнах плещутся
рыбы, плывет большая черепаха, ползают крабы разных размеров и цветов…
Фрески храма Воинов в художественном отношении стоят
ниже, чем живопись, относящаяся к классическому периоду майя. В этих
росписях присутствуют черты искусства Центральной Мексики, родины
тольтеков – в частности, некоторая наивность и схематизм. Тем не менее
искусство Чичен-Ицы является свидетельством художественной и духовной
зрелости майя-тольтекской цивилизации. «Создание храма Воинов,
несомненно, было наивысшим достижением тольтекской архитектуры в
Чичен-Ице, – пишет в книге «Искусство древних майя» Р.В. Кинжалов. – Ни в
какое другое здание этого города не вкладывалось столько умения и
мастерства». |