«Приветствую тебя, великий Куско!» – почтительно
произносил в прежние времена каждый путешественник, перед которым
открывались величественные постройки столицы инков. Ее монументальные
сооружения, грандиозные храмы и дворцы не в меньшей степени поразили и
испанских конкистадоров, вступивших в город 8 ноября 1533 года. Однако
они распорядились наследием инков по-своему. Испанцы практически до
основания разрушили дворцы и храмы, предварительно разграбив внутреннее
убранство, а на их месте, зачастую используя фундаменты индейских
построек, построили свои церкви, монастыри и дворцы. Так началась новая
история города, в облике которого переплелись две разные культуры –
индейская и испанская.
Расположенный на высоте 3400 м, Куско предстает с
вершин окрестных холмов настоящим морем черепичных крыш с возвышающимися
над ними башнями многочисленных церквей. Узкие кривые улочки сбегают к
центральной площади Пласа де Армас. Это – исторический центр города.
Пласа де Армас отмечает место, где когда-то располагалась инкская
Кориканча – священный квартал, застроенный храмами и дворцами,
впоследствии разрушенными испанцами. Нынешний ансамбль площади сложился к
началу XVIII века, когда здесь были построены мощные каменные церкви и
монастыри – Ла Компания, Санто-Доминго, Ла-Мерсед, поражающие пышностью
архитектуры и богатством убранства. Здесь же на месте инкских храмов
испанцы возвели монументальный собор Нуэстра Сеньора де ла Асуньсон –
один из самых выдающихся памятников колониальной Америки.
Первое здание собора начал строить в 1556–1560 годах
испанский архитектор Хуан Мануэль де Вераменди. В строительстве широко
использовались камни от старых инкских построек. В 1650 году
катастрофическое землетрясение, какие случаются в Куско раз в триста
лет, разрушило собор, и в 1650–1654 годах он фактически был возведен
заново. Эта перестройка велась под руководством архитекторов Хуана
Коррео, Мигеля Гутьерреса Сансио и Франсиско Чавеса-и-Арельяно. При этом
была осуществлена частичная перепланировка здания, переделаны фасады, а
башни-колокольни лишились своих третьих ярусов. В июне 1654 года все
работы были завершены, и 14 августа тогдашний епископ Куско дон Педро де
Ортега-и-Сотомайор освятил новый храм.
Массивное, желто-серое здание собора с двумя мощными
квадратными башнями буквально завораживает своим величием. Его высота
составляет 33 м. При этом облик собора проще и строже других барочных
церквей Нового Света. При всем великолепии и усложненности форм храм
представляет простую трехнефную базилику, имеющую в плане вид латинского
креста. Главным его украшением являются пышно оформленные порталы,
центральный из которых носит название Пуэрта дель Пердон – «Врата
Прощения». В их прихотливом скульптурном убранстве, в узорах резных
деревянных дверей присутствует множество традиционных индейских мотивов,
что объясняется существованием в Куско XVII столетия самобытной
художественной школы, впитавшей в себя лучшие традиции индейского и
европейского искусства. Она получила наименование «школы Куско».
Западная башня собора – Торре дель Евангелио –
связана с легендой о некоем индейском вожде-касике, взятом в плен
испанцами. Он содержался в темнице в подвале этой башни и предсказал,
что день, когда башня рухнет, станет началом возрождения великой инкской
империи Тауантинсуйю. 21 мая 1950 года во время очередного мощного
землетрясения башня действительно рухнула, расколовшись на три огромных
блока. Но никакого возрождения империи инков за этим не последовало, а
башня была быстро восстановлена, кстати – с помощью испанского
правительства. Впрочем, среди индейцев некоторые все еще уверены, что
придет день и пророчество касика исполнится.
На башне висит самый большой колокол Куско – «Мария
Ангола» весом около 6 тонн, отлитый в 1659 году. Он носит имя местной
прихожанки Марии Анголы, которая пожертвовала на отливку колокола
25 фунтов золота. Это золото добавили к колокольной бронзе, и если все
другие колокола отличает «серебряный звон», то звон колокола «Мария
Ангола» воистину золотой. Его звук слышен на 40 километров окрест.
К основному зданию собора примыкают девять капелл,
сакристия (ризница) и две придельные церкви – Саграда Фамилия и Триумфа.
Площадь всего комплекса составляет 4 тысячи квадратных метров.
Церковь Триумфа является старейшей испанской
постройкой Куско. Строительство этого храма началось в 1534 году на том
самом месте, где при инках стояло круглое здание «Сунтур Уаси»,
примыкавшее к дворцу восьмого великого инки – Инки Виракочи (Атун Тупак
Инки). В «Сунтур Уаси» располагался арсенал, здесь же хранились
императорские регалии. Сменившая «Сунтур Уаси» церковь Триумфа стала
настоящим музеем эпохи конкисты. Само название церкви призвано
напоминать о победе конкистадоров, сокрушивших могучую империю инков.
Среди хранящихся здесь многочисленных реликвий – образ Сошествия
Пресвятой Девы, который, по преданию, помог испанцам отстоять Куско во
время осады города войсками восставшего Инки Манко в 1536 году. Здесь же
можно видеть еще одну реликвию эпохи покорения Перу испанцами: статую
небесного покровителя Испании Св. Иакова (Сант Яго), поражающего не
обычного для Испании мавра, а индейца-кечуа. В стенах храма хранится и
знаменитый «крест конкисты», привезенный монахом Висенте Вальверде из
Испании, с которым конкистадоры вошли в Куско и который они водрузили на
центральной площади поверженной инкской столицы.
Небольшую трехнефную церковь Триумфа украшают шесть
резных золоченых заалтарных образов – ретабло. Главный алтарь высечен из
цельной гранитной глыбы и украшен многочисленными высеченными из камня и
позолоченными деталями. В интерьере выделяются скульптуры святых,
вырезанные из кедрового дерева местными мастерами Мартином Торресом и
Мельчором Уаманом. На стенах – живописные полотна, принадлежащие кисти
художника-метиса Диего Киспе Тито (1681) – создателя «школы Куско» и
автора монументального образа «Пресвятая Дева Беленская», украшающего
кафедральный собор.
Среди росписей собора вообще очень много работ
живописцев «школы Куско», относящихся ко 2-й половине XVII века. Для
всех частей огромного храма характерно неслыханно роскошное убранство
интерьеров, резко контрастирующее с суровым внешним обликом собора.
Мастера «школы Куско» – преимущественно индейцы и метисы, живописцы,
ювелиры и скульпторы – приложили немало трудов к украшению
величественного соборного ансамбля.
Главный алтарь выполнен в 1803 году в стиле
классицизма из позолоченного дерева и богато украшен серебряными
деталями. Вдоль стен хора стоят 42 деревянные скульптуры святых работы
мастера-индейца Диего Ариаса де ла Серда. Тончайшая барочная резьба
покрывает скамьи хора. Стены и колонны центрального нефа украшают
картины работы индейского художника Антонио Синчи Рока, изображающие
апостолов и евангелистов. Характерно, что, создавая свои великолепные
полотна, мастера «школы Куско» отталкивались от привычных им деталей
быта. Так, на большой картине «Тайная вечеря», принадлежащей кисти
живописца Маркоса Сапаты, можно видеть, что перед Христом и апостолами
стоит поднос с жареной морской свинкой, которая была традиционным блюдом
у индейцев, обитавших в окрестностях Куско. Другая картина посвящена
событиям колониальной истории города и изображает происходящую в соборе
сцену венчания Мартина Лойолы (родственника Св. Игнатия Лойолы,
основателя ордена иезуитов) с доньей Беатрис Нуэтра, внучкой Инки Манко.
Собор украшает и многочисленная серебряная утварь, исполненная
мастерами высочайшего класса.
Одна из капелл носит название «Серебряной»
(Платерия). Помимо богатого декоративного убранства и позолоченной
резьбы, в ней можно видеть так называемый «серебряный Иерусалим» или
«балдахин», изготовленный в 1734 году. Этот балдахин используется во
время торжественных процессий. Все его детали отлиты из серебра, в то
время как основа состоит из резного позолоченного дерева.
Одним из лучших образцов работы мастеров школы Куско
может служить алтарь капеллы Пресвятой Девы Чокончака. Еще более
великолепные произведения украшают капеллу Пресвятой Девы Консепсьон,
которую за необыкновенную красоту убранства называют «Прекрасной» («Ла
Линда»). Ее барочный алтарь работы мастера Мартина де Торреса единодушно
признан специалистами как высшее достижение колониального искусства
Куско.
Еще одним шедевром является капелла Вирген дель
Перпетуо Сокорро, где стоит изображение Девы Марии высотой около 30 см,
целиком отлитое из чистого серебра. Рядом с барочным позолоченным
алтарем помещена скульптура Святой Розы из Лимы – доминиканской
монахини, скончавшейся в 1617 году и канонизированной в 1671 году в
качестве небесной покровительницы Перу.
Капелла Сеньор де лос Темблорес хранит одну из
главных святынь собора – статую «Смуглого Христа» («Кристо Морено»),
небесного патрона Куско. Ежегодно в праздник Входа в Иерусалим с этой
статуей совершаются торжественные процессии. Она была прислана в дар
городу испанским королем Карлом V в середине XVI века. В результате
позднейших реставраций лик Христа приобрел смуглый оттенок, а сама
скульптура – индейские черты, характерные для местной художественной
школы. Корона, венчающая Христа, весит 1,3 килограмма и отлита из
чистого золота.
Соборная сакристия носит название «Расписного зала»
из-за обилия украшающей ее живописи на библейские темы. Кроме того,
здесь помещены портреты всех епископов и архиепископов Куско начиная с
Висенте Вальверде. Помимо картин, в сакристии имеется немало прекрасных
образцов резьбы по дереву, относящихся к колониальному периоду. Резьбой
покрыты и двери, ведущие в «Расписной зал». Среди хранящихся здесь
драгоценностей – созданный мастерами из Куско старинный реликварий, на
изготовление которого пошло 22 килограмма золота и 5 килограммов
серебра. В сакристии находятся также деревянный резной алтарь с витыми
колоннами в стиле барокко. Роспись алтаря выполнена знаменитым
фламандским мастером Ван Дейком.
В крипте, попасть через которую можно, минуя капеллу
Рождества Девы Марии, погребены епископы и архиепископы Куско. На
дверях, ведущих в крипту, – роспись: анонимный художник изобразил сцены
землетрясения 1650 года, разрушившего старое здание собора.
Сегодня Куско является крупнейшим в Перу центром
международного туризма. И этим не в последнюю очередь он обязан своему
знаменитому собору, воплотившему в себе лучшие художественные традиции
Старого и Нового Света. |