На грандиозной парижской
выставке «Истоки XX века» имя Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном,
Гогеном и ван Гогом. Его признали одним из ведущих европейских художников
двадцатого века.
Эдвард Мунк родился 12
декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного
врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу.
Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто,
особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же
болезни скончалась любимая сестра Эдварда — Софи. Позднее он посвятит ей
трогательную картину «Больная девочка».
Эти тяжелые потери не
могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет:
«Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей
колыбели и сопровождали меня всю жизнь».
Смерть самых близких людей
Эдвард принял за предначертание собственного пути.
8 ноября 1888 года Эдвард
написал в дневнике: «Отныне я решился стать художником».
Ранее по настоянию отца он
поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард
начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в
мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать
живопись под руководством Кристиана Крога.
Его ранние работы, такие
как «Автопортрет» (1873) и «Портрет Ингер» (1884), не позволяют сделать
какие-нибудь выводы о дальнейшем развитии творчества молодого художника.
В 1885 году Мунк едет во
Францию и три недели живет в Париже. Ему повезло не только побывать в Лувре, но
и застать последнюю выставку импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не
могли пройти бесследно, появляются картины «Танцевальный вечер» (1885) и
«Портрет живописца Енсена-Хьеля» (1885).
Однако для первой
знаменитой картины художника — «Больная девочка» — характерны сугубо
индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал: «Работа
над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем
искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений
обязано своим происхождением этой картине».
В последующие годы Мунк
расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям
особое очарование, и обращается к темам одиночества. Смерти, угасания. В 1889
году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ.
Преобладают картины, где художник анализирует отношения фигуры с окружением,
будь то интерьер или пейзаж: «Весна», «Вечерняя беседа», «Ингер на берегу».
В 1889 году Мунк получил
государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до
1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу.
Четыре месяца Мунк посещал
уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение
картин старых мастеров, а главное современных мастеров: Писсарро, Мане, Гогена,
Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона.
Он пишет несколько
пуантилистских картин — «Английская набережная в Ницце» (1891), «Улица Лафайет»
(1891). Дань импрессионизму он отдает в картинах «Зрелость» (около 1893),
«Тоска» (1894), «На следующий день» (1895).
Но гораздо интереснее для
понимания дальнейшего творчества картина «Ночь в Сен-Клу» (1890), написанная
после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение,
предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля
художника.
Своеобразным подведением итогов
пребывания во Франции можно считать запись в дневнике, сделанную в Сен-Клу:
«Больше не появятся интерьеры с читающими мужчинами или вяжущими женщинами.
Должны быть живые существа, которые дышат, чувствуют, страдают и любят. Я буду
писать такие картины. Люди осознают свою святость; как в церкви, в них
обнажится главное».
В 1892 году по приглашению
Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. Здесь он познакомился с
интеллектуалами, поэтами, художниками, в частности, с Августом Стриндбергом,
Густавом Вигеландом, историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и Пшибышевскими.
Выставка Мунка, открытая лишь на несколько дней, оказала значительное влияние
на формирование берлинского Сецессиона.
Вскоре художник пишет свою
самую знаменитую картину «Крик». Мунк так рассказывал об истории ее создания:
«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в
кроваво-красный цвет — и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился,
обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым
фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу,
а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий,
нескончаемый крик природы».
Как пишет Ж. Сельц: «Крик
заполняет собой всю картину: он рвется из глаз, через открытый рот, образующий
центр композиции; фигура на переднем плане, сжимая голову руками, движется
навстречу зрителю, повторяя движение бегущих линий улицы, а за ее спиной, в
пейзаже, мрачная темно-голубая плоскость воды резко контрастирует с пронизанным
красными полосами желтым небом. Возможно, крик объятого неизвестным ужасом
человека не производил бы столь сильного впечатления, если бы художнику не
удалось передать — даже чисто техническими средствами — внутреннее напряжение,
соответствующее крику как выражению крайней подавленности. Пейзаж по ту сторону
перил изображен с помощью извивающихся линий; бесконтурные, неопределенные
разводы краски символизируют неточность и неопределенность мятущейся мысли,
которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей
удушливой силой».
«Крик» входит в цикл
произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это
«поэма о жизни, любви и смерти». В 1918 году художник писал: «Я работал над
этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата —
1888–1889 годы. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности",
мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Он
задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих
картинах за извилистой линией берега — всегда волнующееся море и под кронами
деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости
и печали».
На рубеже веков Мунк пишет
также пейзажи в стиле модерн: «Зима» (1899), «Береза под снегом» (1901), он
создает символистские гравюры, литографии и ксилографии. Мунк получает
признание — меценаты заказывают ему портреты или росписи в своих домах. Так,
Мунк исполнил великолепный посмертный портрет Фридриха Ницше на фоне мрачного
пейзажа (1905–1906). Декорации, выполненные Мунком к постановке Максом
Рейнхардтом драмы Ибсена «Привидения», получили международный резонанс.
С 1900 по 1907 год Мунк
живет в основном в Германии: Берлин, Варнемюнде, Гамбург, Любек и Веймар.
Художник создал своеобразную сюиту видов этих городов. Один из них — офорт
«Любек» (1903). В этом офорте город похож на средневековую крепость, безлюдную
и отрешенную от жизни.
«В 1909 году Мунк после
пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной
депрессией, возвращается на родину, — пишет М.И. Безрукова. — В поисках тишины
и покоя он стремится к уединению — некоторое время живет в Осгорстранне,
Крагере, Витстене, на небольшом острове Иелэйя, а затем, в 1916 году,
приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал
уже до конца своих дней. Черты нового сказались в работах, относящихся к разным
жанрам.
Особенно они проявились в
портрете, который становится после 1900 года одним из ведущих жанров в
творчестве художника… Он создает галерею острых по характеристике и запоминающихся
образов современников, будь то большие заказные портреты, портреты друзей и
знакомых или норвежских рыбаков и моряков.
Мунк не писал портреты тех
людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
Портреты художника — исследование человеческой души. Как правило, Мунк создавал
портреты тех, с кем находился в дружеских или реже — в деловых отношениях. Со
многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы, среди них были
Август Стриндберг, Ханс Йегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан
Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и
Германии. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные
художником после общения с сестрой известного философа».
Начиная с 1910 года все
чаще Мунк обращается к теме труда. Он пишет картины — «Весенние работы.
Крагере» (1910), «Лесоруб» (1913), «Весенняя пахота» (1916), «Мужчина на
капустном поле» (1916), «Разгрузка судна» (около 1920), гравюры «Рабочие,
убирающие снег» (1912), «Землекопы» (1920).
Важное место в графических
работах Мунка занимает северный пейзаж. Ярким примером служат ксилографии
«Скалы в море» (1912) и «Дом на берегу моря» (1915). В этих листах мастер
показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта.
Поздний период творчества
художника не самое лучшее время для художника, считает Ж. Сельц: «Несмотря на
свойственную картинам позднего периода эстетическую неопределенность, они
образуют самую спонтанную, непосредственную его часть. Кроме того, Мунк
выполнил в это время большие стенные росписи, первоначально созданные в Крагере
и предназначенные для актового зала университета в Осло. В 1916 году они были
туда доставлены, и художник должен был преодолеть многочисленные препятствия,
чтобы добиться их одобрения…
Результат долгих
подготовительных работ оказался разочаровывающим. Дикость уступила место
настойчивости и упорству: чувствуется тщательная работа в мастерской, но даже
самые интересные философские идеи не могут скрыть художественной слабости
произведений.
Фрески, написанные в 1922
году для столовой шоколадной фабрики "Фрейя" в Осло, также очень
слабы. В скупой, почти карикатурной форме воссоздает Мунк некоторые темы своих
лучших картин. Еще более разочаровывают композиции фресок для ратуши в Осло,
над которыми он работал с 1928 года до своей смерти в 1944 году. Правда, он
страдал глазным заболеванием, которое вынудило его на много лет почти полностью
отказаться от работы художника».
Умер Мунк 23 января 1944
года в местечке Экели близ Осло.
|