Что такое Пизанская башня? Обычно этот всемирно
известный памятник рассматривают как некое самостоятельное сооружение,
стоящее где-то на отшибе и живущее своей самостоятельной жизнью…
Ничего подобного. Пизанская башня – часть ансамбля
городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня служит его
колокольней и примыкает к северо-восточному углу храма.
Знаменитый собор в Пизе – шедевр средневековой
итальянской архитектуры. Его история началась в 1063 году, когда на
окраине города, на зеленом лугу, были заложены фундаменты будущего
ансамбля городского собора, включившего в себя беломраморный пятинефный
храм, колокольню и баптистерий-крещальню. Спустя несколько десятилетий
на удаленной от городского центра площади уже высилось одно из
выдающихся творений Средневековья, оказавшее огромное воздействие на
развитие итальянской, да и всей европейской архитектуры.
«Пизанская площадь кажется созданной и чудесно, и
внезапно в одну ночь, – пишет П.П. Муратов в своих «Образах Италии». –
Настолько непонятен нам теперь длительный прилив художественных сил,
великой гордости и высшей энергии, пережитой когда-то пизанцами».
Первым строителем храма был архитектор Бускетто,
вероятно, выходец из Греции. На это указывают как фамилия мастера, так и
предложенная им композиция собора, восходящая к идеям византийской
архитектуры V века. После 1118 года строительство Пизанского собора
продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф здания и возвел
фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде
нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было
принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто
облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком, камнем с
мраморными инкрустациями. Под ярким южным солнцем Пизанский собор
контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба.
Храм производит удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке
своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Сколько же
терпения и любви понадобилось мастерам, чтобы так тщательно и кропотливо
соединять в единое целое множество мраморных деталей!
Строительство Пизанского собора в основном было
завершено в 1150-х годах. Такая сравнительно быстрая постройка
объясняется тем, что мастера не тратили время на возведение сложных
каменных сводов: перекрытие центрального нефа выполнено деревянным. Над
порталами помещены красочные мозаичные панно. Интерьер собора украшают
позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные
работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера
Никколо Пизано. Его творения напоминают искусство времен Римской империи
времен раннего христианства, многие исследователи усматривают в
творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса. Дело отца продолжил
его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.
В алтаре Пизанского собора возвышается колоссальная
статуя Христа. Очень хороша мраморная готическая кафедра работы отца и
сына Пизано, одна из главных достопримечательностей собора. Кафедра
богато украшена скульптурой и рельефами работы Никколо Пизано,
выполненными около 1260 года. В целом же внутреннее убранство собора
сильно пострадало во время пожара 1596 года.
В Пизанском соборе находятся несколько захоронений
различных исторических деятелей, среди которых – гробница германского
императора Генриха VII.
Строительство звонницы-кампанилы («Пизанской башни»)
было начато в 1174 году, как предполагают – мастерами Вильгельмом
(Гульельмо) из Инсбрука и Боннано. Башня имеет монолитное основание,
окруженное «слепыми» (без прохода внутрь) аркадами. Над ними поднимается
шесть ярусов арочных галерей, таких же, как и аркады главного фасада
собора. Этот мотив аркад объединяет весь ансамбль в единое целое.
Высота башни составляет 56 м, диаметр – 15 м. На ее
вершину ведет лестница в 294 ступени. Вследствие неравномерной осадки
грунта Пизанская башня накренилась еще в период строительства. Чтобы
воспрепятствовать ее падению, последний ярус, возведенный в 1301 году, с
целью восстановить равновесие был смещен в сторону, противоположную
наклону башни. Сегодня отклонение башни от вертикальной оси составляет
4,5 м и продолжает увеличиваться со скоростью 7—10 мм в год.
С Пизанским собором связано имя Галилео Галилея.
Галилей, уроженец Пизы, как рассказывают, производил опыты, бросая с
верхушки Пизанской башни ядра различного веса, и вывел из этого свои
формулы свободного падения. А наблюдая, как раскачиваются светильники в
соборе, Галилей сформулировал законы колебания маятника.
В ансамбль собора входит круглое здание баптистерия.
Его начал возводить архитектор Диотисальви в 1153 году в романском
стиле, созвучном всему соборному ансамблю. Диаметр основания баптистерия
составляет 35 м. Сооружение увенчано высоким полукруглым куполом.
Пизанский собор с «падающей» башней и монументальным
круглым баптистерием составляет исключительный по цельности и
монументальному величию средневековый ансамбль. Он явился образцом для
многих других построек Тосканы. |