«Великий Доре»,
«величайший иллюстратор XIX века» — так называют художника исследователи его
творчества. Л.Р. Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает
исключительное место. Выдающийся представитель не только французского, но и
всего европейского искусства второй половины XIX века, он внес в сокровищницу
мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки,
проявив глубокое проникновение в сущность явлений, отразив в них различные
стороны жизни современного ему общества, всех его классов и социальных групп».
Поль Гюстав Доре родился 6
января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года
значилось, что у Пьера Луи Христофора Доре родился сын, названный Луи Августом
Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и
мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере
пробудило в нем влечение к рисованию.
Очень рано Гюстав стал
удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал
рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к
«Божественной комедии» Данте.
В 1841 году семья
перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой. Позднее художник
напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились
теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».
В 1847 году Доре вместе с
матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей
Шарлемань. Здесь он получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей,
впоследствии ставших известными людьми, — Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна
(историк и теоретик искусства).
Едва поселившись в
столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону
с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число
сотрудников с окладом 5000 франков в год.
Не получив специального
художественного образования, Густав много времени проводил в залах Лувра, изучая
картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где
подолгу рассматривал старые гравюры.
Большое событие в жизни
молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его
литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «"Подвиги
Геркулеса" задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати
лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили
сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного
мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это,
достигнет удивительных высот в искусстве».
В шестнадцать лет Гюстав
оказался в гуще бурных событий — февральской революции 1848 года. «Доре был
тогда в том возрасте, когда такие грандиозные события оказывают глубокое
воздействие на впечатлительную натуру, — пишет биограф художника Б. Рузвельт. —
Он изучал эти пульсирующие массы народа и в своем воображении превращал их в
грандиозные картины. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за
каждым эпизодом борьбы».
Доре рисует листы:
«Луи-Филипп — экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной
гвардии», быстро ставшие популярными.
Гюстав становится самым
молодым участником Салона 1848 года с сериями рисунков «Новый Велизарий», «Союз
— сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С той поры Доре почти ежегодно участвует в
выставках Салона, экспонируя как живописные, скульптурные, так и графические
произведения.
В 1852 году Доре
неожиданно порывает с журналом, чтобы посвятить себя иллюстрации. Он начинает
со скромной работы над оформлением небольших и дешевых популярных изданий.
Художник пытливо ищет свой путь. Уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю»
(1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего
породившую его мысль в форму конкретного образа.
Как пишет Л.А. Дьяков:
«Образы, созданные Доре, народны по своей сути. Гаргантюа и Пантагрюэль в
иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они
естественно "вписываются" в толпы людей, интерьеры, природу. И все
это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…
Гениальные иллюстрации
Доре к "Гаргантюа и Пантагрюэлю" явились началом нового типа
иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно
чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая
гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не
отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые
особенности образного строя произведения».
1854 год для Доре явился
не только плодотворным, но и решающим. В этом году появляется альбом литографий
Доре «Парижский зверинец». Г. Гартлауб отмечает. «Великолепные листы с их
свободной самостоятельной переработкой полученных впечатлений от Домье
обнаруживают единственно присущую уже тогдашнему Доре способность патетического
искажения жеста, костюма и ландшафта, которая, собственно, не столько придает
этим листам забавный характер, сколько вносит в них оттенок призрачности. Юноша
уже созрел для восприятия решающего явления, уготованного ему современностью, —
явления Домье».
В 1855 году художник
заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. «Образы, созданные Доре,
убедительно раскрывают характеры, темпераменты и нравы героев: любвеобилие,
хитрость, подозрительность, ханжество, добродушие, чревоугодие, фанатическую
исступленность, веселость нрава, — отмечает Л.А. Дьяков. — Современники не
верили, что рисунки к "Озорным рассказам" были выполнены молодым человеком,
живущим в Париже и проводящим время среди богемы на улице Мучеников».
С осени того же года Доре
приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии».
Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и
«Рай» были выполнены в 1869 году.
Теофиль Готье писал в
газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем
Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и
рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим
секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные
формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать
разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи,
хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с
потрясающей убедительностью…»
А вот мнение Г. Гартлауба
о гравюрах «Ада»: «Несомненно значительный шаг вперед в развитии
героически-патетической стороны дарования художника и вместе с тем часто
поражающее нас умение приспособиться к большому формату. Эффектная композиция и
в то же время подлинная способность к внутреннему видению пространства и
ландшафта порою сливаются здесь воедино, производя необыкновенно сильное
впечатление».
«В 1860-х годах
"деревянная гравюра начала приобретать популярность у публики, которая
вскоре превратилась в манию. Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы
Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился
выпустить с иллюстрациями Доре". По сообщению друга и биографа художника
Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех
тысяч» (П. Лакруа).
Доре обычно делил свой
рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы —
живописи, вечера — снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так
описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за
одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к
другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За
одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил
карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело:
"Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить
семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я
голоден как раз на эту сумму. Пойдем"».
В 1862 году Доре создает
иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бев, получив это издание Доре, назвал
его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в
«Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в
костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в
сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».
Шедевры импровизации,
выдумки, остроумия — рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе
(1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр Доре к «Дон Кихоту»
Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются
непревзойденными.
«Какой дар! — воскликнул
Т. Готье, увидев «Дон Кихота» Доре. — Какое богатство мысли, сила, интуитивная
глубина, какое проникновение в сердце различных вещей! Какое чувство реального
и в то же время химеричного!»
Шестидесятые годы —
наиболее плодотворный период в творчестве Доре-иллюстратора. В 1864 году он
создает иллюстрации к «Легенде о Крокемитене», «Капитану Кастаньету», а в 1865
году иллюстрирует двумястами тридцатью рисунками двухтомную Библию.
Л.А. Дьяков пишет:
«Обращаясь к Ветхому
завету, он даст его в плане древнего космизма, стремясь передать грандиозные
процессы, переживаемые человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах
предельно грандиозно и космично: вздыбленные скалы, бескрайние долины,
бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие
вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами
архитектура древних храмов и дворцов.
Вот почему
"фон", "атмосфера" является здесь главным, определяющим
моментом.
Иллюстрируя Новый завет,
Доре более академичен и суховат, несколько скован и сдерживает свою фантазию,
хотя в отдельных листах, например в "Апокалипсисе", дает полную волю
своему воображению».
Прибывшего в середине
шестидесятых годов в Лондон Доре ждал восторженный прием. Принц и принцесса
Уэльские пригласили его на обед, где он был представлен королеве Англии. Жизнь
художника складывается вполне благополучно. В гости к художнику приезжают такие
знаменитости, как Гуно, Мейербер, Оффенбах, Эжен Сю, Александр Дюма, Гюго,
Полина Виардо, Аделина Патти, Ференц Лист. Большая ксилографическая мастерская
художника в столице Англии была завалена работой.
Биографы художника
отмечают, что с 1860 по 1870 год Доре уделял много времени живописи и что в
течение этого периода он легко преодолевал все «технические» трудности масляной
живописи. В шестидесятые – начале семидесятых появляются огромные полотна —
«Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), аллегории на военные темы 1871 года,
«Медный змий», «Изгнание торгашей из храма», «Сон жены Пилата», «Избиение
младенцев», «Снятие с креста» и другие произведения на библейские и
евангельские сюжеты. Но были другие произведения: «Цыгане», «Уличные
музыканты», «Монахи во время службы», экспонированные на мюнхенской выставке
1869 года.
В 1871 году художник
создает блестящий цикл карикатур «Версаль и Париж», где в острых и удивительно
верно схваченных типажах весьма лаконично дал характеристику депутатам
Национального собрания 1871 года, собрания политических вампиров, национального
позора и катастрофы.
Далее Доре создает
многочисленные рисунки к двум фолиантам, рассказывающим о жизни Лондона (1872)
и Испании (1874). Л.Р. Варшавский отмечает: «В этих рисунках он добивается
большой выразительности, цельности, отражая социально-политическую жизнь, и
достигает небывалых высот. "Смотреть на мир, как Бальзак" — было
излюбленной фразой и девизом Доре. В иллюстрациях, рисующих жизнь столицы
старой Англии и своеобразный быт Испании, запечатлено художником решительно
все, вплоть до самых потаенных уголков городов и дальних сел. Быт показан во
всей своей полноте. Значительно раскрыт и характер народа».
В этой связи можно
привести рассказ Джеррольда: «Когда мы посетили Ньюгейт, он попросил тюремщика,
сопровождавшего нас, оставить его на несколько минут у окна, через которое был
виден двор с бродящими по кругу заключенными. Когда мы вернулись, то увидели,
что он не рисовал, но глаза его вбирали каждую деталь сцены. "Я скажу вам,
— обратился Доре к тюремщику, — что представляет каждый из этих людей". И
он указал на вора, подделывателя документов, грабителя с большой дороги,
взломщика. Тюремщик был изумлен, ибо художник точно определил
"профессию" каждого из его подопечных».
После «Лондона» Доре успел
создать только иллюстрации к «Неистовому Роланду» Ариосто (1879). Художник умер
23 января 1883 года.