Творчество Гольбейна порой
воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения,
после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Блестящий мастер
портрета, художник создал выразительные образы своих современников, среди
которых ученые гуманисты и исторические деятели.
Биографические сведения о
Гольбейне скудны. Родился между 1497–1498 годами в южно-немецком городе
Аугсбурге, в семье художника Ганса Гольбейна Старшего. Вместе со своим старшим
братом Амброзиусом он с раннего детства получил прекрасную профессиональную подготовку
в мастерской отца. Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с
натуры.
В 1515 году оба брата
перебираются в Базель, который становится для Ганса второй родиной.
Первоначально оба брата учились в мастерской художника Ганса Гербстера, вместе
с тем и самостоятельно выполняя заказы. Работая над оформлением книг для
известного типографа Фробена, они сблизились с гуманистами, посещавшими его
дом. Ганс оказался в ближайшем окружении находившегося тогда в Базеле Эразма
Роттердамского.
В 1515 году Ганс делает на
полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное
слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Теперь это
произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна.
Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые
сценки. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Здесь,
например, в воинственном римском папе, узнается Юлий II, едко осмеянный Эразмом
в ряде произведений. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в
Базеле был банкир Якоб Мейер. Когда он в 1516 году был избран бургомистром
Базеля, Гольбейн написал два превосходных портрета — его и его жены. На них
художник изобразил энергичных людей швейцарского Возрождения, смышленых, основательных,
полных бюргерской гордости, непринужденности и человечности.
Благодаря успеху этих
портретов молодой художник получил многочисленные заказы не только в Базеле, но
и в других городах Швейцарского Союза. В 1517–1518 годах художник побывал в городе
Люцерне, а затем совершил поездку в Италию. В Милане Гансу удалось
познакомиться с работами Леонардо да Винчи.
Вернувшись в Базель,
Гольбейн женится, вступает в гильдию живописцев и получает многочисленные
заказы. Он создает портреты базельских гуманистов, с которыми связан дружбою и
которым многим обязан в своем духовном развитии. Художник пишет в 1523 году два
портрета Эразма Роттердамского. Они исполнены большой простоты и ясности, на
обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль. Он полностью
погружен в свои занятия; насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой — сочинительством.
В созданных в те же годы
произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной
пышности к предельному лаконизму.
«Его картина "Мертвый
Христос" (1522) скорее может быть названа не религиозным, а философским
произведением. Это как бы символическое изображение смерти, проникнутое
глубоким трагизмом. Характерно, что Христа художник писал с утопленника» (Н.М.
Арне).
Достоевский выразил свое
впечатление от картины устами князя Мышкина: «Да от этой картины у иного еще
вера может пропасть!»
В 1526 году по заказу
упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы
семьи Майеров.
«Следуя архитектуре
капеллы, для которой предназначался заказ, художник избрал в качестве фона
ренессансную нишу, изобразив в ней фигуру богоматери с младенцем на руках, —
пишет А.Н. Немилов. — Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов
семьи Майера. Глубокая торжественность сочетается в этом образе с удивительной
теплотой и ощущением семейной спаянности. Картина невольно воспринимается, как
семейный портрет, в котором фигура Мадонны служит композиционным и смысловым
центром, как символ святости взаимной любви в этой степенной, добропорядочной
семье».
В двадцатые годы
продолжаются работы Гольбейна и в области монументальной живописи, но
выполненные им росписи общественных зданий в Базеле, к сожалению, не
сохранились.
Среди графических работ
двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски
смерти». «…Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами,
произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков
"Пляска смерти" (около 1525), — пишет М.Н. Соколов. — Являясь в виде
ожившего скелета к представителям разных сословий, смерть предстает здесь — в
духе философии гуманизма — как праведный судия, всем воздающий по заслугам; в
серии преобладает не зловещий гротеск, но чувство естественного круговращения
жизни, чему способствует и тончайшее мастерство, в равной мере чуткое и к
острой детали, и к общему ритму, неодолимо-закономерному, как сама Природа,
принявшая обличье Смерти».
То были бурные годы
Реформации и Великой Крестьянской войны 1525 года, вслед за которой последовала
ожесточенная реакция, нарушившая прежний покой города. В 1526 году, когда в
Базеле искусство стало подвергаться гонениям, Гольбейн покинул город, уехав в
Англию с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к Мору, который тогда
обладал большой властью, будучи канцлером и ближайшим советником короля. В
ответ на это послание 18 декабря Мор писал: «Ваш живописец, мой дорогой Эразм,
— превосходный талант».
Основным произведением,
выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи
Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку —
сам портрет сгорел в XVII веке.
Когда в 1528 году Гольбейн
вернулся в Базель, он нашел свою семью в бедственном положении. В великолепном
по выразительности портрете его жены и двух детей (1528) их лица выглядят
усталыми и грустными.
В 1532 году художник снова
покидает семью и окончательно перебирается в Лондон. Его друзья были к тому
времени в опале. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора.
В это время Гольбейн
достиг вершин своего мастерства. Теперь лучшие музеи мира украшают великолепные
портреты кисти художника.
«…Великолепен портрет
немецкого купца Георга Гисце (1532). Изображение молодого дельца,
представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным
блеском. В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование
художника; Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи.
Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых
оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд. Виртуозно написаны
шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Осанка
Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Он неотделим от окружающего
его мира добротных, красивых вещей.
К портрету Гисце близко
примыкает насыщенный множеством аксессуаров двойной портрет французских
посланников (1533). К лучшим произведениям этих лет должны быть отнесены
"Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена" (1533) и
"Портрет Моретта" (1534–1535). Последняя работа — одно из наиболее
выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна. Художник подчеркивает высокое
социальное положение человека, облачая его в пышное одеяние из мехов и бархата,
помещая на фоне нарядной драпировки. С замечательным мастерством написано
сильное лицо Моретта, его руки, перчатки, все детали костюма. Тонко обыграно
колористическое сопоставление темно-зеленого фона с черным костюмом, сквозь
прорези рукавов которого выступает ослепительно белый цвет рубашки…
Широко известные портреты
Гольбейна последних пяти лет его жизни: Генриха VIII (1539–1540), королевы Джен
Сеймур (1536), Христины Датской (1538), Эдуарда принца Уэльского (1538–1539)
хотя и выполнены с большим вниманием и виртуозностью, в то же время отличаются
некоторой сухостью, однообразием характеристик и мелочностью в отделке
деталей».
В качестве придворного
живописца Гольбейн по поручению короля совершал поездки во Францию и в
Нидерланды. Он не знал недостатка в заказах. Ему был отдан, в частности, заказ
на роспись королевской резиденции в Уайтхолле. К сожалению, она также не
сохранилась.
Наиболее ценное из того,
что было создано в последние годы жизни Гольбейна, — это его портретные
рисунки, еще более совершенные, нежели те, что он выполнял прежде. Богатейшая
коллекция этих рисунков, хранящаяся в Виндзорском дворце, показывает Гольбейна
как одного из лучших рисовальщиков в мировом искусстве.
А.Н. Немилов пишет: «Его
портретные зарисовки, выполненные в различной технике, нередко подцвеченные
цветными мелками, имели для него главным образом значение подготовительных
набросков с натуры, по которым затем в мастерской выполнялся живописный
портрет. Но именно поэтому они, сохраняя свежесть непосредственного впечатления
художника, представляют собой огромную ценность, как самостоятельные
произведения искусства. Эволюция мастерства Гольбейна-рисовальщика происходила
путем все более смелых обобщений, отказа от некоторой манерности линии, от
увлечения контуром и чрезмерной детализации. Выразительность поздних рисунков,
в том числе прелестных изображений детей — примером может служить удивительный
по мягкости портрет юной леди Паркер, — ставит эти произведения в один ряд с
живописью».
В Англии Гольбейн
пользовался покровительством самого короля Генриха VIII. Любопытный случай
описывает в своей книге А.В. Лазарев:
«Однажды некий знатный
английский граф пожелал без приглашения посетить мастерскую художника. Гольбейн
же работал и, не желая прерываться, отказал графу в этом удовольствии. Тот
почувствовал себя весьма оскорбленным и решил ворваться в дом силой.
Рассерженный такой неучтивостью, Гольбейн спустил его с лестницы.
Когда граф явился к королю
и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже
казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой.
— Что вы о себе возомнили,
сэр? — хмуро поинтересовался Генрих VIII. — Я могу взять десяток мужиков и всех
их превратить в графов. Но даже из десятка графов я не могу сделать живописца,
подобного Гольбейну!»
Смерть застала художника в
самом расцвете его таланта: он умер во время чумы поздней осенью 1543 года в
Лондоне, так и не вернувшись на родину.