В 711 году воины Арабского халифата, подчинив
Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ
Франции Карлом Великим, арабы ограничились лишь завоеванием Пиренейского
полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях
оставалось крошечное испанское королевство, занимавшее в ту пору дальний
северо-западный угол полуострова.
Арабы называли Пиренейский полуостров Ал-Андалус. От
этого времени сохранилось название Андалузия – так теперь называется юг
Испании. А столицей арабских владений на Пиренеях стала Кордова – центр
Кордовского халифата.
«Все, дошедшее до своего предела, начинает
убывать», – говорит арабская пословица. Выдохшееся наступление арабов
сменилось реконкистой – так в Испании называют процесс освобождения
Пиренейского полуострова от арабского владычества. Последним городом
«мавров» (так испанцы именовали арабов) стала Гранада, сдавшаяся без боя
испанцам в 1492 году. А еще раньше, в 1236 году, пала Кордова – столица
пиренейских мавров.
На юге Испании сохраняется множество памятников эпохи
арабского владычества, многие их которых имеют мировое значение. Среди
самых знаменитых построек той эпохи выделяется грандиозная мечеть в
Кордове. Продолжая и развивая тип мусульманской колонной мечети, в целом
она не имеет себе аналогий и заключает в себе неповторимую и
величественную красоту. В ее облике воплотился синтез архитектурных
форм, мозаики и декоративного искусства.
В 785 году эмир Абдурахман I выкупил у христианской
общины Кордовы место, где стояла полуразрушенная церковь Сан-Висенте,
сооруженная в V веке. На ее месте эмир начал строительство большой
мечети. Возможно, что в ее возведении приняли участие мастера из Багдада
и Византии.
Мечеть окружена стенами, образующими прямоугольник со
сторонами 200 на 144 м. Эти стены выглядят бесконечными. Их высота
колеблется от 8 до 20 м, в зависимости от рельефа местности. Там, где
рельеф понижается, стены достигают предельной высоты. Некогда вдоль стен
шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца.
С северной стороны мечети ранее находился минарет.
Сейчас на его месте возвышается колокольня, построенная испанским
архитектором Эрнаном Руисом в 1590-х годах. Пятиярусную колокольню
увенчивает статуя архангела Рафаила работы скульптора Вердигье
(XVIII в.).
Через ворота колокольни можно попасть во внутренний
двор мечети – так называемый Апельсиновый двор, с пятью традиционными
фонтанами для омовения. Строители мечети прибегли к чрезвычайно
оригинальному приему: они не стали возводить сплошной стены, отделяющей
Апельсиновый двор от молитвенного зала, и засадили двор ровными рядами
деревьев. В результате внутренняя колоннада мечети естественно
переходила в реальное пространство двора, где мраморным колоннам
соответствовали живые деревья.
Здание громадного молитвенного зала занимает площадь
180 × 130 м, достигая в высоту 11,5 м и создавая захватывающее
впечатление бесконечности. О впечатлении, производимом Кордовской
мечетью, писал в XIX столетии русский путешественник В.П. Боткин: «Вдруг
вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных
рядах их, теряющихся в призрачной дали, редкие маленькие окна едва
пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более
увеличивает необыкновенность впечатления. Верх этого огромнейшего храма
состоит из полукруглых (подковою) арок (прорезанных такой же формы
маленькими арками), опирающихся на колонны из белого, желтого, зеленого
мрамора, яшмы, порфира… Словно ходишь по густому лесу колонн,
разросшихся в бесчисленные переплетающиеся своды. Они не очень высоки,
но чрезвычайно легки, изящны и без пьедесталов – кажется, словно растут
из земли». Высота колонн мечети всего чуть более трех метров, но она
зрительно увеличивается за счет сложной системы двухъярусных арок,
выложенных полосами в два цвета: красновато-коричневый и белый.
Бесконечное повторение арок создает ощущение безграничного пространства,
которое плавно перетекает в бесконечный узор орнамента, покрывающего
стены мечети.
После завершения строительства мечети здание имело
19 нефов, идущих с востока на запад, 30 – с севера на юг, 20 ворот и
1293 колонны внутри, из которых сохранилось немногим более 800. На этом
месте в древнеримские времена стоял храм Януса, колонны из которого были
использованы при строительстве мечети. Еще 114 колонн были присланы
византийским императором Львом. Все колонны сделаны из различных
материалов и имеют разную высоту, поэтому некоторые пришлось частично
«утопить» в пол, а другие, наоборот, поднимать, делая под них базы.
Благодаря этому разнотипность колонн почти незаметна.
Мечеть несколько раз расширялась и достраивалась.
Абдурахман I построил вначале лишь одиннадцать нефов, но эпоха расцвета
Кордовы привела к новому строительству и расширению мечети. В 848 году
при Абдурахмане II были добавлены еще семь поперечных нефов. В годы
правления этого эмира Кордова стала крупным культурном центром, а мечеть
– средоточием общественной жизни города и всей Андалузии. В Кордовской
мечети устраивались политические собрания, читались указы халифа,
проводились учебные занятия. Судья Кордовской мечети был главным судьей
эмирата, которому подчинялись все судьи провинций.
Кордовский халиф Абдурахман III в 951 году пристроил к
мечети новый минарет, который считается прототипом знаменитой Хиральды в
Севилье. Новое расширение мечети было проведено Хакимом II (961–976).
При нем были построены четырнадцать нефов, устроен новый михраб
(молитвенная ниша) и сооружена максура (место для халифа), на которой
был установлен трон Хакима II, сделанный из самшита, эбена и сандалового
дерева. Над созданием трона, по сообщению арабских историков, работали
шесть выдающихся мастеров со своими помощниками в течение семи лет.
Хаким II велел построить у западной стены мечети «комнату милостыни»,
где нуждавшиеся странники получали подаяние.
Специально для украшения михраба халиф выписал из
Византии искусных мозаичных мастеров. Михраб стал самой прекрасной и
нарядно декорированной частью мечети. Перед ним была возведена сень,
купол которой представляет собой как бы вознесенный над пространством
фантастический цветок. Он опирается на перекрещивающиеся арки, а
свободные поля купола заполнены резными ажурными плитами из алебастра,
через которые просачивается неяркий нежный свет. Подковообразная арка
михраба декорирована полосами, каждая из которых имеет собственный
орнамент. Таким же образом украшены многолопастные арки входа в михраб,
состоящие из покрытых орнаментом резных камней. Стена, в которой устроен
михраб, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и
богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арабские надписи,
выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед
аркой михраба выложен белым мрамором.
Значительная часть восточной пристройки мечети
относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Это время
правления визира Ал-Мансура, более известного под именем Альмансора
(Альманзора), предания о котором стали частью арабского и европейского
фольклора. В его правление к зданию молитвенного зала с восточной
стороны были пристроены восемь новых нефов по всей длине восточной
стороны. Для этого строительства был использован материал разрушенных
испанских построек в завоеванных арабами областях.
Постройки Ал-Мансура завершили многовековое
строительство мечети. И, хотя незначительные переделки и добавления
продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно
изменить общий облик мечети.
В 1236 году мавры были изгнаны из Кордовы. Огромное
здание мечети было приспособлено под христианский храм. Начались
постепенные перестройки, уже в XIII веке были заложены пролеты, через
которые внутреннее помещение мечети соединялось с Апельсиновым двором. С
внешней стороны бывшая мечеть стала обрастать капеллами – фамильными
усыпальницами знатных испанских семей.
Наиболее существенные изменения облика бывшей мечети
произошли в XVI столетии. По проекту уже упоминавшегося архитектора
Эрнана Руиса внутри мечети была сооружена христианская церковь. Ее стены
оказались выше кровли мечети, хотя архитектор и стремился использовать
уже имевшиеся конструкции и по возможности сохранить облик здания.
Городской совет и население Кордовы, даже
христианское, резко выступило против строительства церкви. Архиепископ
Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое
согласие на строительство церкви внутри мечети. Однако, посетив в
1526 году Кордову и увидев результаты своего скороспелого решения, Карл V
раздосадовано заметил, что ни за что бы не согласился на перестройку
мечети, если бы видел ее раньше. «Вы построили то, что можно было
построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире», – с
горечью сказал император. Но сожаление Карла V было запоздалым и уже
ничего не могло изменить – внутри неповторимого, величайшего памятника
мусульманской архитектуры была сооружена ничем не примечательная
готическая церковь. |