«Реализм — это не раз
навсегда установленная формула, не догма, не неизменный закон. Реализм, как
форма отражения действительности, должен находиться в постоянном движении», —
говорит Сикейрос. И еще одно его высказывание: «Зритель — не статуя, которая
включается в линейную перспективу картины… он тот, кто движется по всей ее
поверхности… человек, обозревая роспись, своим движением дополняет творчество
художника».
29 декабря 1896 года в
мексиканском местечке Чиуауа у дона Сиприано Альфаро и Терезы Сикейрос родился
сын Хосе Давид Альфаро Сикейрос. К одиннадцати годам у него проявился дар
живописца, поэтому в 1907 году мальчика отдают учиться в Национальную
подготовительную школу в Мехико. Вскоре после этого Альфаро начинает обучаться
в классах художественной Академии «Сан-Карлос».
Здесь Сикейрос становится
одним из студенческих вожаков и поднимает академию на протест и забастовку.
Художник вспоминает: «Какие цели преследовала наша забастовка? Чего мы
требовали? Требования наши касались как вопросов учебных, так и политических.
Мы хотели покончить с затхлой академической рутиной, безраздельно
господствовавшей у нас в школе. Вместе с тем мы предъявляли и некоторые
требования экономического характера… Мы требовали национализации железных
дорог. Над нами хохотала вся Мексика… Откровенно говоря, я глубоко убежден, что
именно в тот день и родился в душе каждого из нас художник-гражданин, художник,
живущий общественными интересами…»
После выхода из тюрьмы
вместе с друзьями Сикейрос создает школу в предместье Мехико — «Санта-Анита».
Она становится не только художественным заведением, но и центром подпольной
политической организации студенчества. В сентябре 1910 года народ Мексики
поднялся против тридцатилетней диктатуры президента Порфирио Диаса, и молодые
художники уходят в боевые повстанческие отряды.
Всего за два года Сикейрос
проходит путь от рядового до капитана, члена Главного штаба генерала
революционных войск Диегеса. В перерывах между боями он рисует. Так с той поры
и соседствуют кисть и винтовка.
Революция завершилась в
1917 году приходом к власти буржуазно-демократического правительства.
Мексиканское искусство встает на путь утверждения демократических идеалов. В
1918 году под руководством Сикейроса проводится «Конгресс солдатских
художников», где прозвучал призыв создать новое искусство, отражающее страдания
народа и его борьбу.
В 1922 ходу Сикейрос
вместе со своими друзьями-единомышленниками в искусстве организует «Синдикат
революционных живописцев, графиков и технических рабочих». Программа Синдиката
была сформулирована в «Социальной, политической и эстетической декларации»:
«…Мы провозглашаем, что данный момент — это момент социального перехода от
дряхлости к новому порядку: творцы нового должны вложить все свои силы в
создание искусства, ценного для народа… которое просвещает и направляет в
борьбе». Таким искусством для художников Синдиката стала монументальная
живопись.
С 1922 года по заказу
директора Национальной подготовительной школы в Мехико художники Синдиката, в
их числе прославившаяся в дальнейшем «великая тройка» мастеров (Сикейрос,
Клементе Ороско, Диего Ривера), расписали стены школы. Из росписей Сикейроса —
цикла «Земля и свобода» — сохранилось немногое. Подсказанные революцией идеи
выражены языком, близким древнему индейскому искусству.
В то же время Сикейрос
большое внимание уделяет редактированию газеты Синдиката «Эль мачете», ставшей
позднее печатным органом ЦК мексиканской компартии. Еще в начале двадцатых
годов он вступает в компартию. Вскоре Сикейроса избирают в ее Центральный
комитет. Сикейрос организует латиноамериканскую профсоюзную конференцию. Он
редактирует, оформляет и издает профсоюзный еженедельник «Молот», который
объединил вокруг себя передовые силы мексиканского пролетариата.
К середине 20-х годов в
стране активизируются реакционные силы. Художники вынуждены объявить роспуск
Синдиката. Лишенные работы, подвергающиеся преследованиям, многие прогрессивные
мастера покидают Мехико. Сикейрос уезжает в Гвадалахару.
С профсоюзной делегацией
рабочих в 1927 году Сикейрос впервые приезжает в Москву, на IV конгресс
Профинтерна.
В мае 1930 года за свою
политическую деятельность Сикейроса заключают в тюрьму. Затем его ссылают в
город Таско. Непосредственным поводом для ареста послужило участие художника в
народной демонстрации.
В ссылке Сикейрос пишет
станковые картины, создав менее чем за год более ста полотен, самые известные
из которых — «Несчастный случай на шахте», «Эмилиано Сапата», «Крестьянская
мать». Кто-то из друзей Сикейроса, глядя на картину «Несчастный случай на
шахте», сказал: «Если Ривера изображает человека, который может страдать, а
Ороско изображает страдающего человека, то Сикейрос воссоздает само страдание».
В январе 1932 года после
короткого пребывания в Мехико Сикейрос из-за преследования властей уезжает в
США. В Лос-Анджелесе он расписал стену художественно-промышленного училища. На
стене площадью шесть метров на девять, с проемами окон и дверью, художник
создал многофигурную композицию «Митинг на улице». Причем лишь при помощи
аэрографа — устройства, напоминающего пульверизатор.
Сикейрос вздумал
изобразить в композиции негров, стоящих рядом с белыми. И это не где-нибудь, а
в Лос-Анджелесе! На него ополчились все американские расисты.
Неудивительно, что фреска
была уничтожена. Тем не менее там же, в Лос-Анджелесе хозяин крупнейшей
художественной галереи заказал роспись одной из наружных стен галереи размером
тридцать метров на двадцать на тему «Тропическая Америка».
«Нетрудно догадаться, —
говорит художник, — что в его представлении "Тропическая Америка"
была райским местом, где люди ведут беззаботное существование среди пальм и
попугаев и где спелые плоды сами падают в рот блаженным смертным. А я изобразил
на своей фреске человека, распятого на кресте… на котором сверху торжествующе
восседает орел, такой же, как на американском долларе…
За это я поплатился —
изгнанием из Соединенных Штатов… Но фреска моя свое назначение выполнила. Она
была произведением мексиканского художника, сражавшегося за революцию и
стремившегося не к тому, чтобы запечатлеть трепет своих эстетических
переживаний, а к тому, чтобы выполнить свой великий долг: дать в образной форме
выражение революционной идеологии».
Вскоре Сикейрос совершает
поездку по странам Латинской Америки. Его первая остановка — в Монтевидео. Там
он впервые экспериментирует с технико-индустриальным материалом — пироксилином.
В новом материале он выполняет картину «Пролетарская жертва».
«Сикейрос не замыкается в
пределах одного жанра, одной выбранной темы или приема, — пишет И.А.
Каретникова. — Наряду с идейно-тематическими композициями, пейзажами он создает
портреты. Сикейрос выявляет в них главные черты характера человека. Как и в
росписях, обобщенность формы выражает монументальность образов, а в этой
монументальности — признание значительности и активности человека в жизни.
Когда смотришь на
"Портрет негритянки" Сикейроса, один из лучших портретов, созданных
художником, кажется, что свет грандиозного прожектора скользит по ее лицу. Игра
света и тени выражает психологическое состояние человека, сильного и
мужественного по природе своей, но затравленного, на достоинство которого не
раз посягали.
В портрете известного
американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина — это скорее живописная
сцена, нежели традиционный портрет, — Сикейрос создает композицию, словно
пронизанную звуками музыки и насыщенную эмоциями концертного зала. Музыкант
кажется единым целым с роялем, на котором он играет, — черный фрак, белая
манишка, черный полированный инструмент и ослепительно белые сверкающие
клавиши, изогнутая фигура исполнителя и словно подавшийся ему навстречу рояль».
В 1934 году художник
возвращается в Мексику и возглавляет «Национальную лигу борьбы против фашизма и
воины». Как художника его увлекают поиски нового стиля, свободного от
этнографизма и подражания древности. Он пишет картину «Взрыв в городе».
Сикейрос словно предчувствовал то страшное, что несет человечеству фашизм.
С конца 1935 по конец 1936
года Сикейрос живет в Нью-Йорке, где основывает Экспериментальную мастерскую
живописной техники, разрабатывающую новые краски и приемы монументальной
живописи. Его картины «Коллективное самоубийство», «Эхо плача», «Остановите
войну!» и многие другие наполнены пафосом политической борьбы.
С началом гражданской
войны в Испании Сикейрос отправляется добровольцем в республиканскую армию. В
звании подполковника он бьется с фашистами в легендарной бригаде Энрико
Листера. Вернувшись на родину в 1939 году, художник пишет несколько станковых
картин. Среди них — превосходная по реалистической ясности образа, силе
чувства, выраженного в мощной пластике форм, картина «Рыдание». В том же году
он выполняет при участии Л. Ареналя, А. Пухоля и Х. Рено большую роспись
«Портрет буржуазии». Роспись охватывает три стены и потолок центрального зала
Клуба электриков в Мехико.
Г.С. Оганов пишет:
«…В росписи здания
Мексиканского профсоюза электриков, занявшей три стены и потолок, достигнут
зрительный эффект единого сферического пространства. Человек, оказавшийся перед
этой огромной фреской, названной "Портрет буржуазии" и представляющей
зрителю политическую и социальную действительность капиталистического мира, как
бы не замечает стенных граней, углов помещения. Изображение естественно
перетекает с одной плоскости на другую, "стирая" их границы.
Сикейрос будет развивать
этот прием и дальше. В росписи, посвященной легендарному герою борьбы индейцев
против испанских завоевателей, "Немифический Куатемок", он не только
объединит фрески нескольких стен, но и введет в композицию полихромную
скульптуру-рельеф. Позже этот прием он повторит — уже с другими, более сложными
целями создания пластико-динамической выразительности — в рельефе здания
ректората в университетском городке в Мехико».
Шесть лет спустя Сикейрос
вновь обращается к образу национального героя Мексики в двухчастной росписи
«Воскресший Гуатемок». В 1945 году во Дворце изящных искусств в Мехико Сикейрос
создает роспись «Народная демократия».
Обнаженная женская фигура
словно вылеплена мощными ударами цвета, контрастами света и тени. Лицо и тело
женщины напряжены. Ее могучие руки пытаются разорвать оковы и одновременно
сжимают факел свободы и цветок жизни. Это символический образ народной борьбы с
фашизмом.
С конца сороковых годов
Сикейрос обращается к конструктивно новым поверхностям, на которых
располагаются росписи: «Будущие росписи покончат с исключительно плоской
поверхностью панелей, присущей станковой живописи, они будут покрывать выпуклую
и вогнутую, то есть активную поверхность стен».
В вестибюле госпиталя де
ля Раса в Мехико Сикейрос расписывает овальную стену. Сферическая поверхность
стены придает фигурам динамику, насыщает их активностью, соединяет статическое
изображение, каким по природе своей является живопись, с ритмами движения
окружающей жизни.
Большинство росписей,
выполненных Сикейросом в сороковых–шестидесятых годах, располагается на стенах
со сферическими поверхностями. Это «Аллегория равноправия рас» на Кубе, «Смерть
захватчика» в Чили, «Гуатемок против мифа» и многие другие росписи в Мексике.
Росписи и пластическая
мозаика, выполненные Сикейросом в Университетском городке в Мехико,
располагаются на внешних стенах здания ректората. Они занимают площадь свыше 4
тысяч квадратных метров. Их тема — «Университет на службе наций». Огромные,
достигающие десятиметровой высоты фигуры — символическое олицетворение науки и
прогресса — выполнены в рельефе, включающем в себя мозаику, керамику и
окрайенные электролитическим способом металлические плитки.
Национальная ассоциация
мексиканских актеров в конце пятидесятых годов заказала Сикейросу настенную
роспись в театре Хорхе Негрето, высказав при этом пожелание, чтобы художник
изобразил историю сценического искусства, включая кинематографию. «Моим
намерением с самого начала было создать произведение, которое бы внушало
актерам, а косвенно и драматургам, мысль о необходимости совершить в театре
такой же переворот, какой мы совершили в живописи», — пишет Сикейрос.
Исполнительный комитет
Национальный ассоциации актеров пришел к заключению, что роспись Сикейроса
представляет собой антиправительственную агитацию. Государственные власти
приказали приостановить работу над росписью и наложили на нее арест. Сикейрос
уезжает из Мексики. Он едет на Кубу, посещает Венесуэлу. Затем он был арестован
на родине 9 августа 1960 года за участие в студенческой забастовке.
В камере Лекумббрийской
тюрьмы он провел более тысячи шестисот дней. По выходе из заключения Сикейрос
создает серию «Современная Мексика из окон тюрьмы».
Но заточение не укоротило
творческие планы художника. В своем стремлении к новому синтезу живописи и
архитектуры Сикейрос с помощью 50 других художников расписал в 1965–1972 годах
Полифорум Мехико огромными фресками, общей площадью 4600 квадратных метров. В
этом комплексе архитектура и зрители буквально сливаются с мощной динамической
живописью.