В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей
Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный
за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой
горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить главный храм своего
княжества, ставший главным храмом Северо-Восточной, «Залесской», Руси, –
Успенский собор. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой
столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную
точку городского рельефа, на кромке обрыва, он господствовал над городом
и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты
вокруг.
Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как
главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой
от Киева митрополии – ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не
только в политическое, но и в церковное соперничество. Для выполнения
такой задачи местных мастеров было недостаточно, и тогда, по словам
летописца, во Владимир «Бог привел мастеров из всех земель». В их числе
были мастера из Киева, днепровских городов, Галича, Греции и Германии –
присланные самим императором Священной Римской империи Фридрихом
Барбароссой: тем самым притязания князя Андрея на самостоятельность как
бы получали внешнеполитическую поддержку. Белокаменные храмы Владимира,
построенные при Андрее Боголюбском и его преемнике, Всеволоде Большое
Гнездо, принадлежат к памятникам архитектуры мирового значения.
По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии
Киевской – храм новой столицы, по замыслу Андрея Боголюбского,
естественно, не мог уступать киевской святыне. На постройку храма князь
выделил десятую долю своих доходов. Собор был сложен из белого
камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом»,
за что храм получил наименование «Златоверхого». Архитектура
владимирского Успенского собора определила развитие зодчества
Северо-Восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся
архитектура Московского государства – владимирский Успенский собор
послужил примером для позднейших московских построек.
От стен Успенского собора берет свое начало и
знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах
Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и
композиции – «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников
севастийских», «Вознесение Александра Македонского на небо» – последний
сюжет был в Средние века широко распространен в Европе и на Востоке… Но
эпоха расцвета белокаменной резьбы была еще впереди.
Когда с Успенского собора сняли строительные леса,
народ ахнул: такой церкви на Руси еще не видали! «Князь Андрей, – пишет
летописец, – украсил ее различными изделиями из золота и серебра, он
устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и
жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими
серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и
серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь,
украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны. Три
больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…»
(Н. Воронин. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1965.)
Внешний облик здания вызывал изумление у
современников. Успенский собор, построенный мастерами Андрея
Боголюбского, летописцы сравнивали с храмом царя Соломона в Иерусалиме.
Он мог одновременно вмещать две тысячи человек. В облике храма красота
архитектуры сочеталась с изысканностью и пышностью убранства. Кроме
барельефной резьбы мастера Андрея Боголюбского широко использовали прием
оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление
золотых листов производили блестевшие медные плиты пола. В собор входили
через порталы, двери которых были «писаны золотом». Огромный интерьер
храма сиял блеском золота, майолики и росписей. Летописец рассказывает,
как во время престольного праздника Успения Богоматери в соборе
открывались «златые врата» соборных порталов и в храм устремлялся поток
богомольцев. Под их ногами расстилался сверкающий ковер из цветных
майоликовых плиток и медных позолоченных плит. Пламя свечей отражалось
на драгоценной утвари. А на хорах, над головами празднично одетой толпы,
стоял князь и его приближенные…
«Молодость» собора была тревожной. Раз за разом на
него обрушивались жестокие бедствия. Законченный постройкой в 1160 году,
Успенский собор жестоко пострадал от пожара в 1185 году. Выгорели все
деревянные конструкции, а белый известняк стен обгорел до такой степени,
что зодчие, восстанавливавшие собор, были вынуждены возвести вокруг
него новые стены и связать их арками со стенами старого собора, который,
таким образом, оказался как бы «в футляре». Восстанавливая собор,
владимирские мастера значительно расширили его (теперь он мог вместить в
себя до четырех тысяч человек) и увеличили алтарную часть. При князе
Всеволоде III пышное убранство собора было заменено еще более дорогим и
красочным.
Новая беда пришла в 1238 году. Взявшие город штурмом
татары приступили к стенам Успенского собора, где укрывались множество
владимирцев, княжеская семья и епископ Митрофан. Татары обложили собор
снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Множество людей, искавших
спасения в соборе, задохнулось от дыма. Выбив двери храма, татары
устроили в нем резню. Все реликвии были расхищены, но храм, обгоревший и
разграбленный, устоял.
В конце XIII столетия собор слегка подправили,
покрыли кровлю оловом и пристроили к юго-западному углу не существующий
ныне придел Святого Пантелеймона. Но в 1410 году ворвавшаяся во Владимир
орда татарского царевича Талыча опять разграбила собор, содрав с него
даже золоченое покрытие куполов. Правда, главные святыни храма были
спасены: есть легенда, что драгоценная утварь была укрыта в каком-то
тайнике внутри собора и до сих пор остается там, ненайденная. Татары
безуспешно пытали о местонахождении сокровищ священника Патрикия, но
ничего от него не добились.
В 1536 год собор снова горел…
На протяжении XII–XIII веков собор расписывался
настенной живописью несколько раз. Впервые он был украшен росписями в
1161 году, при Андрее Боголюбском. Но уже в 1185 году сам собор и его
настенные росписи сильно пострадали от пожара. От первой росписи уцелел
лишь небольшой фрагмент: два павлина с пышными хвостами, растительный
орнамент, фигуры пророков со свитками в руках. После перестройки храм
был заново расписан в 1189 году. От этой послепожарной росписи до наших
дней также дошло только несколько фрагментов. В 1237 году, накануне
татарского нашествия, было выполнено еще одно поновление живописи храма.
Но уже на следующий год собор был жестоко разорен татарами и сожжен.
Большая часть фресок погибла.
До начала XV века собор стоял в запустении. Только в
1408 году восстанавливать живопись Успенского собора приехала группа
мастеров из Москвы. Это были легендарные Андрей Рублев и Даниил Черный
со товарищи. Придерживаясь старой системы размещения сюжетов, они
расписали собор фактически заново. Дошедшие до наших дней со
значительными утратами, фрески Андрея Рублева и Даниила Черного являются
сегодня драгоценной достопримечательностью владимирского Успенского
собора.
Рублев и Черный написали и иконы для нового
иконостаса. В 1773–1774 годах этот иконостас был разобран, а вместо него
установлен новый, который можно видеть в соборе сегодня. А иконы
рублевского письма были вывезены в церковь села Васильевского, откуда в
1922 году попали в Третьяковскую галерею и в Русский музей.
Со времени Андрея Рублева Успенский собор разорялся и
горел еще несколько раз. В XVII веке его росписи были в настолько
плохом состоянии, что патриарх Иосиф был вынужден послать во Владимир
своих мастеров для поновления и приведения в порядок древних росписей.
К XVIII веку обветшавший в результате многократных
разорений собор был весь покрыт трещинами «от подошвы до своду», грозя
вот-вот развалиться. Были предприняты срочные меры к его спасению. Храм
починили, хотя и внесли много искажений в его первоначальный облик.
Только научная реставрация, проведенная в 1888–1891 годах, вернула
собору его первоначальный вид. Из всех позднейших пристроек к собору
сохранились только Георгиевский придел, построенный в XIX веке
архитектором Н.А. Артлебеном, и высокая, увенчанная золоченым шпилем
колокольня, сооруженная в начале XIX столетия.
Во владимирском Успенском соборе были погребены князь
Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, великий князь
владимирский Всеволод Большое Гнездо, князь Юрий Всеволодович, убитый
татарами в битве на реке Сить, другие владимирские князья
XII–XIII веков, владимирские епископы и митрополиты, среди них –
митрополит Максим, перенесший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. В
соборе хранились великокняжеские одежды XII–XIII веков, шлем и стрелы
князя Изяслава Андреевича – доблестного сподвижника своего отца, Андрея
Боголюбского, в походах против волжских болгар.
До 1395 года в Успенском соборе находилась одна из
величайших русских святынь – икона Владимирской Богоматери, впоследствии
перенесенная в Москву. По преданию, ее написал сам евангелист Лука.
Произведение гениального византийского художника XI века, эта икона была
привезена князем Андреем Боголюбским из Вышгорода и помещена в храм в
качестве главной святыни Владимира и Владимирской земли.
Созданный талантом безвестных мастеров XII столетия,
осененный гением Андрея Рублева, прошедший через пожары и разорения,
владимирский Успенский собор и сегодня устремляется к небу с высокого
берега Клязьмы – светильник духа, с любовью возжженный некогда руками
наших предков. И далеко из-за Клязьмы видно золотое пламя его куполов… |