Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал
одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и даже трудно
сегодня представить себе французскую столицу без этого легко взлетающего
ввысь монументального храма, сверкающего на солнце своими
многочисленными золотыми украшениями.
Рассказывают, что в результате частых войн середины
XVII столетия Франция наполнилась увечными солдатами-инвалидами,
вынужденными скитаться и нищенствовать, и тогда, в конце 1660-х годов,
король Людовик XIV издал эдикт о постройке специального дома призрения
для исключенных со службы старых солдат-инвалидов Сооружение Дома
инвалидов должно было продемонстрировать заботу короля о своих воинах.
Строительство приюта в 1671 году было поручено
архитектору Либералю Брюану. Так на берегу Сены появился ансамбль Дома
инвалидов – обширный комплекс зданий, протянувшийся между площадью
маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. К 1676 году, когда строительство
завершилось, протяженность фасада Дома инвалидов, обращенного к реке,
оставляла 196 м. Комплекс включал в себя пятнадцать внутренних дворов,
один из которых, так называемый «Почетный двор» (cour d’honneur),
предназначался для проведения военных парадов и других торжественных
церемоний. Требовалось, однако, построить еще и часовню для призреваемых
ветеранов. Проект небольшой церкви Св. Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид)
также разработал Либераль Брюан, однако в полной мере реализовать его
архитектор не сумел: он скончался еще до завершения всех работ.
Заканчивал строительство часовни его помощник, Жюль Ардуэн-Мансар, со
временем ставший крупнейшим французским зодчим конца XVII столетия.
Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже и
осуществил несколько крупных построек в Версале. Он был родственником и
учеником другого известного архитектора – Франсуа Мансара (1598–1666),
от которого унаследовал не только фамилию, но и талант.
Часовня Сан-Луи-де-Инвалид была закончена в
1679 году. Вскоре после этого Людовик XIV пожелал, чтобы Ардуэн-Мансар
включил в ансамбль Дома инвалидов особую королевскую часовню – очевидно,
король считал выше своего достоинства молиться в одной церкви с
солдатами-ветеранами. Королевский заказ Ардуэн-Мансар реализовал с
небывалым размахом: он построил не часовню, а огромный собор, видный
сегодня едва ли не со всех точек французской столицы. Он стал
центральным сооружением всего ансамбля Дома инвалидов.
Собор Дома инвалидов строился в 1679–1706 годах и
оказался последней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара – в 1708 году
архитектор скончался. Собор Дома инвалидов, или Купольная церковь, как
иногда называют это сооружение, стал, таким образом, своеобразным
памятником этому выдающемуся зодчему. Разрабатывая проект храма,
Ардуэн-Мансар, несомненно, вдохновлялся образом базилики Святого Петра в
Риме, купол которой послужил прообразом для многих крупных барочных
построек рубежа XVII–XVIII веков. Внутреннюю поверхность купола собора
Дома инвалидов расписывал Шарль де ля Фосс (1636–1716).
Собор – квадратное в плане сооружение, образец
строгого изящества и симметрии. Его фасад украшен двойной колоннадой,
увенчанной монументальным фронтоном. Массивный барабан, окруженный
парными колоннами, служит основанием для устремившегося в небо огромного
продолговатого купола, украшенного золотыми гирляндами и цветами. Купол
завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общая высота собора
составляет 107 м.
Силуэт собора Дома инвалидов является одним из
наиболее выразительных в облике Парижа благодаря чрезвычайно удачно
найденным пропорциям. Интерьер собора, имеющий в плане греческий крест,
повторяет строгую простоту наружного облика храма. Здание включает в
себя центральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал
соединен проходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды
центрального зала украшают изображения четырех евангелистов, а в центре
свода находится большое живописное изображение «Святой Людовик,
вручающий свой меч Христу».
Ансамбль Дома инвалидов стал пантеоном военной славы
Франции. В одном из его зданий расположен сегодня Музей французской
армии, а в самом соборе находятся гробницы маршалов Франции и других
выдающихся военных деятелей. Среди них – Тома Бюжо (1784–1849),
покоритель Алжира; Франсуа Канробер (1809–1895), командующий французской
армией в Крымскую войну; герои Второй мировой войны Филипп Леклерк
(1902–1947) и Жан Делаттр-Тассиньи (1889–1952). Здесь же похоронен
капитан Руже де Лилль (1760–1836) – автор легендарной «Марсельезы».
Четыре капеллы собора Дома инвалидов служат
усыпальницами многих членов семьи Бонапарт и выдающихся военных деятелей
Франции. В первой капелле справа находится гробница Жозефа Бонапарта
(1768–1844), брата Наполеона, в следующей капелле похоронены маршалы Фош
и Вобан. В первой капелле слева расположена усыпальница другого брата
Наполеона – Жерома (1784–1860), за ней находятся усыпальницы маршалов
Тюренна и Льётея.
В крипте собора, сооруженной архитектором Висконти,
точно под куполом, находится гробница императора Наполеона. Как
известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 года, но
только в 1840 году его прах был доставлен на родину. Торжественная
церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря
1840 года – первоначально в парижской часовне Сан-Жером, а в 1861 году
прах Наполеона был перенесен в собор Дома инвалидов. Останки уложили в
шесть гробов: первый – из жести, второй – из красного дерева, третий и
четвертый – из свинца, пятый – из эбенового дерева, а шестой – из дуба.
Эти гробы были помещены в большой саркофаг из красного порфира, который
установили в крипте собора Дома инвалидов, украшенной, по выражению
А.З. Манфреда, с «языческим великолепием». Вечный сон императора
сторожат «Двенадцать побед» – двенадцать скульптур богини победы Ники
работы скульптора Прадье, каждая из которых символизирует одно из
двенадцати крупнейших сражений, выигранных Наполеоном: Маренго, Ваграм,
Аустерлиц, Иена, Фридланд, Москва (имеется в виду Бородинская битва)…
Названия мест сражений, выложенные золотом на мраморном мозаичном полу
вокруг саркофага Наполеона, окружает мозаичный лавровый венок. Рядом с
императором покоится прах его сына – «Орленка», умершего в Вене в
1832 году.
Гробница Наполеона долгое время служила объектом
паломничества многих французов, приходивших поклониться праху великого
императора. Но прошли годы, и сегодня у гроба Наполеона можно встретить
разве что иностранных туристов, осматривающих достопримечательности
Парижа. «Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне
внимание, – писал А.З. Манфред. – «Жизнь идет вперед и ставит новые
задачи… Неистовый корсиканец, волновавший когда-то умы и сердца,
отодвинут в далекое прошлое. Все проходит…»
|