Гигантский собор, возвышающийся в центре старого
Милана, относится к одним из самых парадоксальных сооружений
Средневековья. Его менее всего можно назвать готическим. Но, несмотря на
это, Миланский собор – выдающийся и, пожалуй, лучший образец
итальянской готики!
Миланский собор часто называют «восьмым чудом света»,
и для этого имеются все основания. Собор – самое большое в мире
сооружение из мрамора. Его длина составляет 158 м, ширина – 58 м, высота
центрального нефа – 46,8 м. Общая площадь храма составляет 11,3 тысячи
кв. м. С его высоты в хорошую погоду можно видеть вершины Альпийских
гор.
В плане Миланский собор повторяет готические
постройки Германии. Но немецкий план сочетается в нем с ломбардским
(североитальянским) фасадом, который поражает обилием мраморных
украшений. Несмотря на готический облик и громадные размеры, Миланский
собор отличается от других готических соборов некоторой приземленностью,
которую не могут скрыть множество украшающих его башен, башенок и
шпилей.
Наряду с Кёльнским собором и собором Святого Вита в
Праге Миланский собор – один из самых знаменитых «долгостроев» Европы.
Первый камень в его основание был заложен, вероятно, в 1386 году (эта
дата считается наиболее достоверной, так как точная дата неизвестна), а
последний – только в 1906 году. Впрочем, весь задуманный ансамбль
реализовать все равно не удалось.
По замыслу первого строителя Миланского собора,
зодчего Марко ди Кампионе, собор должен был быть пятинефным и иметь в
плане форму латинского креста. Эта схема в дальнейшем была сохранена,
однако за долгие годы строительства в облике собора нашли свое отражение
все архитектурные стили и направления, бытовавшие в разные времена в
Северной Италии. Впрочем, это не мешает Миланскому собору оставаться
удивительно цельным произведением.
На протяжении пятисот пятидесяти лет собор строили и
украшали 180 архитекторов, скульпторов и художников, среди которых были
крупнейшие мастера Италии, включая знаменитого зодчего Антонио Аверлино,
прозванного «Филарете» – «любимец славы». К строительству собора
«приложили руку» все жители Милана. Рассказывают, что специально
избранные девушки в белых одеяниях, в сопровождении флейтистов и
трубачей, обходили Милан и окрестные селения собирать пожертвования на
строительство храма. Большие средства пожертвовало знатное миланское
семейство Висконти. Городские ремесленники – булочники, сапожники,
красильщики – выходили работать на строительство собора по своеобразному
«графику», в строго определенные дни. Даже коллегия миланских
фармацевтов и врачей не гнушалась строить великий храм.
Миланский собор в основном был возведен уже ко второй
половине XV века. На протяжении XVI столетия сооружался купол, который
начал возводить архитектор Джованни Антонио Амадео, умерший в 1522 году.
До этого он пятьдесят лет руководил строительством Миланского собора.
В 1560-х годах архитектор и скульптор Пеллегрино Тибальди деи Пеллегрини
разработал проект западного фасада с пятью порталами. Этот фасад был
закончен только в 1801–1813 годах по проектам Карло Амати и Джузеппе
Цанойя. На протяжении всего XIX века фасады собора интенсивно
заполнялись статуями, рельефами, декоративными деталями. Еще
недостроенный, храм в конце XIX века уже подвергся ремонту – шутка ли,
пятьсот лет без ремонта… В начале ХХ века была завершена работа над
главными вратами собора, и на этом строительство закончилось. Правда,
храм значительно пострадал от воздушных налетов во время Второй мировой
войны, и после 1945 года его реставрировали. Ныне он снова возвышается
над Миланом во всей своей могучей красе.
С разных точек зрения Миланский собор выглядит
по-разному. Этому во многом способствует чрезвычайная насыщенность
фасадов пышным декоративным убранством в сочетании с громадными
размерами храма. Миланский собор производит огромное впечатление своей
несравненной декоративной резьбой по мрамору, многочисленными ажурными
деталями, цветными витражами в проемах стрельчатых окон. Снаружи и
внутри его украшают более чем три с половиной тысячи мраморных
скульптур, среди которых наиболее известна «Золотая Мадонна»,
увенчивающая центральный портал собора на высоте 108,5 м. Эта статуя,
изготовленная в 1770-х годах скульптором Ж. Перего, считается
покровительницей Милана и символом города. Ее изображение можно
встретить в Милане практически повсеместно. Среди других скульптур
Миланского собора совершенно необычным выглядит статуя великого князя
Киевского Владимира Мономаха.
Внутри собор огромен и торжественен. Величественные
своды опираются на могучие колонны, теряющиеся в таинственном полумраке,
создаваемом многочисленными цветными витражами. В праздничные дни
собор, заполненный народом, все равно не выглядит тесным – кажется, что
он безразмерен. К Миланскому собору, наверное, более всего подходит
определение «великий». Впрочем, он велик не только размерами и обликом,
но и всей своей многовековой историей, и своей ролью в жизни Милана в
разные эпохи, и своим неслыханным по щедрости убранством, напоминающим
целый музей мраморной скульптуры. Не зря же даже в Италии, чрезвычайно
богатой памятниками культуры и искусства мирового значения, Миланский
собор называют «восьмым чудом света». |