Понять Шагала можно путем
«вчувствования», а не «уразумения». «Небо, полет — главное состояние кисти Шагала»,
— отмечал Андрей Вознесенский.
«Я ходил по Луне, —
говорил художник, — когда еще не существовали космонавты. В моих картинах
персонажи были в небе и в воздухе…»
Марк Захарович Шагал
родился 7 июля 1887 года в городе Витебске. Он был старшим из десяти детей
мелкого торговца. Его отец служил рабочим у купца-селедочника, а мать, Фейга,
содержала мелочную лавочку. В 1905 году Марк окончил четырехклассное городское
ремесленное училище.
Первым учителем Марка стал
в 1906 году Ю.М. Пэн. В автобиографии, озаглавленной «Моя жизнь», Шагал
посвящает Юрию Моисеевичу следующие строки: «Пэн мне мил. Так и стоит перед
глазами его трепещущая фигурка. В моей памяти он живет рядом с отцом. Часто,
мысленно гуляя по пустынным улочкам моего города, я то и дело натыкаюсь на него.
Сколько раз я готов был умолять его, стоя на пороге школы: не надо мне славы,
только бы стать таким, как вы, скромным мастером, или висеть бы, вместо ваших
картин, на вашей улице, в вашем доме, рядом с вами. Позвольте!»
С 1907 года в Петербурге
два года Марк занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств,
руководимой Н. Рерихом. Позднее Шагал учился в мастерской С. Зайденберга и в
частной школе Е. Званцевой, где его наставниками были М. Добужинский и
известный график и театральный декоратор Леон Бакст.
Начало художнической
биографии Шагала — картина «Смерть», написанная в 1908 году, — переплетение
фантастики и реализма.
«В отличие от
академических художников Шагала всегда привлекали дорога, сцены повседневной
жизни, цирк, — пишет С. де Роза. — Даже такой сюжет, как "Святое
семейство", — имеется в виду картина, написанная в 1910 году перед самым
отъездом в Париж, — был для художника предлогом для того, чтобы придать
персонажам народные черты.
В этой прекрасной картине
все непривычно, нетрадиционно. Цветовое решение привлекает мастерски найденной
естественностью тона, но главный секрет красоты кроется в умении художника
вывести образ за пределы общепринятой иконографии и превратить его в сугубо
личный момент свидетельства и веры».
Для продолжения
образования в августе 1910 года Марк уехал в Париж. Поездку и обучение
субсидировал известный юрист и общественный деятель М. Винавер. Сначала Шагал
снял крошечную квартирку на авеню Мэн, а затем перебрался в знаменитое
общежитие художников «Ля Рюш» («Улей»), где в то время обитали такие художники
и скульпторы, как Архипенко, Кикоин, Сутин, Штеренберг, Цадкин, Модильяни,
Леже.
А.В. Луначарский,
посетивший «Ля Рюш» в 1912 году в качестве корреспондента газеты «Киевская
мысль», писал о нем как о «живописном и убогом», «огромном коллективном гнезде
художников… Вавилоне № 2… который сооружен из рухляди и остатков разрушенных
зданий, приспособлен к потребностям бедного художника и дает приют доброй сотне
молодых людей, ведущих отчаянную материальную борьбу с жизнью».
Шагала он назвал
«маленьким Гофманом околовитебских трущоб», поэтом, стремящимся «выразить свою
незаурядную душу графически, красочно». Луначарский поинтересовался, почему он
написал еврея на крыше домика в Витебске. Шагал ответил, что это не выдумка, а
реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу,
чтобы его не беспокоили».
До конца своих дней Шагал
называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с русской
художественной традицией: «Приобщившись к этой уникальной технической революции
искусства во Франции, я, однако, возвращался в мыслях к моей собственной
стране. Я жил спиной к тому, что находилось передо мной».
Нельзя не видеть влияния
на творчество Шагала еврейской и французской культуры. Отсюда особенности
художника, создавшего своеобразный сплав фантасмагории и быта, прошлого и
будущего, мистики и реальности. Экспрессивность цвета и рисунка сделали Шагала
предтечей экспрессионизма и сюрреализма. По словам художника, он стремился
«видеть мир особыми глазами, как будто только что родился».
Художественно-поэтическая система Шагала определилась уже в ранних полотнах
1911–1913 годов: «Я и деревня», «Адам и Ева», «Солдат пьет», «Россия. Ослы и
другие», «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку»,
«Молящийся еврей».
Я. Тугендхольд вспоминает
о впечатлении, которое производили в Париже полотна Шагала: «Тогда как от
головоломных кирпичных построений французов веяло холодом интеллектуализма,
логикой аналитической мысли, в картинах Шагала изумляла какая-то детская
вдохновенность, нечто подсознательное, инстинктивное, необузданно-красочное.
Точно по ошибке рядом со взрослыми, слишком взрослыми произведениями попали
произведения какого-то ребенка, подлинно свежие, "варварские" и
фантастические… Фантастика и палитра Шагала казались чрезмерно напряженными,
нездоровыми и бредовыми, но нельзя было сомневаться в их искренности, — разве
можно придумать нарочно такие фантомы и такие вспышки красочного жанра?»
Однажды в мастерскую
Шагала пришел Гийом Аполлинер. Он сел, покраснел, потом улыбнулся и
пробормотал: «Сверхъестественно!» На следующий день художник получил от Гийома
письмо и посвященное ему стихотворение. В свою очередь, Шагал создал картину «В
честь Аполлинера».
В 1912 году Шагал впервые
показал свои полотна на Осеннем салоне в Петербурге, с группой «Мир искусства»,
в 1913 году — в Москве, на выставке «Мишень», организованной М. Ларионовым. В
июне следующего года в одной из берлинских галерей открылась первая
персональная выставка Шагала, устроенная Г. Вальденом.
Начавшаяся Первая мировая
война не позволила Шагалу вернуться в Берлин из родного города, где он был в
отпуске. Летом 1915 года Шагал женился на Берте (Белле) Розенфельд, в следующем
году у них родилась дочь Ида.
Белла получила прекрасное
образование: изучала литературу, историю и философию, занималась актерским
мастерством в одной из студий К.С. Станиславского. Но главное — Белла и Марк с
первой же встречи стали предельно близки друг другу, слились душами. Шагал так
говорил о ней: «Ее молчание было моим молчанием. Глаза — моими глазами. Как
будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою
теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была
где-то рядом… На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои
глаза, моя душа».
Осенью 1915 года семья
уехала в Петроград. В это время Шагал по-прежнему много пишет. Он создает такие
значительные работы, как «Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей»
(все — 1914), «Красный еврей» (1915), «Голубые любовники» (1914), «Зеленые
любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916), «Зеркало» (1915), «Портрет
Беллы в белом воротничке» (1917).
В ноябре 1917 года Шагалы
вернулись в Витебск. Художник воспринял революцию, прежде всего, как установление
национального равенства, открывающее неограниченные возможности культурного
возрождения народа.
В августе 1918 года Шагал
получил мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской
губернии». В Витебске, по словам А. Эфроса, Шагал «по-своему делал революцию.
Он был там кусочком новой власти». Шагал организовал музей и народное
художественное училище, в котором преподавали Ю. Пэн, М. Добужинский, И. Пуни и
К. Богуславская, а затем К. Малевич.
В течение двух лет он был
комиссаром искусства, а затем его «сверг» К. Малевич. Автор знаменитого
«Черного квадрата» обвинял Шагала, что он всего-навсего «неореалист», что он
все еще возится изобретением каких-то вещей и фигур, тогда как подлинное
«революционное» искусство должно быть «беспредметным».
«Живописные произведения
Марка Шагала, созданные в 1918–1921 годах, пронизаны духом романтической
идеальности мира, — пишет А.А. Каменский. — В них торжествует чудо, все они так
или иначе приобщены к неким высшим силам, врывающимся в обычный ход жизни и решительно
преобразующим ее.
Своего рода эпиграфом к
такому образно-символическому строю может служить большое полотно
"Видение" (1917–1918)».
Шагал говорил, что она
появилась благодаря странному сну:
«Меня одолевали сны.
Квадратная, пустая комната. В углу одинокая постель, где сижу я. Темно.
Вдруг разверзся потолок и
крылатое существо с шумом и грохотом спустилось вниз, наполняя комнату
движением и облаками. Шелест влекущихся крыльев. Я понимаю: ангел! Не могу
открыть глаза, становится слишком светло и лучисто. Пошарив всюду, он поднялся
к прорези в потолке, унося с собой весь свет и голубой воздух.
Снова стало темно. Я
проснулся.
Моя картина
"Видение" вызвана этим сном».
Переехав из Витебска в
Москву в 1920 году, Шагал писал декорации для гоголевских постановок:
«Ревизор», «Женитьба», «Игроки». В течение года художник преподавал рисование в
детских колониях «Малаховка» и «III Интернационал».
Летом 1922 года художник
направился в Берлин, чтобы узнать об участи своих произведений, оставленных на
Западе. Вернуть удалось ему меньше десяти работ. То же произошло в Париже. В
Берлине Шагал овладел новыми видами техники — офортом, сухой иглой,
ксилографией.
«В 20-е парижские годы
Шагал-живописец живет на проценты с Витебска, — считает Б. Зингерман. — Об этом
периоде творчества художника Лионелло Вентури деликатно говорит, что никогда
еще его искусство не было таким чарующим, хотя, может быть, оно стало менее
глубоким. С этих дивных по своей колористической утонченности
"парижских" полетов вокруг и около Эйфелевой башни начинается
открыточный, отдыхающий, хотя и по-прежнему прелестный, праздничный — еще более
праздничный — Марк Шагал. В этих вещах чувствуется и умиротворенность
художника, переводящего дух после российских потрясений, и порою глубоко
скрытая растерянность: правда, она искупается более изысканным, чем прежде,
колоритом. Спасаясь от упадка духа, риторики и повторений, Шагал дарит свою
заветную тему циркачам. Отныне, с парижских 20-х годов они становятся
постоянными спутниками его праздничного искусства. Совсем иной масштаб. Другой
эмоциональный накал. То взмывали в поднебесье витебские провинциалы. А то —
профессионалы, мастера арены, воздушницы и ловиторы, кувыркающиеся на трапеции
под куполом цирка».
С 1923 года Шагал вновь в
Париже, где вошел в европейскую художественную элиту. По заказу А. Воллара
художник проиллюстрировал «Мертвые души» Гоголя (1923–1927 годы), затем
исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (1927–1930 годы).
В двадцатые–тридцатые годы
художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке,
Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы,
вдохновленные французской природой (гражданство своей «второй родины» Шагал
принял в 1937-м).
А.С. Шатских пишет:
«В 1931 году Шагал
совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для
Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930–1939 и 39 офортов в 1952–1956
годы) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю
жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических
скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное
"Библейское послание" Марка Шагала.
В 1933 году произведения
мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на
евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили
произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной
из ведущих тем его искусства стало распятие ("Белое распятие", 1938;
"Распятый художник", 1938–1940; "Мученик", 1940; "Желтый
Христос", 1941; и др.)».
Горящий Витебск служил
фоном для многочисленных композиций Шагала с умирающим на кресте
мучеником-земляком.
«Ничего не поделаешь, —
говорил А. Бенуа — антипод Шагала, посетив парижскую выставку Шагала в 1940
году. — Это то искусство, которое как раз мне должно претить в чрезвычайной
степени. Это то, что во всех других сферах жизни я ненавижу (я еще не разучился
ненавидеть), с чем я, несмотря на всю свою душевную усталость, еще не могу
примириться, и все же это пленит, я бы даже сказал — чарует, если держаться
точного смысла этого слова. В искусстве Шагала заложены какие-то тайные чары,
какое-то волшебство, которое, как гашиш, действует не только помимо сознания,
но и наперекор ему…».
Во время Второй мировой
войны Шагал по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства в мае
1941 года вместе с семьей из Марселя отправился в США. В Нью-Йорк Шагал приехал
на следующий день после нападения Германии на Советский Союз.
«Я жил и работал в
Америке, — вспоминал художник, — в то время, как человечество переживало
всеобщую трагедию». Один из его главных циклов военных лет — «Деревня и война»:
охваченные огнем крестьянские дома, пылающий снег, распятый на пожарище
художник.
В сентябре 1944 года Шагал
пережил внезапную смерть жены: огромной силой любви проникнуты композиции «Моей
жене посвящается» (1943–1944 годы), «Вокруг нее» и «Свадебные свечи» (обе —
1945 год). В 1945 году Шагал написал три полотна-задника, занавес и костюмы для
балета И. Стравинского «Жар-птица».
В 1948 году художник
вернулся во Францию, поселившись около Ниццы. Вскоре он получил Гран-при за
иллюстрации к «Мертвым душам» на 24-м биеннале в Венеции. В 1952 году Шагал
женился во второй раз — на Валентине Григорьевне Бродской. В
пятидесятые–шестидесятые годы, совершив поездки в Грецию и Италию, он создает
циклы цветных литографий, станковых и книжных работ. Наиболее известны
иллюстрации к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960–1962 годы).
В последние годы мастер
уже не писал картины, полностью посвятив себя литографиям. У Шагала в
помощниках было два Шарля: литограф Шарль Сорлие и художник по стеклу Шарль
Марк.
Теперь Шагала все больше
интересуют монументальные виды искусства, он занимается мозаикой, керамикой,
шпалерами, скульптурой. В 1957 году художник чрезвычайно увлекся витражами.
Вместе с Марком Шагал сделал около 1200 квадратных метров витражей для соборов
Реймса, Меца, Цюриха, небольшой деревушки Кент около Лондона, и, наконец, на
тему «Мир» для ООН.
В 1963 году, когда Шагалу
предложили расписать потолок парижской оперы, ему было 76 лет. Над росписью он
с увлечением трудился более года.
Плафон в «Гранд-Опера»,
заказанный президентом Шарлем де Голлем и министром культуры А. Мальро,
завершенный в 1964 году, вызвал небывалый резонанс. В 1966 году Шагал создал
новый шедевр — панно для «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. В том же году
художник поселился на вилле «Коллин» в небольшом средиземноморском городке
Сен-Поль-де-Ванс, километрах в двадцати от Ниццы. Большие шагаловские полотна
висели в просторной зале, в окно была видна стена, украшенная мозаикой,
выполненной по его рисунку. На этой вилле, расположенной в глубине парка,
художник прожил последние двадцать лет жизни.
В июне 1973 года Шагал
вместе с женой посетил Москву и Ленинград. Художник рассказывал о поездке на
родину: «На улицах, когда нас узнавали, тоже подходили незнакомые и тоже
протягивали букеты цветов. И подарками нас забросали. Нам дали целый апартамент
в гостинице "Россия", и секретаршу, и автомобиль с шофером». Когда
Шагал вернулся из поездки, он написал большую картину «Возвращение блудного
сына». На фоне Витебска он изобразил старика, перед которым стоит на коленях
его сын.
По случаю девяностолетия
художника в 1977 году была развернута уникальная выставка его работ в Лувре. Он
был награжден Большим Крестом Почетного легиона. Последняя прижизненная
выставка Шагала состоялась в 1984 году в Национальном центре культуры и
искусства имени Жоржа Помпиду. Она была посвящена его рисункам, в том числе
иллюстрациям к произведениям Гоголя.
Марк Шагал умер вечером 28
марта 1985 года. Его похоронили на обращенном к морю кладбище города
Сен-Поль-де-Ванс.