1 июня 637 года на равнине вблизи Ал-Хиры, на юге
современного Ирака, произошла историческая битва между армией
Сасанидской империи и шеститысячным войском арабов-мусульман во главе с
Саадом ибн Абу-Ваккасой, сподвижником пророка Мухаммеда. Рустам,
предводитель армии Сасанидов, был убит, а его воины бежали с поля
сражения. Ирак, огромная страна на берегах Тигра и Евфрата, в одночасье
стала владением Арабского халифата…
Столица халифата до 750 года находилась в Дамаске. И
только халиф Абу-Джафар Ал-Мансур, основатель могущественного
государства Аббасидов, избрал своей столицей Багдад – маленькое селение,
до того известное только своими конскими ярмарками. Этому селению
суждено было превратиться в центр арабского мира, войти в легенды и
предания и стать одним из символов Востока, романтической сказкой из
«Тысячи и одной ночи».
Столица халифов стремительно росла, быстро став
важнейшим международным политическим, торговым и культурным центром. Из
всех тогдашних городов мира только Константинополь мог соперничать с ним
в великолепии. Сменявшие друг друга халифы на протяжении двухсот лет
украшали город постройками, изумлявшими мир. И последующие войны и
междоусобия долго не могли остановить однажды начатое поступательное
движение арабской столицы.
Одним из самых выдающихся архитектурных сооружений
Багдада стала золотая мечеть Ал-Казымейн. Первоначально на ее месте
находилась гробница, возведенная над могилами имама Мусы и его внука
имама Казыма ал-Джавада. Этот мавзолей сильно пострадал в 1258 году при
взятии Багдада войсками монголов под предводительством внука Чингисхана
Хулагу. В 1367 году, во времена правления султана Увейса, здание
восстановили, на могилы имама и его сына положили мраморные плиты, стены
украсили изразцами с текстами из Корана, возвели над гробницами два
купола и построили минарет.
Сефевидский шах Ирана Исмаил, захвативший Багдад
спустя сто лет, приказал снести старую гробницу и возвести новую. Эти
работы были закончены в 1519 году. Над могилами имамов были установлены
резные деревянные надгробия, изготовленные из драгоценных пород дерева
со вставками из слоновой кости и бронзы. Тогда же и была построена
дошедшая до наших дней мечеть с двумя куполами и четырьмя минаретами. А в
1813 году оба купола и минареты позолотили, после чего мечеть
Ал-Казымейн получила название Золотой.
Здание Золотой мечети чрезвычайно богато
декорировано. Два купола, четыре небольших минарета рядом с ними и
четыре высоких минарета по углам ансамбля горят густой позолотой. Стены
мечети, прорезанные двумя рядами сквозных стрельчатых ниш, с трех сторон
закрыты высокими порталами, опирающимися на деревянные резные колонны.
Центральная часть каждого портала имеет вид прямоугольного айвана,
возвышающегося над порталом и расположенного напротив входа в само
здание. Входы представляют собой сквозные айваны во всю высоту здания,
их стены выложены изразцами, а верхняя часть богато отделана золотом и
зеркальными сталактитами. Стены мечети облицованы цветными изразцами со
стихами из Корана и мемориальными надписями. Каллиграфические надписи,
сделанные арабской вязью, выложены на фоне тонкого растительного
орнамента.
Во время реконструкции 1813 года потолок гробницы
имамов был покрыт золотом, эмалью, цветным стеклом и кусочками зеркал.
Стены от пола до потолка выложили цветными изразцами, а деревянные двери
заменили серебряными.
В конце XIX века была заново отстроена стена вокруг
мечети, а на южной и восточной ее сторонах сооружены башни с часами.
В 1906 году над могилами имамов был воздвигнут массивный серебряный
саркофаг.
Видеть все великолепие внутреннего убранства храма
немусульмане не могут – им строго-настрого запрещен вход в Золотую
мечеть. Поэтому любоваться красотой великолепного здания им можно только
снаружи. Сверкающее под ослепительным южным солнцем золото, яркие
краски изразцов – все это производит впечатление сказки. Восточной
сказки из «Тысячи и одной ночи»… |