В 876–879 годах султан Ахмед ибн Тулун – первый
правитель Египта, независимый от багдадских халифо, в – построил в
Каире, на холме Яшкур, мечеть, получившую по имени правителя название
мечети Ибн-Тулуна. Сегодня она является одной из самых древних мечетей
Каира. Расположенная между цитаделью и Старым городом, эта мечеть
относится к типу «гамаиа», то есть предназначена для общественных
молений. В Средние века три главных каирских мечети – Ибн-Тулуна,
Ал-Азхар и Ал-Хакима – вмещали в себя во время традиционных пятничных
молитв все мужское население города.
Предание рассказывает, что проект мечети Ибн-Тулуна
был составлен архитектором-христианином, который специально для этой
цели был освобожден из темницы. Имя этого создателя мечети история не
сохранила.
Мечеть Ибн-Тулуна дошла до наших дней почти в
неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века все же оставили на
ней свои отпечатки. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, можно
видеть ее высокий минарет, построенный в конце XIII века. Он примыкает к
зданию мечети с западной стороны и непохож ни на один из других
каирских минаретов. Мечеть окружает могучая стена с зубцами.
Единственное, что напоминает зрителю о том, что перед ним не крепость, а
мечеть, является опоясывающий стену фриз из стрельчатых окон и арок.
Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна,
размерами 92–92 м, с трех сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми
арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим
геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается здесь несколько
десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора устроен
фонтан для омовения, над которым в 1296 году был сооружен купол. Он
опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.
Мечеть Ибн-Тулуна построена из обожженного кирпича и
обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для
египетских построек, он был принесен из Багдада. Внешний облик мечети
строг и лаконичен. Лишенная какой-либо вычурности, она словно создана
для созерцания и размышления. Ничто не отвлекает здесь человека от
раздумий и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть,
добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы человек, приходящий в
мечеть, на какое-то время оставлял за порогом страсти, бушевавшие
вокруг.
Стены мечети и все архитектурные детали – арки,
капители колонн, промежутки между окнами, карнизы – покрывает
стилизованный растительный узор – крупный, рельефный. Традиции
мусульманского искусства, как известно, ограничивают возможность
изображения живых существ. В результате резко возросла роль орнамента.
Он украшает ковры, ткани, изделия из керамики, дерева и металла,
средневековые рукописи, но особенно велико его значение в мусульманской
архитектуре – орнамент придает исламским постройкам удивительное
изящество и красоту.
Михраб мечети, один из самых древних элементов
здания, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в последующие годы неоднократно
переделывался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными
капителями. Они, по-видимому, были взяты из какой-то базилики
византийской времен императора Юстиниана.
Долгое время мечеть Ибн-Тулуна служила перевалочным
пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым
местам ислама – в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и
совершали молитвы перед дальнейшей дорогой. Рядом с построенной им
мечетью султан Ибн-Тулун устроил площадь, где он играл в поло, или в
шары. На эту площадь выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата
Гарема. Через центральную арку имел право проходить только сам
Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных
церемоний проходило войско Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч
человек.
Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть
Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими
художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает
ее одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской
архитектуры. |