В 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) высказал
идею построить в Киеве собор, посвященный 900-летию Крещения Руси. Эта
мысль очень понравилась императору Николаю I, одобрившему проект. По
всей стране начался сбор пожертвований на строительство храма, и уже к
сентябрю 1859 года было собрано около 100 тысяч рублей.
А Киево-Печерская лавра пожертвовала на строительство миллион кирпичей,
произведенных на собственном кирпичном заводе.
Первоначальный проект собора принадлежал
петербургскому архитектору И.В. Штрому и киевскому епархиальному
архитектору П.И. Спарро. Позднее этот проект основательно переработал
архитектор А.В. Беретти.
Собор был посвящен крестителю Руси – святому князю
Владимиру. Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в
старовизантийском стиле – таким, какими строили церкви во времена
Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Владимирский собор был заложен в 1862 году, но его
строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти
на тридцать лет. Возведением здания руководил академик В.Н. Николаев при
участии архитектора К.Я. Маевского и инженера Д. Биркина. В процессе
затянувшегося строительства в его проект архитектором Р.Б. Бернгардтом
были внесены некоторые изменения.
Торжественное освящение состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Владимирский собор представляет собой шестистолпный
храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания
составляет 55 м, ширина – 30, а высота вместе с крестом – 49 м. Фасад
здания украшают мозаики работы художника А.Н. Фролова. На массивных
бронзовых дверях главного портала можно видеть литые рельефы с
изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.
Владимирский собор в Киеве – блестящий образец
синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного
значения храм получил прежде всего благодаря своим уникальным росписям.
Собор расписывала группа выдающихся художников: В.М. Васнецов,
М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский под
общим наблюдением профессора А.В. Прахова. Припоминая историю
древнерусской живописи, Прахов в шутку называл Васнецова и Нестерова
«греческими живописцами», а Сведомского и Котарбиньского – «фряжскими
живописцами»: Васнецов и Нестеров придерживались традиционной
русско-византийской манеры церковного письма, а учившиеся в Риме и
Дюссельдорфе Сведомский и Котарбиньский явно тяготели к европейской
художественной школе. А.В. Прахов является автором проектов ряда деталей
интерьера, в частности – бронзовых входных дверей. В украшении
интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции.
Общая тема живописи собора – «Дело спасения нашего».
Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и
символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать
фигур святых – мучеников, епископов, князей, святых жен, Христа ради
юродивых.
Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит
В.М. Васнецову – он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур.
Васнецов расписывал главный неф собора, в котором, кроме евангельских
сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции
«Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты князей
Александра Невского и Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Кисти
Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре храма – Богоматерь
с Младенцем.
Для того, кто впервые входит в собор, самым сильным
впечатлением становится образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете,
на облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и
неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру
своего Сына…
Традиционный образ Богоматери получил под кистью
Васнецова необыкновенно оригинальную и своеобразную трактовку. Этот
образ называли «Васнецовской Богоматерью». Ее большие, полные печали и
любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее
бледное, озаренное внутренним светом лицо. Весь образ наполнен любовью и
человеческой красотой.
Первоначально эскизы росписи Владимирского собора
готовил М.А. Врубель, но они не были приняты в качестве окончательного
варианта. Кисти Врубеля принадлежат лишь росписи правого нефа собора.
Авторству М.В. Нестерова принадлежат 4 иконостаса боковых нефов,
композиции «Рождество» и «Воскресение» на стенах хоров и композиция
«Богоявление» на стене крещальни, а также ряд икон главного храма и
приделов. Среди них особенно выделяются иконы святых князей Бориса и
Глеба и святой княгини Ольги. Написанный на фоне характерного
«нестеровского» пейзажа, образ князя Глеба исполнен печальной поэзии –
как будто предчувствие близкой смерти от руки убийцы ложится отсветом на
одухотворенное лицо молодого князя…
П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский вдвоем исполнили
18 композиций и 84 отдельных фигуры росписи собора. Среди них
выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающиеся
необыкновенным реализмом, композиции «Тайная вечеря», «Христос перед
Пилатом», «Распятие» (автором первых двух является П.А. Сведомский),
яркие образы-князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя
«Слова о полку Игореве».
Иконостас собора изготовлен из дымчато-серого
каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии,
России и Испании украшают интерьер храма. Из мрамора выполнен и
мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора
изготавливала известная ювелирная фирма Хлебникова.
Владимирский собор сразу привлек внимание
современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них
много спорили, но то, что в этом сооружении нашел свое яркое и мощное
воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века, никто
не оспаривал. Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве
«первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства». |