Гранада – последний оплот мавров на Пиренеях. С его
падением 2 января 1492 года закончился период реконкисты – длительной
борьбы испанцев за освобождение от арабского владычества.
Памятником освобождения Гранады от мавров и
общественным центром города стал собор, начатый строиться в 1523 году.
Он сооружался в течение трех веков, с 1523 по 1703 год, и поэтому несет
на своем облике печать различных архитектурных стилей.
Собор в Гранаде задумывался его строителями как
готический, с пятью нефами. Первым строителем собора был испанский
архитектор Энрике да Эгас. В 1528 году его сменил Диего де Силоэ. Он не
внес в готический план своего предшественника значительных изменений, но
зато добавил к нему многочисленные элементы итальянского Возрождения.
Диего де Силоэ спроектировал для собора две башни высотой 81 м – они
должны были придать всему ансамблю, как мемориальному памятнику в честь
победы над маврами, особую торжественность. Но из задуманных двух башен
была построена лишь одна, достигающая всего 57 м.
Свой окончательный вид фасады собора получили в
XVII веке, в то время, когда строительством руководил Алонсо Кано.
Личность незаурядная, друг Веласкеса, Кано сочетал в себе одновременно
дар художника, скульптора и архитектора. Он был широко известен своим
беспокойным нравом, и о Кано еще при жизни рассказывали легенды. Именем
Кано названа площадь, на которую выходит собор. Здесь же установлен
памятник архитектору.
Все здание собора невозможно охватить взглядом, так
как он практически со всех сторон застроен домами. Слева от главного
фасада находится недостроенная башня, справа – здание сокровищницы.
Главный фасад разделен на два яруса сильно выступающим вперед карнизом.
Нижний ярус украшают многочисленные медальоны с резными рельефами, а
второй – статуи, установленные на карнизе. Круглые окна на фасаде собора
тоже воспринимаются как часть декоративного обрамления. Над куполом
возвышается традиционный для Испании симборио – фонарная башня над
местом пересечения нефа и трансепта.
Порталы собора углублены в арочные ниши. Над всеми
тремя порталами помещены рельефы: над центральным – «Увенчание Марии»
работы мастера Хосе Рисуэнью (1717), над боковыми – «Введение Марии во
храм» и «Вознесение Марии», исполненные французскими скульпторами
Мишелем и Луи Вердигье (1782). С северной стороны собора находится
портал Пуэрта дель Пердон – «Врата Прощения». Этот нарядный портал,
выполненный в духе эпохи Возрождения, является украшением всего собора. В
работе над ним принимал участие скульптор Диего де Силоэ. Над аркой
дверного проема помещены две аллегорические женские фигуры,
олицетворяющие собой «Правосудие» и «Веру». Они держат большой щит с
латинской надписью, посвященной изгнанию мавров из Гранады и
строительству собора. Входная дверь портала покрыта растительным
орнаментом в виде гирлянд цветов и листьев. Нижнюю часть двери украшают
резные изображения фантастических животных.
Интерьер собора отличается ясностью и четкостью,
гармонией пропорций, он выглядит светлым и просторным. Протяженность
внутренней части составляет 67 м, высота нефов – 30 м, а высота купола –
45 м. В соборе господствуют два цвета – белый и золотой, придавая
интерьеру торжественность и нарядность. Внутреннее пространство храма
изобилует скульптурой, декоративными деталями и живописными образами.
Почти все скульптурное оформление исполнено Алонсо Кано и его учениками.
Среди картин наиболее интересен и привлекателен цикл «Семь радостей
Марии». В этих семи художественных полотнах ощутимо влияние классической
итальянской живописи.
Центр собора занимает Главная капелла. При входе в
нее, слева и справа, установлены скульптуры коленопреклоненных короля
Фердинанда и королевы Изабеллы. Это особо почитаемые в Гранаде, да и во
всей Испании правители, в царствование которых была открыта Америка и
пала Гранада – последний оплот мавританского владычества. Статуи
выполнены Педро де Мена, учеником Кано, одним из выдающихся испанских
скульпторов той эпохи. Очень поэтично изображена им королева Изабелла. В
ее статуе скульптор постарался подчеркнуть не столько портретное
сходство и характерность, сколько внутреннее лирическое начало.
Главная капелла представляет собой многогранник с
двадцатью мощными колоннами-опорами. У подножия колонн стоят большие
позолоченные статуи апостолов, выполненные скульптором де Аранда. Высоко
в подкупольном пространстве Главной капеллы, там, где два яруса окон
создают особенно яркое освещение, помещены двенадцать больших картин
работы Алонсо Кано.
Со всех сторон здание собора, как гирляндой, окружено
маленькими капеллами, фактически увеличивающими внутреннее пространство
здания еще на два нефа. Среди многочисленных капелл наибольшей
популярностью пользуется капелла Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа. Здесь
хранится деревянная статуя Мадонны, изготовленная в XV веке,
почитающаяся чудотворной. Старинная легенда рассказывает, что именно
благодаря ее помощи и заступничеству испанцам удалось взять Гранаду. В
другой капелле, капелле Иисуса Назарейского, находится большое
количество картин, среди которых – полотна Эль Греко, Риберы, Алонсо
Кано и других крупнейших мастеров испанской живописи эпохи ее «золотого
века».
С южной стороны к храму примыкает Королевская капелла
– самая древняя часть собора, построенная в 1505–1506 годах Энрике де
Эгасом. Во время правления императора Карла V в Королевскую капеллу из
монастыря Сан-Франсиско были перенесены останки Фердинада и Изабеллы. По
своему архитектурному стилю капелла представляет собой позднеготическую
постройку. Но славу Королевской капелле принесла не архитектура, а
знаменитое ретабло (заалтарный образ) в главном алтаре. Это – выдающееся
произведение испанской средневековой пластики и один из шедевров
скульптора Фелипе де Бигарни (1470–1542).
Цоколь ретабло украшают рельефы, рассказывающие о
взятии Гранады испанцами, изгнании мавров и последующем крещении
мусульманского населения города. Центральное место среди этих
изображений занимает рельеф «Сдача Гранады», в котором на золотом фоне
изображены стены и башни Альгамбры – дворца мавританских правителей
города. Над цоколем, слева и справа, возвышаются статуи Изабеллы и
Фердинанда Католических, которые, как теперь установлено, являются
работой Диего де Силоэ. Статуи короля и королевы выполнены с портретной
точностью. Все фигуры изготовлены из раскрашенного алебастра, и их
отличают реализм и естественность сцен, поз и жестов.
В Королевской капелле находятся гробницы Изабеллы и
Фердинанда. Их отделяет от основного пространства капеллы художественно
выполненная из кованого железа решетка, одно из прекраснейших
произведений подобного рода в Испании. Ее изготовил в 1517 году мастер
Бартоломе де Хаен. Решетка напоминает собой архитектурное сооружение:
некое подобие фризов делит ее на три яруса. В верхнем ярусе находится
композиция «Распятие», под ним тянется кружевной узор из растений и
цветов, третий ярус занимают евангельские сцены, сцены страстей
Христовых.
Гробница Изабеллы и Фердинанда выполнена итальянским
скульптором Доменико Франчелли из каррарского мрамора. Она обильно
украшена скульптурой. На поверхности гробницы высечены портретные
скульптуры лежащих короля и королевы. В ногах у них – лев и львица. Два
ангела держат мраморную плиту, на ней высечена надпись, кратко
рассказывающая о жизни Изабеллы и Фердинанда, об их борьбе с
магометанами и еретиками.
Рядом находится гробница короля Фелипе Красивого и
королевы Хуаны Безумной, высеченная испанским мастером Бартоломе
Ордоньесом. Она выглядит гораздо менее монументальной. На ней помещены
не только статуи святых, но и аллегорические фигуры, ангелы и сфинксы,
медальоны со сценами из жизни Христа. Эта работа Бартоломе Ордоньеса
оказала заметное влияние на следующее поколение скульпторов, работавших
над украшением Гранадского собора.
В Королевской капелле устроен небольшой музей, где
собрана коллекция нидерландской живописи XV века, являвшаяся ранее
частью великолепного собрания картин королевы Изабеллы. Здесь можно
увидеть картины Ханса Мемлинга, Рогира ван дер Вейдена, прекрасный
триптих Дирка Боутса со сценами страстей Христовых. К этой же коллекции
принадлежит одна из интереснейших картин собора – «Поклонение волхвов»,
принадлежащая кисти испанского живописца Бартоломео Беремхо.
Собор в Гранаде, соединивший в себе самые различные
направления и стили испанской культуры, завершил последний этап в
развитии классического испанского искусства «золотого века». |