Джотто справедливо считают
отцом европейской живописи, родоначальником реализма. Многочисленные ученики,
последователи и подражатели прославленного мастера распространили его влияние
на многие культурные центры Европы.
Боккаччо считал, что он
«по праву может быть назван одним из светочей флорентийской славы».
«Живописцем, не только превосходным, но и прекрасным, слава которого среди
художников велика», — называл его Петрарка.
Джотто ди Бондоне родился
в округе Веспиньяно, неподалеку от Флоренции, вероятно в 1267 году, поскольку
известно, что умер в 1337 году в возрасте семидесяти лет. Согласно Вазари,
Джотто был сыном хлебопашца. Он же рассказывает такую историю. Однажды
прославленный в те времена живописец Чимабуэ, идя по дороге из Флоренции в
Веспиньяно, увидел пасшего стада мальчика, который рисовал на гладком камне
овцу. Чимабуэ взял его к себе в ученики, и вскоре ученик превзошел учителя.
Анонимный комментатор
«Божественной комедии» XIV века утверждает, что Джотто был отдан обучаться
ткацкому ремеслу, но убежал из мастерской ремесленника в мастерскую художника.
Вместе с Чимабуэ Джотто,
должно быть, впервые попал в Рим около 1280 года, а затем побывал в Ассизи.
По-видимому, в конце 80-х годов молодой художник женился на Джунта ди Лапо дель
Пела, от которой имел четырех дочерей и четырех сыновей.
По свидетельству Боккаччо,
Джотто имел самую заурядную, невыразительную внешность — «маленького роста,
безобразный». В новеллах того времени Джотто выступает как острослов и
весельчак, всегда имеющий по отзыву Вазари: «Словечко под рукой и острый ответ
наготове». Рассказывали, что как-то во время страшной жары король сказал
художнику, занятому, по обыкновению, напряженной работой: «Будь я на твоем
месте, я бы немного отдохнул». — «И я тоже, будь я на Вашем», — парировал
живописец.
Что нового внес Джотто в
живопись? Он не постиг еще законов перспективы, не изучил анатомию человека,
фигуры на его фресках не соответствуют своим размером пейзажам. Но… «мир
трехмерный — объемный и осязаемый — открыт вновь, победно утвержден кистью
художника… Отброшена символика византийского искусства… Угадана высшая
простота. Ничего лишнего… Все внимание художника сосредоточено на главном, и
дается синтез, грандиозное обобщение», — пишет о первом среди титанов великой
эпохи итальянского искусства Л. Любимов.
Девяностые годы художник
провел, по всей видимости, в Ассизи, где принимал участие в росписи Верхней
церкви Сан-Франческо. К самым ранним его произведениям относят некоторые фрески
на тему Ветхого и Нового завета — в верхней зоне стен продольного нефа. Эти
росписи были сделаны в первой половине девяностых годов. Предполагают, что
Джотто ездил затем на некоторое время в Рим, где на него произвела сильное
впечатление живопись Каваллини и раннехристианские мозаики.
К этому же периоду
относятся большое, высотой в пять метров, «Распятие» (около 1293–1300),
сделанное для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, и «Мадонна ди
Сан-Джорджио алла Коста».
Фрески нижнего яруса
Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи написаны были во второй половине
девяностых годов, когда Джотто вторично пригласили в Ассизи, уже как
руководителя всех живописных работ.
В конце 1290 – начале XIII
века Джотто был в Риме, где выполнил огромную мозаику «Навичелла» для базилики
св. Петра, на ней был изображен Христос и ладья с апостолами. Мозаика погибла в
начале XVI века при разрушении старой базилики.
В первое десятилетие
нового века Джотто живет в основном в Падуе. К 1303–1305 годам относят начало
его работы в Капелле дель Арена. Выполняя заказ местного богача, ростовщика
Энрико Скровеньи, он покрыл стены его домовой капеллы фресками на евангельские
сюжеты о жизни Христа и мадонны. Заказчик торопил с окончанием работ, и мастер
вынужден был начать роспись недостроенного помещения. Фрески капеллы Скровеньи
— лучшие фрески Джотто.
Этот обширный фресковый
цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной
тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа,
Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре
сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых
стенах.
«В искусстве Джотто много
мягкости, чистоты и какой-то трогательной любви к людям, — пишет О.М.
Персианова. — Его герои исполнены благородного достоинства и духовной красоты.
Движения, позы, жесты сдержанно, но удивительно верно передают душевное
состояние: материнской нежности полна Мария, склонившаяся над новорожденным
младенцем ("Рождество"), глубоким горем охвачены люди, собравшиеся у
тела мертвого Христа ("Оплакивание"), торжественно-праздничное
настроение царит в группе волхвов, пришедших поклониться младенцу
("Поклонение волхвов").
Для Джотто кульминацией
является не искупительная смерть Христа, но переход от его деяний к страданиям.
Связующими сценами, размещенными под "Искупительным произволением" и
"Благовещением" на стене триумфальной арки, Джотто сделал
"Встречу Марии и Елизаветы" как первое приветствие и "Поцелуй
Иуды" как первое предательство.
Искусству Джотто свойственен
определенный психологизм, который особенно отчетливо проявился в одной из
известнейших фресок цикла — "Поцелуй Иуды".
Иуда подходит к Христу и
вытягивает губы, чтобы его поцеловать. В ответ на это Христос смотрит ему прямо
в глаза пристальным и многозначительным взглядом. Этот проникновенный и
невыразимый словами взгляд вскрывает глубочайшие недра человеческой души. При
этом Христос сохраняет исключительное спокойствие, хотя он, видимо, знает о
предательстве ученика. Это спокойствие в соединении с ясным сознанием своей
судьбы придает ему характер возвышенного героизма, настоящего стоического
мужества».
Закончив работы в капелле,
Джотто остается некоторое время в Падуе и покрывает фресками на светские темы
большой зал палаццо Раджоне. Затем со славой возвращается во Флоренцию.
Здесь в 1310 году для
церкви Всех Святых Джотто выполнил ныне знаменитую, монументальную картину
«Мадонна Оньисанти», изображающую мадонну с младенцем в окружении ангелов и
святых.
Легкая структура трона
подчеркивает плотный голубой цвет мафория, не препятствуя его погружению в
золотистую прозрачность фона, с которым перекликаются позолоченные нимбы и
светлые одеяния ангелов.
Запредельные и пышные
изображения непроницаемых идолов, характерные для эпохи дученто, уступили место
человечнейшей матери семейства, со светлым и открытым лицом и даже с чуть
заметной улыбкой в складке губ. Земная природа Марии заявляет о себе весомостью
ее тела, еще более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями
трона.
Для флорентийской церкви
Санта-Кроче Джотто пишет два следующих фресковых цикла: «Легенда о св.
Франциске» (капелла Барди, 1317–1328), «Сцены из жизни Иоанна Евангелиста и
Иоанна Крестителя» (капелла Перуцци).
Индивидуальные
характеристики присутствуют и здесь, однако, в отличие от падуанских фресок,
больше не акцентируется главное действующее лицо. Не прибегая к занимательным
подробностям, художник придал повествовательному стилю больше силы и ясности:
пространство стало обширнее, а движения фигур свободнее.
В эпизодах, изображенных в
капелле Перуцци, архитектура играет доминирующую роль. В «Наречении имени
Иоанна Крестителя» фигуры изображены в обширных помещениях, в которых
равномерно распределены свет и тень; в сцене «Воскрешение Друзианы» фигуры
расположены на фоне стены, очертания которой, то возвышаясь, то опускаясь,
соответствуют расположению фигурных групп. И в том, и в другом случае все
цветовые оттенки подчинены основной тональности, выступающей в качестве их
общего знаменателя.
«В капелле Барди Джотто
снова возвращается к легенде о св. Франциске. Однако характер трактовки этой
темы теперь иной. Нет здесь прежней занимательности повествования, наивной
непосредственности. История Франциска приобрела скорее характер кантаты, в ней
появилось что-то торжественное, триумфальное. Но самое главное отличие этой
росписи от более ранних циклов Джотто состоит в том, что стена не разбита на
отдельные клейма, не раздроблена орнаментальными тягами…
Строгая построенность,
вписанность всех фигур в архитектурный каркас особенно поражает во фресках
капеллы Барди. Каждое из шести панно, расположенных на боковых стенах, само по
себе является архитектурной композицией. Наиболее совершенная с этой точки
зрения — фреска "Явление Франциска в Арле".
В 1334 году флорентийская
Синьория назначила Джотто главным руководителем строительства городского
собора. Это назначение было, прежде всего, актом публичного признания его
заслуг: "Эти работы, выполняемые для города, должны прославить и украсить
его, что может быть сделано надлежащим образом только в том случае, если
руководить ими будет мастер опытный и знаменитый, — говорится в одном из
документов того времени. — Во всем мире нельзя найти человека более одаренного
в этой и во многих других областях, нежели живописец Джотто Бондоне из
Флоренции; он признан в своем отечестве великим мастером, и нужно, чтобы он
постоянно оставался на этой должности и работал, так как он принесет много
пользы своей ученостью и своими познаниями, и город получит от этого большую
выгоду"» (И. Данилов).
Джотто не только руководит
работами по строительству, но и выполняет престижные заказы. Между 1329 и 1333
годами художник работал в Неаполе для короля Роберта Анжуйского. Около 1335
года — в Милане для правителя Аццоне Висконти, как о том сообщает в своей
«Хронике» Джованни Виллани. В то же время он уверенно руководит своей
мастерской, из которой выходили очень сложные по изобразительным задачам
произведения, изумляющие роскошью и горением красок. Пример, два больших
полиптиха — из Болоньи и из капеллы Барончелли в Санта-Кроче, — оба подписанные
Джотто.
Сверкающее «Коронование
Марии» из капеллы Барончелли, над декорированием которой Джотто работал не
ранее конца двадцатых годов, — это, безусловно, один из последних великих
замыслов мастера. Однообразные, но яркие шеренги улыбающихся святых на боковых
крыльях напоминают упорядоченный Рай — переданный в перспективе, но без границ,
поскольку боковые панели могут продолжаться в бесконечность. Вместе с тем,
центральная сцена с элегантными и отточенными в своих формах главными действующими
лицами заключает в себе нечто от светского изящества придворной церемонии.
В хронике Виллани так
говорится о смерти художника: «Мастер Джотто, вернувшись из Милана, куда он был
послан нашей республикой на службу владетелю Милана, скончался 8 января 1337
года и был с большими почестями похоронен на государственный счет в соборе св.
Репараты».