Собор Парижской Богоматери построен в западной части
острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский
алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор
Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. В
зависимости от времени дня и погоды его силуэт окрашивается в самые
различные тона серого цвета: от стального до дымчатого. А вечером, в
лучах заходящего солнца башни собора выглядят розово-пепельными…
По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи
готического искусства собор Парижской Богоматери представляет собой
совершенно уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и
гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что храм строился почти
двести лет, что он многократно переделывался и капитально
реставрировался.
Строительство собора было начато в 1163 году при
парижском епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в его основание
положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое
завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора
претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.
История сохранила имена нескольких зодчих,
завершавших строительство храма. В 1257–1270 годах здесь трудились Жан
де Шель и Пьер де Монтрейль. В 1280–1330 годах строительством руководили
Пьер де Шель и Жан Рави. Средства на постройку главного парижского
храма щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. Главный
алтарь был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в
Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную мессу.
К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на
главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.
Собор Парижской Богоматери представляет собой
пятинефную базилику. Его длина составляет 130 м, высота башен – 69 м.
Собор одновременно может вместить девять тысяч человек.
Главный, западный фасад храма с подчеркнутой
четкостью делится на три яруса: нижнюю часть, состоящую их трех
порталов, среднюю часть – Галерею Королей с окном-розой, и верхнюю часть
– башни. Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно
оформлены порталы. Наиболее интересен левый портал, посвященный Деве
Марии. Его украшает удивительная по выразительности и силе исполнения
скульптура «Слава Пресвятой Девы». Это один из лучших образцов ранней
французской готики. Правый портал посвящен Святой Анне, и на нем
высечены сцены из ее жизни. Средний портал производит более суровое
впечатление. В его центре находится трехъярусная композиция «Страшный
суд», над которой возвышается фигура грозного Судьи мира – Христа,
окруженного апостолами, по шесть с каждой стороны. Скульптуры всех трех
порталов являются одними из лучших произведений средневекового
искусства. Они объединены одним общим замыслом: изобразить всю историю
христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть
скульптур собора Парижской Богоматери, включая все двадцать восемь
статуй галереи Королей, является копиями XIX века: оригиналы разбиты в
годы французской революции.
Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари
чрезвычайно интересны знаменитые статуи химер. Они установлены на
верхней площадке собора у подножия башен. Химеры, разрушенные от
времени, были восстановлены в 1850—1860-х годах скульптором Виоле ле
Дюком. Этих страшных, фантастических существ средневековые авторы
наделили внутренней психологией, они живут – и это производит на
зрителей чрезвычайно сильное и, пожалуй, жутковатое впечатление.
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из
которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение
мрачноватости, холодности. Раньше в соборе было еще темнее, и пришлось
пробивать новые окна в боковых стенах, так как центральный неф освещался
очень плохо. Его высокие стрельчатые своды поднимаются в почти
бесконечную вышину. Высота центрального нефа собора Парижской Богоматери
составляет 35 м, и в сочетании со сравнительно небольшой шириной и
чрезвычайной легкостью конструкции свода это создает чувство особой
безмерности и величия.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари
нет настенной живописи, и единственным источником цвета в
однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные
в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через
них, заливает храм целой радугой оттенков. В некоторых частях храма
преобладает чистый фиолетовый или голубой цвет, в других – жаркие
оранжевые или красные тона. Эта игра цвета не только смягчает
однотонность постройки, но и придает интерьеру собора феерическую
роскошь и вместе с тем таинственность.
Изображение на витражах выполнены в соответствии со
средневековыми канонами. На окнах хора помещены сцены из земной жизни
Спасителя, на витражах боковых стен – фрагменты из житий святых. Витражи
высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей,
апостолов. В окнах боковых капелл расположены сцены земной жизни Девы
Марии. А витражи огромного, диаметром 13 м, окна-розы включают в себя
около восьмидесяти сцен из Ветхого Завета.
К сожалению, среди витражей собора Парижской
Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой
позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю.
В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только
витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у революционной
толпы и ее руководителей храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как
в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской
Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно
поврежденное в годы революции древнее здание с конца XVIII века пришло в
упадок, и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман
«Собор Парижской Богоматери», храму уже угрожало полное разрушение.
В 1841–1864 годах была произведена капитальная реставрация собора. В эти
же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед его
фасадом образована существующая ныне площадь.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства – Терновый венец Иисуса Христа. |