За две с половиной тысячи лет своего существования
Севилья побывала в руках иберов, римлян, готов, арабов и наконец перешла
под скипетр испанских королей. Одна эпоха сменяла другую, и вместе с
каждой эпохой уходили в прошлое ее памятники, а их место занимали
другие.
Сегодняшний собор Санта-Мария де ла Седе в Севилье
стоит на месте Большой мечети, построенной кордовским халифом Абу
Якубом. Это белоснежное грандиозное здание, необычайно роскошное,
сооружавшееся почти три века – с IX по XII – еще длительное время после
взятия испанцами Севильи в 1248 году оставалось нетронутым. Оно лишь
обстраивалось часовнями-капеллами. И только в первые годы XV века мечеть
была разрушена и на ее месте началась постройка христианского храма.
«Этот собор будет создан столь грандиозным, что нас
посчитают безумными», – сказал при закладке храма один из членов
городского совета. Сооружение, действительно, получилось огромным:
сегодня Севильский собор – самый большой в Испании и третий по величине в
Европе. Но и он значительно уступает по размерам Большой мечети,
стоявшей некогда на его месте. От постройки халифа Абу Якуба сохранились
примыкающие к северной части собора Апельсиновый двор и старинный
портал Пуэрта дель Пердон («Врата Прощения»). Двери портала покрыта
бронзовыми пластинками с выгравированным на них тончайшим орнаментом и
арабскими надписями.
Остатками мечети является и Хиральда – бывший
минарет, ставший ныне частью соборного ансамбля. Хиральда – такой же
символ Севильи, как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для
Нью-Йорка. Она является основной вертикалью в ансамбле города и
достигает в высоту почти 100 м. Хиральда запечатлена на многих
живописных полотнах испанских художников, о ней писали Сервантес и
Федерико Гарсиа Лорка. Хиральду считали восьмым чудом света. Испанский
поэт Херардо Диего называл ее «славой архитектуры, не имеющей себе
подобных».
Хиральду начали строить в 1184 году, во времена
правления Якуба ибн Юсуфа по проекту архитектора Ахмеда бен Бану.
Достроена она была в 1198 году. Древняя часть башни имеет высоту в 70 м.
Ее основание сложено из камней, взятых из разрушенных древнеримских
построек, и на некоторых камнях до сих пор можно видеть полустертые
латинские надписи. Башня довольно массивна, в плане она представляет
собой четырехугольник со стороной 13,6 м. Толщина стен у основания
достигает трех метров. Однако изящный восточный орнамент, словно легкая
сетка, наброшенный на поверхность стены, придает башне ощущение
стройности и легкости. А на плоской крыше минарета находилась
обсерватория – одна из крупнейших в то время в Европе.
В мавританскую эпоху Хиральду увенчивали четыре
медных позолоченных шара. В одной из старинных хроник рассказывается,
что когда солнце освещало золотые шары Хиральды, их свет был виден на
расстоянии дня пути от Севильи. Когда испанцы сняли шары с башни, то
пришлось расширять городские ворота – огромные шары не могли пройти
через них.
После постройки Севильского собора мавританский
минарет стал колокольней. В 1560–1568 годах известный испанский
архитектор Эрнан Руис надстроил еще пять ярусов Хиральды. Они постепенно
суживаются кверху. В нижнем, самом просторном ярусе, подвешено
25 колоколов, а последний ярус служит постаментом для бронзовой статуи
Веры со знаменем в руках, выполненной в 1568 году скульптором Бартоломе
Морелем. Эта четырехметровая статуя-флюгер – хиральдильо (от испанского
hirare – вертеться, вращаться) – и дала название всей башне.
Архитектор, разработавший план здания и начавший
строительство собора, неизвестен. Храм строился с 1402 по 1506 год, и
это, как обычно, привело к смешению стилей в его архитектурном облике.
Собор был задуман как пятинефный готический храм, но в его фасадах
присутствуют мотивы эпохи Возрождения.
Размеры Севильского собора составляют 129 – 76 м. Он
со всех сторон застроен домами, и только главный фасад – западный –
доступен для полного обозрения. Его украшают многочисленные терракотовые
фигурки епископов и святых.
Внутреннее пространство собора потрясает своими
размерами, оно необъятно. Высота центрального нефа достигает 36 м, а
боковых – 25 м. Интерьер храма освещают 75 окон. Цветные оконные
витражи, изготовленные в начале XVI века мастером Кристофом Алеманом,
считаются одними из лучших в Европе по выразительности изображений и
цветовой насыщенности.
Собор в Севилье – настоящий музей испанской
скульптуры и живописи. Его широкий центральный неф разделяет Главная
капелла, огороженная с трех сторон решеткой из кованого железа. В
капелле находится самое грандиозное в Испании ретабло – заалтарный
образ. Он имеет пять рядов прямоугольных ниш, в которых помещены
скульптурные изображения с евангельскими и библейскими сюжетами. В
центральной нише находится старинная статуя Мадонны, покрытая
серебряными пластинами. Автором самой старой, центральной части ретабло
является фламандский мастер Данкарт, который создавал его в
1482–1492 годах, а завершил работу испанский скульптор Хорхе Фернандес в
1525 году. Росписи ретабло принадлежат кисти его брата – Алехо
Фернандеса, известного испанского живописца эпохи Возрождения, автора
одного из первых портретов Христофора Колумба.
В апсиде за Главной капеллой расположена Королевская
капелла, сооруженная в 1575 году. Здесь находятся гробницы испанских
королей Альфонса Х и Педро Жестокого. Здесь же хранится статуя
«Королевской Мадонны» – покровительницы Севильи, перенесенная в собор из
дворца короля Альфонса Х. Статуя Мадонны размером в человеческий рост
была вырезана в XIII веке из кедра. Первоначально волосы ее были сделаны
из золотых нитей, а голову увенчивала золотая корона. Внутри находился
механизм, позволяющий Мадонне поворачивать голову. Впоследствии золотые
волосы были заменены шелковыми, корона пропала, механизм давно
неисправен, но «Королевская Мадонна» и сегодня считается
покровительницей города и глубоко почитается. В Севильском соборе
находится и другое глубоко почитаемое изображение Мадонны – «Мадонна де
лос ремедиос», Мадонна-исцелительница, выполненная неизвестным испанским
мастером XVI века.
Рядом с Королевской расположена капелла Сан-Педро
(Святого Петра). Ее украшают многочисленные картины работы знаменитого
испанского живописца Франческо Сурбарана (1598–1664). В свое время он
был назначен городским советом на должность главного художника Севильи и
много потрудился над украшением города, включая и главный городской
собор.
У южной стороны собора размещается главная ризница
(Сакристия Майор), где хранятся две картины кисти Мурильо. А в одной из
капелл – капелле Сан-Антонио – находится картина «Святой Антоний»,
заказанная Мурильо в ту пору, когда его уже признали лучшим художником
Севильи. Но главным сокровищем, хранящимся в ризнице собора, является
огромная серебряная дарохранительница, изготовленная в XVI столетии
мастером Хуаном де Арфе. Этот изготовленный из чистого серебра ковчег
достигает трех метров в длину и обильно украшен скульптурой и
орнаментом. В ризнице хранится и множество других реликвий, в том числе
ключ от ворот Севильи, врученный маврами испанскому королю во время
сдачи города.
В сакристии Лас Калисес, соседствующей с главной
ризницей, можно видеть множество картин испанских живописцев различных
времен, в том числе большое полотно «Святая Юста и Святая Руфина»,
принадлежащее кисти Гойи. Святые Юста и Руфина считаются
покровительницами Севильи и их изображения можно встретить повсюду в
соборе, в том числе и в ретабло Главной капеллы. Для написания этой
картины Гойя специально приезжал в Севилью, и обе святые изображены им
на фоне Хиральды – символа города. Рядом находится огромная, более 16 м в
высоту, картина «Святой Христофор переносит младенца Христа через
реку», написанная художником Матео Пересом де Алесио. В Испании святой
Христофор считался избавителем от насильственной смерти, и его
изображение было обязательным для любой церкви. Святой Христофор из
Севильского собора – самое большое в Испании изображение этого святого.
Неподалеку от стены с картиной «Святой Христофор»
стоит гробница одного из самых известных в мире людей – Христофора
Колумба, первооткрывателя Америки. Существующая гробница изготовлена
скульптором Артуро Мелида в 1891 году. Следует отметить, что многие
исследователи считают эту гробницу символической и утверждают, что
могила великого мореплавателя находится в другом месте – правда,
неизвестно, где именно. Зато точно известно, что в Севильском соборе
погребен сын великого мореплавателя – Эрнандо Колумб. Его могила
находится в центральном нефе, между главным порталом и хорами. Эрнандо
Колумб основал при Севильском соборе знаменитую Колумбийскую библиотеку,
которая насчитывает сегодня около трех миллионов томов, включая
редчайшие древние манускрипты, в том числе подлинные рукописи самого
Христофора Колумба. С Колумбом в Севилье вообще связано очень многое –
ведь после открытия Америки испанский король даровал Севилье монопольное
право на торговлю с Новым Светом, и именно отсюда уходили к неведомым
берегам нового континента корабли купцов и конкистадоров. А первым, что
видели возвращавшиеся из далекого плавания моряки, была высоко
взлетающая над городом Хиральда, увенчанная статуей Веры… |