Флоренция – центр итальянской области Тоскана. В этом
прославленном своими традициями художественном центре еще в X–XI веках
выработалась собственная школа архитектуры, продолжавшая позднеантичное
направление.
Грандиозный силуэт Флорентийского собора господствует
над прославленным городом, четко рисуясь на фоне синего небосвода. Чем
ближе зритель подходит к собору, тем больше начинают нарастать
колоссальные размеры здания, превосходящие все привычные масштабы. У
подножия собора воспринимается уже не столько красота линий и форм,
сколько гигантская масса храма, увенчанного огромным куполом. Купол
собора Санта-Мария дель Фьоре стал зримым рубежом, отделившем
архитектуру Средневековья от архитектуры новой эпохи – эпохи
Возрождения.
В конце XIII века жители Флоренции начали
строительство нового городского собора. Его возводили на месте древнего
храма, который назывался Санта-Репарата – святая Репарата. Эту святую
особо почитали во Флоренции, так как в день ее памяти в начале V века
жители Флоренции одержали победу над варварами во главе с Радагайсом. В
благодарность за спасение города тогда была построена церковь
Санта-Репарата, которая к XII веку стала городским собором. К концу
XIII века ее обветшавшее здание уже не отвечало ни вкусам, ни
потребностям горожан. Оно было маленьким и не вмещало всех желающих, и
вдобавок, его облик не соответствовал возросшему богатству и могуществу
Флоренции.
Флорентийцы решили воздвигнуть новый собор таким,
«чтобы нельзя было потребовать от человеческих сил и рвения ни большей
по размерам, ни более прекрасной постройки». Гигантская величина и
сказочная пышность храма призваны были символизировать богатство и мощь
Флоренции, стать предметом гордости ее жителей и свидетельством их
патриотизма. Торжественная церемония закладки нового собора состоялась
8 сентября 1296 года в праздник Рождества Богородицы. Первый камень в
основание собора был заложен кардиналом – представителем римского папы, в
присутствии многочисленных епископов, священников и гражданских властей
Флоренции, а также огромного количества горожан.
Первым строителем собора стал Арнольфо ди Камбио,
крупнейший архитектор того времени. Он задумал построить колоссальное
здание с планом в виде латинского креста. Над пересечением нефов
предстояло подняться громадному куполу, который должен был стать
центральным элементом всего ансамбля. Но в 1302 году Арнольфо ди Камбио
скончался, успев лишь частично возвести боковые стены, полностью – стену
главного фасада и наполовину отделать ее. С 1310 года строительство
собора прекратилось и возобновилось только сорок пять лет спустя, в
1355 году. Во время этого почти полувекового перерыва архитектором
Джотто ди Бондоне была построена колокольня собора, известная под именем
«кампанилла Джотто».
Еще во время строительства, в 1412 году, новый собор
был официально посвящен Богоматери и стал называться Санта-Мария дель
Фьоре – собор Девы Марии с Цветком Лилии в Руке. Остатки древней церкви
Санта-Репарата, которую сломали в 1375 году, вошли в объем нового
здания.
С 1355 года строительством собора руководила
специальная комиссия, а главным архитектором был назначен Франческо
Таленти. Проект ди Камбио был отставлен, и вместо него принят новый,
предусматривающий некоторое расширение собора. Но строители столкнулись с
чрезвычайно сложной технической задачей: как возвести громадный купол-
В 1366–1367 годах флорентийцы объявили специальный
конкурс на проект окончательного завершения недостроенного собора, в
котором приняли участие не только архитекторы, но и художники. Один из
них, Андреа Бонайути, даже изобразил собор, каким он себе его
представлял – в законченном виде, с куполом, – на фреске Испанской
капеллы церкви Санта-Мария Новелла. Но проблема, как построить купол,
все равно снята не была, и разрешить ее сумел только Филиппо
Брунеллески, крупнейший итальянский зодчий эпохи Возрождения.
В 1420 году крупнейшие мастера Тосканы и зарубежные
архитекторы собрались во Флоренции для обсуждения метода возведения
купола недостроенного собора Санта-Мария дель Фьоре. Среди разных мнений
совершенно неожиданным прозвучало предложение Брунеллески: возводить
купол без каких-либо строительных лесов, что позволяло значительно
сэкономить на средствах и материалах. При этом купол должен быть не
сферическим, так как верхняя часть такого купола не выдержит нагрузки и
обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер
купола должны были принять на себя основную нагрузку.
Многим эта идея показалась фантастической, но
Брунеллески сумел убедить в своей правоте коллег и городские власти
Флоренции. Строительство купола в основном было закончено в 1436 году,
но окончательно он был завершен в 1446 году, а венчающий его фонарь –
только в 1467 году, уже после смерти Брунеллески. Диаметр купола
Флорентийского собора составляет 42 м. Это значительно превосходит все
предыдущие постройки античности и Средневековья. Огромный, вознесенный
вверх, купол, по словам восхищенных современников, был «могучим и
воздушным, способным осенить все народы Тосканы».
Освящение собора состоялось 25 марта 1436 года. На
церемонию был приглашен папа римский Евгений IV. «Папа охотно выразил
согласие, – пишет Николо Макиавелли. – И, дабы воссияли одновременно и
великолепие города, и блеск нового храма, а также, чтобы почтить главу
церкви, от Санта-Мария Новелла, где проживал папа, до собора построили
помост в четыре локтя шириной и два высотой, со всех сторон задрапировав
его богатейшими тканями. По этому помосту и направился в новый храм
папа со своим двором в сопровождении магистратов и особо отобранных для
этого случая граждан. Все прочие граждане и простонародье рассыпались по
улицам, собрались у окон домов и в церкви, чтобы видеть это
величественное зрелище».
В 1471 году был сделан «последний штрих» – фонарь
купола собора увенчал шар с крестом. Таким образом, через 175 лет после
дня закладки первого камня здания собор был завершен. Его строительство
обошлось Флоренции в 18 миллионов золотых флоринов.
В XV веке Флорентийский собор являлся самой большой
церковью в Италии. Он вмещает 30 тысяч человек. Его протяженность
составляет около 150 м, ширина – 38 м, высота до верха креста – около
115 м. Долгое строительство наложило на здание собора печать различных
стилей – по конструкции собор готический, но по духу – ренессансный.
Фасады собора облицованы разноцветным мрамором, а огромный купол,
доминирующий в панораме города, покрыт кирпично-красными плитками. К
собору примыкает высокая изящная колокольня высотой 99 м – «кампанилла
Джотто». Внутри собор огромен, он наполнен светом и воздухом. Вместо
традиционного ощущения высоты, бесконечности сводов, во Флорентийском
соборе в первую очередь воспринимается его необъятная ширина. Светлые
гладкие стены собора создают чувства покоя, умиротворения и радости.
С Флорентийского собора берет свое начало архитектура
новой эпохи. И несмотря на то что во время ее развития мастерам
XV–XVI веков удалось превзойти образец, собор Санта-Мария дель Фьоре на
все века сохранил свое значение как памятник дерзкой человеческой мысли. |