М.Ю. Лермонтов называл Московский Кремль «алтарем
России». Эти слова можно с полным правом отнести к кремлевскому
Успенскому собору. На протяжении веков храм был связан с важнейшими
событиями в жизни страны. Успенский собор служил местом венчания на
царство русских царей, местом избрания очередного главы русской церкви и
усыпальницей московских митрополитов и патриархов. В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора
в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь
Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор.
Четверть века он исправно служил москвичам, пока Иван Калита,
переманивший из Владимира в Москву митрополита, не затеял роскошное, как
ему казалось, каменное строительство, стремясь подчеркнуть тем самым
значение Москвы как столицы великого княжества – преемницы Киева и
Владимира. Но амбиции Калиты явно превышали тогдашние возможности казны,
и построенный им каменный собор никак не мог претендовать на роль храма
общегосударственного значения. Несмотря на переезд митрополита в
Москву, старый Успенский собор во Владимире продолжал оставаться главным
храмом Русской земли – в нем проходили торжественные церемонии
«посажения на стол» великих князей. К тому же собор Ивана Калиты быстро
обветшал, так что спустя полтораста лет его приходилось подпирать
толстыми бревнами, чтобы он не обвалился.
В начале 1470-х годов великий князь московский Иван
III повелел начать строительство нового огромного собора, который своим
обликом должен был соответствовать создаваемому им единому Русскому
государству. Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану
Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире,
но при этом превзойти его в длине и ширине.
Кривцов и Мышкин начали строительство собора в
1472 году. В 1473–1474 годах были сложены стены собора и сведены своды.
Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. Причинами
разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на
хоры, и плохая вязкость раствора: «Зане же жидко растворяху, ино не
клеевито». Разрушение почти готового собора произвело чрезвычайно
тягостное впечатление на москвичей. Иван III пригласил для возобновления
строительства мастеров из Пскова, считавшихся тогда лучшими в России
зодчими. Но приехавшие в Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез
отказались его достраивать. Это побудило Ивана III к нестандартным
решениям. Для задуманного им грандиозного переустройства столицы он
пригласил архитекторов из Италии. Посланный им в Венецию дьяк Семен
Толбузин встретился там с Аристотелем Фиораванти, известным итальянским
строителем из Болоньи. Фиораванти быстро согласился ехать в далекую и
малоизвестную Московию – как раз незадолго до того у него возникли
неприятные трения с муниципалитетом Болоньи, и переезд в далекую
Московию мог надежно защитить его от притязаний властей.
Аристотель Фиораванти (род. между 1415 и 1418) прибыл
на Русь в марте 1475 года со своим сыном Андреа и молодым помощником
Пьетро. Он привез с собой много новых технических идей, которые затем
прочно вошли в практику русского строительства. Благодаря его знаниям и
опыту в русском строительстве стали применяться густой раствор,
сочетание белого камня с кирпичом, небольшая толщина сводов – в один
кирпич, подъемные механизмы, железные связи, более удобный по формату
кирпич. Фиораванти предложил новые методы кладки – по «правилу» и
«кружалу», что сразу отразилось на архитектуре зданий.
Фиораванти был вынужден считаться с русской
архитектурной традицией и приспосабливать привычные ему формы
итальянской архитектуры к русской основе. Ознакомившись со старинными
церквями Новгорода и Владимира, Фиораванти заложил Успенский собор по
новым принципам – «палатным образом», создав весьма оригинальное в
архитектурно-художественном отношении сооружение. Соединивший в себе
достижения новгородской, владимиро-суздальской и итальянской (эпохи
раннего Возрождения) архитектурных школ, Успенский собор стал главным
храмом страны. Главенствовавший над городом, он воспринимался «яко един
камень» и при относительно небольших размерах производил грандиозное
впечатление. Его равномерно освещенный интерьер, напоминающий огромный
зал, поражал современников «величеством и высотою, светлостью и
звонностью и пространством». «Бысть же та церковь чудна вельми
величеством и высотою и светлостью и звонкостью и пространством. Такого
же прежде не бывало на Руси, оприч Владимирской церкви», – писал
летописец. А преподобный Иосиф Волоцкий отмечал: «Ее достойно назвать
земным небом, сияющим, яко великое солнце посреди Русской земли».
Грандиозный и величественный Успенский собор в Кремле
открыл новую страницу в истории русской архитектуры. Он затмил собой
все ранее существовавшие на Руси постройки и до самого конца XVII века
служил русским зодчим образцом для подражания, положив тем самым начало
целой архитектурной эпохе.
После освящения собор еще два года стоял не
расписанным, пока в 1481 году к работе над восточной, алтарной частью
собора не приступил великий русский иконописец XV века Дионисий с
учениками – Тимофеем, Ярцем и Коней. Росписи Дионисия в алтаре
Успенского собора частично сохранились и дошли до наших дней. Его кисти
принадлежат также несколько икон Успенского собора: храмовая икона
«Успение Богоматери», иконы «О тебе радуется», «Петр митрополит с
житием», «Алексий митрополит с житием».
К росписям северной, западной и южной стен собора
приступили только в 1513 году. Как выглядела эта роспись – неизвестно,
так как пожар 1626 года очень сильно повредил ее, и в 1642 году было
принято расписать собор заново. Более ста живописцев приехало по
царскому указу в Москву. Два года трудились мастера. Новая роспись была
пышнее и богаче старой – только на позолоту было израсходовано более
двух тысяч тонких листов золота. А через восемь лет после окончания
росписи собора мастера Троице-Сергиева монастыря создали новый,
существующий ныне иконостас.
По мере присоединения к Москве новых земель в
Успенский собор переносились особо почитаемые местные иконы – тем самым
идея единения Руси приобретала сакральное измерение. Так в Успенском
соборе оказались древние иконы новгородского письма XII века –
«Устюжское Благовещенье» и «Деисус», икона XII века «Спас Нерукотворный»
из Владимира, «Деисус» работы владимиро-суздальских иконописцев конца
XII века, иконы, относящиеся к самому раннему периоду московской
государственности: «Спас Золотые Власы» и «Михаил Архангел», относящиеся
к рубежу XII–XIII веков, иконы времен Ивана Калиты – «Спас Ярое Око» и
«Борис и Глеб на конях», принадлежащие кисти московских мастеров
XIV века.
В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь
Русского государства – икона Владимирской Богоматери, перевезенная сюда в
1395 году из Владимира. В тот год, взяв Елец, полчища Тамерлана
двинулись на Москву, и не было спасения царствующему граду… Тогда из
Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери, и в
тот же день «Темир Аксак царь убояся и устрашися… и к Руси тыл
показующи, аки некими гонимы быша». По преданию, икона Владимирской
Богоматери была написана Св. Евангелистом Лукой и принесена из Царьграда
в дар князю Андрею Боголюбскому.
Каждая эпоха оставляла свои памятные следы в
Успенском соборе. Южный портал собора украшают врата работы балканских
мастеров XIV века, перевезенные в 1401 году из суздальского
Рождественского монастыря. На медных пластинах ворот золотой наводкой
изображены сюжеты на библейские темы. В 1551 году, во времена Ивана
Грозного, резчики по дереву изготовили и установили в храме узорочное
«царское место», или, как его стали называть, «Мономахов трон». Ножками
трона служат четыре вырезанных из дерева зверя, а стенки трона покрыты
барельефами, изображающими получение Владимиром Мономахом царских
регалий в Константинополе. Над троном возвышается резной шатер на
фигурных столбиках. Рассказывают, что когда при подготовке к коронации
Екатерины I этот трон хотели убрать из собора, то Петр I сказал: «Я сие
место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что
все державные предки, Российские государи, на нем стояли».
В Успенском соборе погребены митрополиты и патриархи
московские – Петр, Иона, Филипп, митрополиты Феогност, Киприан и Фотий и
другие – за исключением Св. митрополита Алексия, погребенного в Чудовом
монастыре, и низвергнутого патриарха Никона, похороненного в
Новоиерусалимском монастыре. |