Церковь Саграда Фамилия, расположенная неподалеку от
центра Барселоны, вероятно, один из самых необычных в мире христианских
храмов как по внешнему виду, так и по истории его сооружения.
Собственно, и история-то эта еще незакончена. Только вот как можно
правильно достроить храм, начатый гениальным, известным своими
странностями мастером, если план строительства так и остался у него в
голове-
Саграда Фамилия, церковь Святого Семейства – главное
творение всемирно известного испанского архитектора Антонио Гауди. В
истории архитектуры творчество Гауди стоит особняком. Его видение того,
каким должно быть здание, настолько индивидуально, что невозможно даже
сравнить его с кем-либо из архитекторов. Хотя, конечно же, он черпал
вдохновение во многих архитектурных стилях – готическом, мавританском, в
стиле модерн, однако элементы всех этих стилей трансформировались его
воображением в совершенно необычные, ни с чем не сравнимые,
захватывающие дух конструкции.
Антонио Гауди-и-Корнет родился в небольшом городке
Реус, неподалеку от Таррагоны, в Каталонии. Его отец был медником, и
этот факт, несомненно, оказал немалое влияние на проявившееся
впоследствии пристрастие Гауди к художественному литью. Всю жизнь Гауди
испытывал почтение к мастерам своего родного края. Изделия из кованого
железа были народным промыслом Каталонии, и многие поразительнейшие
творения Гауди сделаны из этого материала, зачастую его собственными
руками.
В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в
Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в
Провинциальную школу архитектуры, которую окончил 1878 году. В Европе в
то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный
Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики – французского
архитектора Виоле ле Дюка и английского критика и искусствоведа Джона
Раскина. Провозглашенная ими декларация: «Декоративность – начало
архитектуры» – полностью соответствовала собственным мыслям и
представлениям Гауди. Но тем не менее собственный творческий почерк
Гауди совершенно неповторим.
Строительство грандиозного храма в Барселоне,
посвященного Святому Семейству (La Sagrada Familia), стало делом жизни
Антонио Гауди. Он работал над его проектированием и сооружением 43 года.
Глубоко религиозный человек, он задумал свой храм как архитектурное
воплощение Нового Завета. Лепные рельефы фасадов должны были представить
всю земную жизнь и дела Христа.
Строительство церкви, посвященной Святому Семейству,
городские власти Барселоны начали еще в 1883 году. Первоначальный проект
принадлежал архитектору Франсиско де Вильяру. Де Вильяр задумал
возвести церковь в неоготическом стиле, но успел только построить крипту
под апсидой. В 1891 году главным архитектором строительства стал
Антонио Гауди.
Сооружение собора продолжалось все последующие годы
жизни Гауди. С самого начала он решил отказаться от неоготического
стиля. Церковь должна была быть готической только по духу и в основных
формах, имея план в форме «латинского креста», но во всем остальном
Гауди намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов.
Следуя своему обычному методу, Гауди не составлял
предварительных планов работ. Он, скорее, набрасывал в общих чертах
основные формы строительства, а затем импровизировал конструкции и
детали по мере продвижения вперед. Для этого ему необходимо было
постоянно присутствовать на строительной площадке, и в итоге он
переселился в одну из комнат в недостроенном здании собора. Наблюдая за
постройкой, Гауди постоянно вмешивался в ход работ: ему приходили в
голову неожиданные мысли, и он во что бы то ни стало стремился их
воплотить, иногда даже останавливая работы и приказывая сломать уже
построенное… Так над домами Барселоны начало подниматься одно из самых
удивительных в мире сооружений, вызвавшее некоторое замешательство у
горожан: какая же это церковь? Это не то муравейник, не то какой-то
вырастающий из земли сталагмит, каменная сосулька!
По замыслу Гауди, все три фасада должны были иметь
стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими
башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы
двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из
двенадцати апостолов. А каждый из трех фасадов был посвящен одному из
трех центральных сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Страсти
Христовы» и «Воскресение». Фасады должны были украшать огромные панно и
рельефы на соответствующие темы.
Несмотря на то что Гауди строил храм на протяжении
тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только фасад
Рождества, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре
башни над ним. Западная часть трансепта и апсида, составляющие большую
часть этого величественного здания, до сих пор достраиваются.
С 1914 года Гауди все силы отдавал только
строительству своего храма. Все более углубляясь в себя, он становился
все более эксцентричным, свято верил в свое мессианское предназначение,
жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной
площадке, и выходил время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств
на строительство церкви (пожертвования были единственным источником
финансирования строительства). Храм стал его навязчивой идеей. Однажды, в
1926 году, недалеко от строительной площадки, направляясь в близлежащую
церковь к вечерне, он был сбит трамваем. Никто не узнал в старике,
одетом в поношенную одежду и похожего на бродягу, известного всей
Барселоне архитектора. Он был отправлен в госпиталь Святого Павла и
Святого Креста – больницу для бедных. Через два дня в возрасте 74 лет
Антонио Гауди умер. Он похоронен в крипте недостроенного им собора.
Было много дискуссий о том, надо ли завершать церковь
после смерти Гауди. Однако несколько неудачных попыток продолжить
творение гениального мастера только подчеркивают индивидуальность,
необычайную пластическую выразительность и силу его искусства. Опыты
Гауди в общем-то остались уникальными в истории архитектуры. Извечная
задача архитектуры – совместить красоту и целесообразность, конечно же,
не могла вдохновить зодчих на «запуск в серию» замыслов Гауди.
Церковь Саграда Фамилия, даже недостроенная, и
сегодня поражает воображение. Стоит ли говорить, как удивлялись
барселонцы, когда оно диковинным, фантастическим растением вырастало на
их глазах! И, как это часто бывает, зритель оказался неподготовленным к
восприятию столь непривычных архитектурных форм. Судьба этого сооружения
схожа с судьбой Эйфелевой башни. Одни озадаченно молчали и пожимали
плечами, другие ругали, поносили его, называли «каменным кошмаром». Но
минуло время, и люди увидели в нем то, чего не смогли разглядеть
вначале. И постепенно оно стало главной архитектурной
достопримечательностью Барселоны, как в Лондоне – башня Биг Бен, во
Флоренции – собор Санта Мария дель Фьоре, а в Париже – Эйфелева башня. |