Пои-Калян – «Подножие Великого». Так называется
соборная мечеть Бухары, украшением которой является древний минарет
Калян – «Великий минарет».
Соборная мечеть Бухары первоначально находилась у
самых стен бухарской цитадели и сильно пострадала в 1067 году, во время
одной из междоусобных войн. В XII веке правитель Бухары Арслан-хан
перенес мечеть подальше от беспокойного места и построил при ней
минарет, поразивший своим великолепием современников. «Подобного ему не
было нигде, так искусно и красиво он был сделан», – свидетельствует
средневековый хронист. Однако этот минарет, простояв очень короткое
время, неожиданно обрушился прямо на строившееся здание мечети, сильно
повредив постройку. Его выстроили вновь в 1127 году. Силуэт минарета на
протяжении восьми столетий служил главной вертикалью Бухары и был виден
далеко из окрестностей города.
Минарет Калян – одно из самых выдающихся сооружений
подобного рода на мусульманском Востоке. Помимо своей прямой функции
башни при мечети, откуда глашатай-азанчи призывал мусульман на молитву,
он использовался и в качестве дозорной вышки – с него видны все
окрестности города, а позднее служил местом публичных казней: отсюда
сбрасывали на мостовую приговоренных к смерти. Отсюда второе название
Великого минарета – минарет Смерти.
Высота минарета составляет 45,3 м, диаметр у основания – 9 м. Мостиком-переходом минарет соединен с кровлей мечети.
Минарет Калян чем-то напоминает делийский Кутб Минар.
Он представляет собой мощный, сужающийся к вершине столб, завершенный
круглым фонарем с шестнадцатью сквозными арочными проемами. Минарет
облицован обожженными керамическими плитками, выполненными в виде
различных геометрических фигур – квадрата, круга, полукруга,
треугольника, зигзага. Почти посередине башню опоясывает арабская
надпись, выполненная старинной вязью – так называемым куфическим
письмом. Эта надпись больше походит на орнамент. Вторая подобная
надпись, выполненная на голубых изразцовых плитках, проходит под самым
основанием фонаря. Минарет Калян – один из самых первых памятников
Средней Азии, в оформлении которого были применены цветные изразцы.
Существующее здание соборной мечети стоит на месте
аналогичной постройки XII века и завершена в 1514 году, в эпоху династии
Шейбанидов. Это одно из самых грандиозных зданий Средней Азии. Мечеть
занимает площадь 130 – 80 м. Ее окружает традиционный четырехугольный
двор с четырьмя айванами, стоящими по сторонам света. По его периметру
идут галереи, на мощных столбах которых покоятся 288 кирпичных куполов,
под которыми царят прохлада и полумрак. Эта аркада – целый лес могучих
колонн – производит очень величественное впечатление. Двор, окруженный
высокой оградой, замыкает здание мечети с высоким порталом, украшенным
ярко-голубыми, синими и белыми изразцами, мозаичными вставками. Интерьер
зала украшают шлифованный кирпич, мозаики, изразцы. Тонкими резными
наборными мозаиками украшен и михраб. Над мечетью возвышается двойной
купол, облицованный голубыми кирпичами.
В ансамбль мечети входит медресе Мир-Араб – шедевр
мусульманского средневекового зодчества. Здание медресе располагается на
огромной платформе, которое занимает половину всей территории ансамбля
соборной мечети Бухары.
Строительство медресе было начато по инициативе шейха
Мир-Араб Иеманского, ближайшего советника и наперсника тогдашнего
правителя Бухары Убайдуллы-хана. Чтобы найти средства на постройку
медресе, Убайдулла-хан продал в рабство три тысячи персов – мужчин и
женщин, и вручил полученные за них деньги шейху. Строительство медресе
было закончено в 1535–1536 годах. В его дворе расположены дарасхана –
аудитория для занятий, и пышно украшенная усыпальница строителя медресе –
шейха Мир-Араба. Здесь же погребен правитель Бухары Убайдулла-хан.
Фасад медресе украшает могучий арочный портал, по
углам здания возвышаются две массивные башни – «гульдаста». Над зданием
вздымаются два купола на высоких барабанах. Двор и главный фасад медресе
буквально заливают мозаики и орнаменты, выложенные цветными
майоликовыми плитками и изразцами. Доминирующий цвет – синий. Стены,
арки, устои здания покрывают причудливые завитки растительного
орнамента, крупная белая арабская вязь на темно-синем фоне,
геометрические узоры из покрытых глазурью кирпичей.
Ансамбль Пои-Калян на протяжении столетий был центром
древней Бухары, вокруг которого кипела городская жизнь. А над
приземистыми глинобитными домами в синеву неба вздымались минарет Калян,
башни и купола мечети, солнце отражалось в бесчисленных изразцах,
покрывавших стены построек. Ансамбль соборной мечети был виден со всех
точек города, а силуэт минарета царил на много верст вокруг, придавая
городу необычайно живописный вид. Недаром одним из средневековых
названий Бухары было «Блистательная». |