Город Пергам (его руины находятся на западном
побережье Турции) являлся столицей небольшого эллинистического
государства в Малой Азии. Пергамские цари поддерживали связи с Афинами и
всячески стремились подчеркнуть свое уважение к афинским традициям.
Главным божеством Пергама стала богиня Афина, а местные правители
покровительствовали искусствам и соперничали друг с другом в
меценатстве. По заказу царей Пергама были созданы несколько выдающихся
произведений античного искусства, и в их числе – знаменитый Пергамский
алтарь.
Грандиозный беломраморный алтарь, посвященный Зевсу и
предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружен в
180–160 годах до н. э. по заказу царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в
память о победе пергамского царя Аттала I над вторгшимся в конце
III века до н. э. в пределы его государства племенем галатов.
Пергамский алтарь представлял собой высокий цоколь,
на котором возвышался стройный ионический портик. С одной стороны цоколь
прорезала широкая открытая лестница из мрамора, ведущая к верхней
площадке алтаря, на которой находился жертвенник. По периметру цоколя
непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и
длиной около 120 м. Ныне рельефы Большого фриза хранятся в Берлинском
музее. Здесь же можно увидеть и модель-реконструкцию алтаря.
Большой фриз был изготовлен группой скульпторов по
единому композиционному замыслу. Известны имена некоторых авторов –
Дионисиад, Орест, Менекрат. Кто из них какую часть алтаря изготавливал,
сказать трудно. Художники принадлежали к разным направлениям
древнегреческого искусства и вышли из разных школ. Одни были
представителями пергамского стиля, другие – выходцами из Афин,
последователями классической школы Фидия. Но при этом вся композиция
производит целостное впечатление и ни одна деталь не нарушает единства
художественного замысла. Исключительное богатство изображений и огромные
размеры фриза делают его выдающимся произведением, которому нет равных в
античном искусстве.
Тема Большого фриза – Гигантомахия, битва богов и
гигантов. Это – иносказательный образ борьбы царей Пергама с галатами, в
память о которой и создан Пергамский алтарь. В битве на стороне богов,
кроме божеств Олимпа, участвует ряд богов совсем древних или даже
придуманных авторами. На западной стороне алтаря были изображены
божества водной стихии, на южной – боги небес и небесных светил, на
восточной, главной – олимпийские боги и на северной – божества ночи и
созвездий.
Древнегреческие мифы рассказывают, что гиганты,
сыновья богини земли Геи, восстали против богов Олимпа и в жестокой
битве – Гигантомахии – потерпели сокрушительное поражение. Сцены
Гигантомахии одна за другой разворачиваются на фризе Пергамского алтаря.
Чтобы подчеркнуть, что идет не просто сражение, а битва двух миров –
верхнего и нижнего, мастера изобразили богов над фигурами гигантов.
Всего на фризе изображено около пятидесяти фигур богов, и столько же –
гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, они отделяются от
фона и практически являются скульптурами. Фон между ними густо заполнен
развевающимися одеждами, крыльями орлов и гигантов, извивающимися
змеями. Детали фриза изготовлены и обработаны с такой тщательностью, что
буквально чувствуешь их материальность.
Первоначально все фигуры были раскрашены, многие
детали – позолочены. Высокий рельеф давал глубокие тени, в результате
чего все детали можно было хорошо различить на расстоянии. Битва
изображена в самом разгаре, мастера умело подчеркнули яростный темп
разворачивающихся событий. Стремительному натиску богов
противопоставляется отчаянное сопротивление гигантов. Противники
изображены в полный рост, у многих гигантов вместо ног – змеи. Имена
каждого из богов и гигантов, поясняющие изображения, аккуратно вырезаны
под фигурами на карнизе.
Центральный образ фриза – сражающийся Зевс
Олимпийский. Он одновременно ведет борьбу с тремя противниками. В его
полуобнаженной фигуре ощущается беспредельная, нечеловеческая мощь.
Поразив одного из противников, Зевс-громовержец готовится метнуть свою
испепеляющую молнию в предводителя врагов – змееногого исполина
Порфириона. Мышцы гиганта вздулись в напряжении, лицо искажено
ожесточением – он готовится отразить удар.
Особым драматизмом и выразительностью наполнена сцена
боя богини Афины и крылатого гиганта Алкионея. Богиня со щитом в руках
повергла противника на землю, в ее движениях сквозит решительность и
торжество победителя. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника,
чтобы увенчать голову Афины лавровым венком. Поверженный гигант тщетно
пытается освободиться от беспощадной руки богини. Его мускулы напряжены в
последнем усилии, лицо выражает глубокое страдание. Священная змея
Афины, обвившая гиганта, впивается ему в грудь… Рядом с Афиной горестно
вздымается фигура богини земли Геи, матери гигантов. Ее руки подняты
вверх, длинные волосы разметались по плечам. Скульпторам удалось с
необыкновенным драматизмом передать скорбь матери, оплакивающей своих
сыновей.
На верхней площадке Пергамского алтаря находился
второй фриз – малый. Он посвящен мифу о Телефе, аркадском герое, который
почитался в Пергаме. Этот фриз был исполнен совершенно в другом стиле,
чем Большой. Неторопливое движение действующих лиц, спокойный пейзаж, на
фоне которого разворачиваются события, служат контрастом к напряженным,
динамичным образам Большого фриза.
По своему художественно-историческому значению
Пергамский алтарь стоит в одном ряду с Парфеноном. Это одно из самых
величественных сооружений Эллады, одновременно являющееся одной из
непревзойденных вершин мирового искусства. |