На острове Миядзима, расположенном в японском
Внутреннем море к юго-западу от Хиросимы, находится одна из самых
почитаемых синтоистских святынь Японии – храм Ицукусима.
Из религии синто вытекают многие национальные
традиции японцев, в том числе тесная связь японского искусства с
природой, с ландшафтом. Ведь природа, как учит синтоизм, – это прежде
всего мир духов. Примечательно, что в Японии нередко гора или лес
называется храмом или святилищем, хотя там нет никакой храмовой
постройки: присутствие самого сооружения совершенно не обязательно для
того, чтобы какую-то часть природы рассматривать как нечто священное.
Поэтому синтоистские храмы всегда воздвигались не в городах, а на лоне
природы, в слиянии с ней.
Не является исключением и храм Ицукусима. Он
расположен на небольшом острове, в защищенной от штормовых ветров бухте.
Особенностью Ицукусимы является то, что часть комплекса сооружена прямо
на воде, на сваях. Одним из самых необычных и известных сооружений в
Японии являются грандиозные деревянные ворота Ицукусимы – «тории».
Подобные сооружения характерны для синтоистского культа, но в Ицукусиме
они достигают гигантских размеров и поднимаются прямо из воды маленькой
бухты. Ворота были построены в 1875 году, спустя семь лет после того,
как синтоизм стал государственной религией Японии. Размеры их весьма
внушительны – две центральные колонны высотой в 16,2 м поддерживают
верхнюю поперечную перекладину длиной в 23,5 м. Ворота расположены
параллельно главной оси храмового ансамбля.
Ворота-тории в синтоизме имеют особую символику. Они
стоят на границе мира людей и мира духов, и через них осуществляется
незримая связь обоих миров. Одновременно ворота символизируют границу
между различными аспектами бытия: между светским и духовным, между
социальным миром и миром уединения, между миром постижимого и
непостижимого.
За воротами, на самом краю бухты, возвышаются белые, с
красными шатровыми кровлями здания святилища. Они стоят прямо над водой
на сваях, отражаясь в водной глади, как в зеркале. Эти кумирни
соединяются друг с другом крытыми галереями, также опирающимися на сваи,
а к острову от них ведет красный деревянный мост, покрытый резными
украшениями. Вечером на мосту и галереях на всем их протяжении
зажигаются цепочки фонарей.
Святилище Ицукусима состоит из множества построек,
среди которых – залы для проведения богослужений, залы для «очищения»,
залы для жертвоприношений. Многие из них закрыты для посторонних и
доступны только священнослужителям. На небольшом, покрытом лесом холме,
возвышаются пятиярусная пагода и главный храм с так называемым залом
Тысячи циновок. Древнее предание утверждает, что этот зал был построен
из ствола одного-единственного камфарного дерева.
Главный храм Ицукусимы посвящен богиням трех стихий –
дочерям могущественного бога бури Сусаноо, одного из верховных божеств
синтоистского пантеона. Кроме того, здесь существует святилище Окунинуси
– сына Сусаноо, и святилище бога Тендзина. Последний – реальное лицо
японской истории. Он был императорским министром, умер в 903 году, после
смерти был обожествлен в соответствии с синтоистскими традициями и
почитается как покровитель учености и письменности.
Святилище Ицукусима основано в XII веке. За столетия
своего существования храм неоднократно подвергался стихийным бедствиям:
«пожар, землетрясение и наводнение – три беды народа», – говорит
японская пословица. Здание храма несколько раз реставрировалось.
На берегу бухты находится храмовая сокровищница, в
которой хранится множество старинных предметов и произведений искусства,
пожертвованных в разное время храму. Среди них – древние свитки с
текстами, художественно расписные веера, оружие и фарфор.
Каждый японец, вступая на священную землю острова,
проникается смирением и благоговением, готовясь к встрече с духами
божеств, обитающими в святилище. Здесь издавна существовало множество
запретов-табу, основанных на различных аспектах синтоистского учения.
Так, ни в коем случае не разрешалось, чтобы на острове рождались или
умирали люди. Поэтому беременных женщин или очень старых и больных
людей, готовых вот-вот уйти к предкам, отправляли на материк. До
сегодняшнего дня запрещается брать с собой на остров собак – они могут
распугать диких птиц, которые здесь не боятся людей и спокойно берут
корм из рук паломников. Некоторые запреты в XIX веке были отменены, но
покойников до сих пор хоронят на материке, а их родственники могут
вернуться на остров только после ритуального очищения.
Одним из элементов синтоистских богослужебных
церемоний являются ритуальные танцы. Специально для них в святилище
Ицукусима устроена специальная площадка-сцена, которую обрамляют два
музыкальных павильона. С ритуальными празднествами, проводившимися в
храме, связано и появление здесь театра, в котором шли представления в
стиле древнейшего японского театрального искусства – Нё. Существующее
здание театра было построено в 1568 году. Позднее оно неоднократно
перестраивалось и реставрировалось. |