Творчество Тьеполо
продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом
столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство
Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко.
Джованни Баттиста Тьеполо
родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его отец, Доменико Тьеполо, капитан
торгового корабля, умер через год после рождения сына. После преждевременной
смерти отца Джованни Тьеполо совсем юным поступил в обучение к авторитетному
венецианскому художнику Ладзарини, у которого воспринял основы
монументально-декоративной живописи. Одновременно он учился на образцах
творчества величайших венецианских мастеров — Тициана, Тинторетто и в
особенности Веронезе.
В 1716 году двадцатилетний
художник имел первый крупный успех, выставив свою картину, которую современники
называли «Тонущий фараон», перед Скуоле ди Сан-Рокко. В 1719 году Тьеполо
женится на Цецилии Гварди, сестре знаменитого пейзажиста.
Примером раннего периода
деятельности Тьеполо могут служить фрески в венецианской церкви дельи Скальции
— «Апофеоз св. Терезы» (1720–1725), где он впервые вводит свои новые
пространственно-декоративные композиции, а также ряд станковых картин на
мифологические темы. Среди последних большое полотно «Похищение сабинянок»
(около 1720). Картина написана темпераментно и свободно, к ней вполне подходят
слова, сказанные о молодом художнике еще в 1731 году его первым биографом
Виченцо да Каналом: «Манера живописи Тьеполо решительна и быстра, а его
характер — вдохновение и огонь».
О рано созревшем
мастерстве Тьеполо свидетельствуют и созданные около 1725 года десять огромных
декоративных панно для украшения дворца венецианского патриция Дольфино. Для
них характерна сильная и выразительная передача героических сюжетов,
пластическая, жизненно убедительная трактовка фигур, пространственная
живописная композиция, построенная на ярких красочных контрастах с применением
светотеневых эффектов.
«…после 1725 года, когда
он получает приглашение расписывать фресками собор и резиденцию архиепископа в
Удине, Тьеполо полностью изживает здесь влияние Пьяцетты и находит свой
собственный оригинальный живописный стиль. Фрески дворца на сюжеты из библии
трактованы им с необычайным остроумием и смелостью. Его персонажи одеты в
костюмы эпохи Возрождения и живут в залитых солнцем итальянских пейзажах.
Легкое изящество и ирония, смесь сказки и реальности характерны для этих
фресок» (Л.Н. Салмина).
Репутация Тьеполо была к
тому времени столь высока, что он получает заказы далеко за пределами Венеции.
В последующие годы крупные заказы на фресковые росписи помогали ему выполнять
двое его сыновей — Джованни Доменико и Лоренцо, а также Менгоцци-Колонна,
мастерски писавший иллюзионистические архитектурные композиции. Среди этих
работ надо упомянуть фрески в Палаццо Аркинто в Милане (1731) и в церкви
Санта-Мария дель Розарио деи Джезуати в Венеции (1737–1739).
Около 1740 года манера
Тьеполо резко изменилась темные тона исчезли, уступив место огромному
разнообразию красок, светлых и ярких. Прекрасным примером декоративного стиля
Тьеполо являются его росписи палаццо Клеричи в Милане (1740). Для церкви
Сант-Альвизе в Венеции художник пишет три гигантские алтарные картины:
«Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом» и «Несение креста». Тогда же
он исполняет для одного из венецианских дворцов цикл из четырех больших
декоративных полотен на мифологические темы. Одна из этих картин — знаменитый
«Триумф Амфитриты».
«Возле этой картины как-то
особенно легко дышится — от нее словно исходит свежее дыхание моря, по которому
мчится в своей сверкающей раковине-колеснице Амфитрита, окруженная нереидами,
тритонами и амурами, — пишет Н.И. Ольшанская. — Мерно колышутся зеленоватые
волны, в светло-голубом небе проносятся белые облака, развеваются легкие
драпировки и гривы морских коней, серебристый солнечный свет щедро льется на
обнаженное тело богини, на ее жемчужную раковину. Сверкающий поезд Амфитриты
проносится мимо как видение, но в самом образе морской стихии с ее стремительным
ветром и влажным воздухом, пронизанным лучами солнца и мельчайшими водяными
брызгами, заключено обаяние подлинной жизни».
Между 1740–1743 годами
художник создает огромные плафонные композиции для венецианских церквей
Джезуати, дельи Скальци, скуолы дель Кармине и других. Семьи венецианских
патрициев, равно как монастыри и церкви, состязаются между собой в стремлении
обладать произведениями его кисти. В марте 1743 года министр Саксонии Брюль
поручил графу Альгаротти приобрести для его галереи наряду с картинами
прославленных мастеров прошлого полотна современных художников. В этом списке
одним из первых стояло имя Тьеполо. Из заказанных ему картин в том же 1743 году
были закончены «Триумф Флоры» и «Меценат представляет императору Августу
свободные искусства». В следующем, 1744 году для того же графа Брюля была
закончена и направлена в Дрезден картина «Пир Антония и Клеопатры», к сюжету
которой Тьеполо не раз возвращался впоследствии. Именно на сюжеты из истории
Антония и Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорно-декоративной
фресковой живописи — росписи палаццо Лабия в Венеции (1745–1750).
Рассказывая историю
Антония и Клеопатры, художник с замечательным мастерством группирует персонажи
на больших поверхностях. Как отмечает Н.А. Белоусова: «Входя в просторный
бальный зал палаццо Лабия, зритель утрачивает ощущение реального архитектурного
пространства, потому что его пределы раздвинуты живописной декорацией,
превратившей стены венецианского палаццо в роскошное театральное зрелище.
Тьеполо умело использовал пространство стены между двумя дверями и двумя окнами
над ними, сочетая таким образом реальную архитектуру с иллюзорной. В сцене
"Пира" ступени, на которых спиной к зрителю изображен карлик, ведут
на широкую мраморную террасу с колоннадой коринфского стиля и хорами, под сенью
которых пируют египетская царица и римский полководец. Клеопатра, желая
доказать Антонию свое презрение к богатству, бросает бесценную жемчужину в
бокал с уксусом, где она должна без следа раствориться. Соотношение человеческих
фигур с перспективным построением сцены передано безупречно».
В 1750 году по просьбе
князя-архиепископа Вюрцбургского Тьеполо приступил к росписям его резиденции —
бесспорному шедевру. Он исполнил грандиозную фреску площадью 650 квадратных
метров над лестницей в вестибюле дворца.
«В основе ее сложного
аллегорического сюжета лежит прославление архиепископа франконского и всей
католической церкви, — пишут М.В. Доброклонский и Н.Н. Никулин. — Тьеполо
словно уничтожает плоскость потолка и уводит взгляд зрителя в безграничное
голубое, пронизанное солнечными лучами небо. Множество фигур порхает среди
облаков в легком головокружительном полете. Оставляя в центре свободное
пространство, художник располагает большинство действующих лиц у карниза, где
изображены четыре страны света: Европа, Азия, Африка, Америка. Тут же аллегории
наук, искусств и многое другое. С поразительной непринужденностью объединяет
художник самые разнохарактерные образы и мотивы. Здесь и мифологические
существа, античные боги, нимфы, наяды, обитатели экзотических стран, а также
разнообразные звери, птицы, растения и т.д. Все сливается в яркое, ликующее
зрелище».
В 1753 году плафон
вестибюля был закончен, и Тьеполо с сыновьями возвратился на родину. Поездка в
Вюрцбург принесла художнику огромный успех, еще более укрепила его славу
крупнейшего мастера монументально-декоративной живописи: в Венеции приглашения,
заказы, почести непрерывно следуют одни за другими. В 1756 году Тьеполо был
избран президентом незадолго до того организованной Венецианской Академии
живописи и скульптуры и одновременно — почетным академиком Пармской Академии.
К лучшим созданиям
декоративного гения Тьеполо относятся его фрески в Виченце в вилле Вальмарана,
относящиеся к 1757 году, где художник работал с учениками и своим сыном
Джованни Доменико Тьеполо (1727–1804). В росписях этой виллы, где Тьеполо
обращается к новым декоративным решениям, его стиль приобретает особую
утонченность и великолепие.
Последними большими
работами мастера в Италии были плафоны «Триумф Геркулеса» в палаццо Каносса в
Вероне и «Апофеоз семьи Пизани» бального зала виллы Пизани в Стра, а также
исполненный по заказу русского двора плафон на холсте — «Триумф Марса» для
большого Китайского дворца в Ораниенбауме. В апреле 1762 года художник покинул
родину. Его пригласили в Мадрид ко двору Карла III для исполнения большой
фрески в королевском дворце.
К 1764 году художник
завершил роспись плафона большого тронного зала. Стремясь достичь впечатления
наибольшей торжественности и величия, Тьеполо использовал здесь весь арсенал
аллегорических и мифологических образов, заимствуя их из своих более ранних
работ. В том же дворце он исполнил еще два значительно меньших по размеру
плафона.
Одной из последних работ
Тьеполо в Мадриде были семь алтарных картин для церкви святого Паскаля,
заказанные ему в 1767 году. Как пишет Л.Н. Салмина: «Особая
"текучесть" краски, мазки, переливающиеся один в другой, тончайшие
световые оттенки, передающие различные состояния освещения, глубокое восприятие
природы характерны для этого периода».
Последние годы жизни
Тьеполо были омрачены соперничеством с испанским художником Рафаэлем Менгсом:
«неоклассицизм» вытеснял уходившее в прошлое «барокко».
Тьеполо обращался и к
другим жанрам живописи, создав несколько великолепных портретов, ярких и
выразительных: «Портрет Антонио Риккобоно» (около 1745), «Портрет Джованни
Кверини» (около 1749).
Живописи художника не
уступают по качеству исполнения его рисунки и офорты. Как рисовальщик и
офортист Тьеполо является одним из величайших мастеров восемнадцатого столетия.
Сотни его рисунков и две серии оригинальных офортов — «Каприччи» и «Скерци ди
фантазиа» — отличаются оригинальностью образов, изобретательностью
композиционных решений и, при лаконизме примененных средств, исключительной
светосилой.
Тьеполо так и не вернулся
в родную Венецию. Он умер в Мадриде 27 марта 1770 года.