«Искусство любит
многообразие, как с исторической, так и национальной точки зрения, — отмечал
художник Мартирос Сарьян. — Динамика истории человечества заключена в ее
многогранности. Этим определяется и содержание мира и лицо всемирного искусства.
Один художник работает в России, другой — в Италии, третий — во Франции,
четвертый — в Бельгии. В работах каждого живет национальный стиль, национальный
характер, они дышат своим временем, они передают думы, мысли и чаяния народа.
Художник живет атмосферой
своей страны, живет в окружении своих соотечественников, в своей родной
природе. Каждый народ представляется мне могучим деревом. Корни этого дерева
уходят в родную почву, а усыпанные цветами и плодами ветви принадлежат миру».
Го Си, Рублёв, Веронезе, Гойя,
ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт — это художники разных времен и
разного стиля… Но их всех, как истинных мастеров, объединяет вечное горение,
вечное вдохновение, вечно одержимая любовь к искусству.
Художник не может творить,
если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем, если его
чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают
судьбы людей. Искусство не самоцель. Оно создается для того, чтобы закрепить в
материале произведения жизненно ценное, выразить то, что волнует современников,
что сам пережил в моменты наивысшего подъема своего духа, разума.
Леонардо да Винчи назвал
живопись «немой поэзией». Картина безмолвна. Звуки и слова лишь предполагаются
зрителем. Картина неподвижна. Люди, события, предметы предстают в определенном,
раз и навсегда данном состоянии и виде. Не в силах художника показать, что было
до запечатленного момента и что случится после него.
«Живопись — не болтливое
искусство, — писал французский художник девятнадцатого столетия Делакруа, — и в
этом, по-моему, ее немалое достоинство… Живопись вызывает совершенно особые
эмоции, которые не может вызвать никакое другое искусство. Эти впечатления
создаются определенным расположением цвета, игрой света и тени — словом, тем,
что можно было бы назвать музыкой картины».
Настоящий художник никогда
не копирует действительность, а по-своему воспроизводит ее и толкует. Для этого
он прибегает к различным приемам, условным по своей сути. Язык живописи — цвет!
Замысел художника, тема, которую он избрал, и идея, которую он хотел донести до
зрителя, получают жизнь благодаря живописной форме. Цвет в живописи — средство
эмоциональной выразительности, всю гамму чувств и настроений можно выявить им.
Цветом дается характеристика образов. Цвет действует на зрителя, именно цвет в
первую очередь вызывает у него определенное отношение к изображенному.
Но в основе настоящего
произведения искусства лежит идея, мысль. Идея диктует выбор композиции и
колорита, рисунка и пропорции. Рождение настоящего произведения искусства
невозможно без таланта.
«Счастлив ты, — писал
Гете, — родившийся со зрением, зорко улавливающим пропорции, которые ты
обостряешь, воспроизводя всевозможные образы. И когда вокруг тебя мало-помалу
пробудится радость жизни и ты познаешь ликующее человеческое счастье после
трудов, надежд и страха, когда поймешь счастливый возглас виноградаря, которому
щедрая осень наполнила вином его сосуды, поймешь оживленную песню жнеца, высоко
на стене повесившего свой праздный серп, когда позднее уже с более мужественной
силой забьется в твоей песне могучий нерв страстей и страданий, когда ты
довольно стремился и страдал, довольно наслаждался земной красотой и теперь
стал достоин отдыха в объятиях богини, достоин изведать на ее груди то, что
возродило богоравного Геракла, — тогда прими его, небесная красота, ты,
посредница между богами и людьми, но и он — не лучше ль Прометея? — сведет с
небес блаженство бессмертных».
Эти слова в полной мере
можно отнести к Рафаэлю, Кустодиеву, Малевичу, ван Дейку, Дега, Пуссену, Тёрнеру
и другим живописцам, представленным в данном издании. Среди них нет двух
одинаковых мастеров — это художники разные по манере письма, творческому
подходу, колору и темпераменту, наконец. Но всех их объединяет благодарность и
любовь настоящих поклонников живописи. Благодаря им и живо искусство мастеров
прошлого и настоящего. Им собственно и предназначена эта книга. |