Известно, что Бартоломе
Эстебан Мурильо появился на свет в семье севильского цирюльника Гаспара
Эстебана в последние часы 1617-го или в первые часы 1618 года. Подобно
Веласкесу он взял фамилию своей матери Марии Мурильо. Бартоломе был
четырнадцатым ребенком в семье. Отец умер в 1627 году, а через год скончалась и
мать.
Мальчик попадает на
воспитание в семью сестры своей матери, мужем которой был хирург Хуан Лагарес.
Предполагается, что Мурильо обучался у Хуана дель Кастильо. Однако решающим
стало для него влияние работ его земляков Хуана де лас Розласа и Франсиско де
Эрреры Старшего.
В мастерской Кастильо
Бартоломе пробыл десять лет, после чего стал одним из тех умельцев, чьи картины
продавались на ярмарках оптом и в розницу.
Первая сохранившаяся
картина Мурильо датирована 1638 годом. Она подкупает своей наивной
непосредственностью. На ней изображено видение Лаутерия, исполнена она для
францисканской семинарии Царицы ангелов. В этой и другой ранней работе «Мадонна
дель Росарио» много прямых «цитат» известных мастеров.
Видимо, к началу 1640-х
годов он обращает пристальное внимание на особенности караваджистской живописи
тенебросо. В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой».
В 1645–1646 годах художник
получил заказ на цикл из одиннадцати больших картин для клуатра францисканского
монастыря в Севилье, которые должны были представить историю францисканского
ордена.
Из них особенно
примечательна «Ангельская кухня св. Диего из Алькалы» (1646) — соседство
обыденной кухонной утвари с ангелами и святым в экстазе, а также мягкое
золотистое освещение создают сказочно-таинственную атмосферу.
«"Кухня ангелов"
написана Мурильо будто на одном дыхании, легко и свободно, — отмечает Е.О.
Ваганова. — Обычные дефекты цикла — прерывистость композиционных планов,
пестрота колорита, неуверенный рисунок — все это куда-то исчезает. Но, присмотревшись
внимательнее, правильнее будет сказать: не исчезает, а прячется. В этой
композиции по-прежнему ощутимы дефекты, справиться с которыми Мурильо удастся
еще очень не скоро. Здесь уже явно присутствует ощущение пространства. Но этого
художник достигает не за счет световоздушной перспективы, а благодаря
характерному строению самого пространства. Любопытно, что оно подчинено логике
рассказа: как бы начинается на пороге кухни, а потом, выписывая восьмерку,
исчезает в глубине алькова с очагом!»
Наряду с картинами
религиозного содержания Мурильо создал в это время свои знаменитые жанровые
произведения, такие как «Мальчик с виноградом», «Девушка у окна», «Маленький
нищий», «Девочка — продавщица фруктов».
Одна из лучших работ
такого рода «Мальчик с собакой». «Реализм мастера выступает здесь с
поразительной силой и глубиной. Художник умел быть точным в деталях,
подробностях быта, трезвым в оценке своих персонажей и добрым в отношении к
ним. Сам колорит жанров Мурильо, сдержанный, построенный на коричневато-серой
гамме, удивительно мягкий и теплый, кажется, он согрет жаром живой души
художника. В трогательные и нежные образы нищих и девочек-цветочниц Мурильо
вложил всю свою любовь к людям своего города, гордость за их достоинство и
красоту».
Близко к жанровым и
картина на религиозный сюжет «Святое семейство с птичкой» (1650), написанная
для францисканского монастыря. За ней последовал другой церковный заказ: для
кафедрального собора в Севилье Мурильо написал «Рождение Марии» (1655),
«Явление Иисуса-младенца св. Антонио Падуанскому» (1656), «Св. Исидор»
(1654–1655).
Л.Л. Каганэ пишет:
«Сюжеты картин Мурильо
очень разнообразны. Стремясь к увлекательному повествованию, он часто обращался
к легендам. В произведениях, посвященных жизни Христа и Марии, угадываются эпизоды,
заимствованные из апокрифической литературы, где со множеством подробностей
рассказывается о семейном быте…
В "Благовещении"
образы, сохраняя земной характер, вместе с тем идеализируются художником… Один
из центральных образов в творчестве Мурильо — мадонна "Непорочного
зачатия". В Севилье эта тема пользовалась большой популярностью. Мадонна
Мурильо — это прелестная девушка, юная, грациозная и целомудренная. У нее
тонкие черты лица, огромные задумчивые глаза, пушистые волосы. Ее легкая фигурка
в белом и голубом одеянии возносится на луне к облакам ("Вознесение
Мадонны", 1670–1680). Строгий вкус и чувство меры удерживают Мурильо от
слащавости и сусальной красивости, которой не избежали его подражатели».
Популярность в Севилье
Мурильо была необычайно высока. В погоне за произведениями художника «гонялись»
и богатые и бедняки, которые готовы были отдать последние деньги за картину
художника. Он редко им отказывал, денег от бедняков никогда не брал: Мурильо
сам был уже богат.
Зарабатывая тысячи реалов
на каждом солидном заказе, он в 1657 году вкладывает тысячи реалов в торговое
предприятие в Новом Свете. В доме Мурильо появляются рабы. С мая 1663 года
художник арендует роскошный особняк, где есть «сад с бегущей водой». Вероятно,
соображения карьеры заставляют его в 1662 году вступить в орден тертиариев св.
Франциска и возбудить ходатайство о приеме в Братство Каридад.
В начале 1664 года Мурильо
похоронил свою жену. Пятеро детей осталось без матери. Но здание благополучия,
хотя лишилось основания, не разрушилось. Сыновья пошли по его стопам и стали
художниками. Правда, ничего не вышло у Мурильо с учреждением в Севилье
художественной академии, на которую он потратил много сил.
С середины шестидесятых
годов столица Андалусии начинает агонизировать, не в силах «переварить» сильно
выросшее население. Но, как ни странно, количество заказов у Мурильо лишь
росло: церкви и монастыри в это тяжелое время решили украшать себя.
Мурильо много работает. Он
создает свою первую «Богоматерь скорбящую», пишет целый ряд «Непорочных
зачатий», вновь обращается к «Бегству св. семейства в Египет», «Святому
семейству».
Последнее десятилетие
жизни — самый яркий и продуктивный период в творчестве Мурильо, вместе с тем и
самый трудный в его жизни.
«Трагические нотки
становятся ноющей тоской, — замечает Е.О. Ваганова. — Это показывает уже одно
только рассмотрение репертуара сюжетов. На первый план явственно выступает тема
мученичества. Начинается довольно длинный ряд "Распятий". Мурильо
изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях. Этим
придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу. Но
даже данная тема, сумрачная по своему звучанию, становится у Мурильо с годами
все более скорбной. Если в первой половине 1670-х годов распятый еще пытается в
безуспешном борении превозмочь боль, то во второй половине десятилетия тело
показывается безжизненно обвисающим на кресте».
В семидесятые годы Мурильо
создает серию великолепных портретов: неизвестного кавалера, герцога
Мединачели, генерала Габриэля дель Кастильо, дона Николаса Омасура, каноника
Хуана де Миранда-и-Рамирес де Вергара.
В творчестве Мурильо
появляются и неожиданные произведения, такие как «Иосиф и жена Потифара» и
«Отцелюбие римлянки», где художник отваживается показать женщину
полуобнаженной.
«К 1670 году слава его
была уже так велика, что из Мадрида пришло предложение: ему предлагали
сделаться придворным художником, — рассказывает В. Алексеев. — Мурильо
отказался, — когда-то в Мадриде он краем глаза увидел королевский двор и тогда
же твердо сказал себе, что никогда не станет придворным…
Его часто видели перед
"Снятием с креста" в одной старинной часовне, — там он любил
размышлять и молиться. Однажды ключарю, подошедшему сказать, что уже ночь,
Мурильо со слезами на глазах ответил: "Подождите, ведь Иисуса еще не сняли
с креста…"
Любопытно, что
единственным близким другом Мурильо был дон Мигель де Маньяр, в прошлом —
распутник и убийца, послуживший прообразом для знаменитой легенды о Дон Жуане.
Когда Мурильо познакомился с ним, этот человек глубоко раскаялся и все силы и
средства употреблял на благотворительность. В делах братства Милосердия,
основанного доном Мигелем, Мурильо в старости принимал близкое участие и
написал для него несколько великолепных картин. Они были в числе его самых
последних произведений».