Творчество Мазаччо
открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского
искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором
Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию
ренессансного искусства. «…Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим
совершенным произведением, что те, кто вдохновлялись не природой, учительницей
учителей, трудились напрасно», — писал Леонардо да Винчи.
Мазаччо продолжил
художественные искания Джотто. «В умении распределять свет и тени, в создании
четкой пространственной композиции… Мазаччо намного превосходит Джотто. Кроме
того, он первым в живописи изображает обнаженное тело и придает человеку
героические черты, возвеличивая человека в его мощи и красоте», — пишет Л.
Любимов.
Мазаччо (настоящее имя
Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи) родился 21 декабря 1401 года в местечке
Сан-Джованни-Вальдарно недалеко от Флоренции. Отец, молодой нотариус Джованни
ди Моне Кассаи, умер, когда мальчику исполнилось пять лет. Мать, мона Джакопа,
вскоре вторично вышла замуж за пожилого состоятельного аптекаря. Томмазо и его
младший брат Джованни, ставший впоследствии также художником, жили с семьей в
собственном доме, окруженном небольшим участком земли.
Свое прозвище Мазаччо (от
итальянского — мазила) он получил за беспечность и рассеянность. Совсем молодым
Мазаччо переехал во Флоренцию, где учился в одной из мастерских. В цех врачей и
аптекарей, к которому были приписаны также живописцы, он вступил 7 января 1422
года. Еще через два года его приняли в товарищество живописцев св. Луки.
Самое раннее из
сохранившегося творческого наследия Мазаччо — картина, написанная около 1424
года для церкви Сант-Амброджо, «Мадонна с младенцем и со св. Анной». Уже здесь
он смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции
человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении
всего XV столетия.
19 февраля 1426 года в
Пизе Мазаччо приступил к созданию за невысокую оплату большого алтарного
полиптиха для капеллы, принадлежавшей нотариусу Джулиано ди Колино дель и
Скарси в церкви пизанского монастыря Санта-Мария дель Кармине. Его части ныне
рассеяны по музеям и собраниям разных стран мира.
Невиданной новизной
отличалась эта сцена, передававшая реальное событие в знакомой всем части
Флоренции, с массой реальных персонажей, портреты которых были даны среди
участников торжества. Характерно, что композиция вызвала не только удивление и
восхищение современников, но и упреки в «писании с натуры», т.е. в слишком
большом впечатлении реальности, ею производимом. В ней не было украшенности,
развлекательности, чуждых строгому стилю Мазаччо.
Т.П. Знамеровская пишет:
«На центральной доске полиптиха, находящейся в лондонской Национальной галерее,
изображена мадонна на троне. Стрельчатое обрамление срезает по бокам верхние
части трона, создавая иллюзию открывающегося за аркой пространства, в глубину
которого отступает золотой фон. Мадонна сидит тяжело и прочно. Сильного
поворота фигуры вправо, выступающих вперед широко расставленных колен, рук,
склоненной головы достаточно, чтобы почувствовать трехмерность фигуры и место,
занимаемое ею в трехмерной среде. Так же пространственно дан обнаженный
младенец на ее колене. То, как трон срезает и частично прячет фигурки двух
стоящих по бокам ангелов и как выдвинуты двое других, сидящих на ступеньке,
опять усиливает иллюзию глубины…»
Основным трудом всей жизни
художника были росписи капеллы Бранкаччи. Во Флоренции, на левом берегу Арно,
стоит старинная церковь Санта-Мария дель Кармине. Здесь в 1424 году Мазолино
начал роспись капеллы, расположенной в правой части трансепта. Затем работу
продолжал Мазаччо, а после его смерти, много лет спустя, закончил Филиппино
Липпи.
К бесспорным шедеврам
Мазаччо принадлежит «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», а также «Св. Петр,
исцеляющий больных своей тенью» и «Св. Петр и св. Иоанн, раздающие милостыню» —
фрески из капеллы Бранкаччи, их будут изучать и на них учиться Леонардо да
Винчи, Рафаэль и Микеланджело.
«Изгнание из рая» может
считаться одним из первых реалистических изображений обнаженного тела в
искусстве XV века. В то время как другие живописцы по средневековой традиции
изображали человеческие фигуры так, что «ступни ног не ступали на землю и не
сокращались, а стояли на цыпочках» (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость.
Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их
естественны, позы выразительны. Никогда прежде грехопадение прародителей рода
человеческого не было показано столь волнующе и драматично.
«На фоне широкого
обобщенно трактованного пейзажа развертывается действие другой знаменитой
фрески Мазаччо — "Чудо со статиром". Три различных момента
евангельской легенды объединены здесь в одной сцене. В центре большой ярко
освещенной группы апостолов — широкоплечих, массивных фигур простых и
мужественных людей из народа — стоит Христос в розовом хитоне и синем плаще.
Спокойным и величественным жестом руки он умиротворяет спор, возникший между
апостолом Петром и сборщиком городской подати, который изображен спиной к
зрителю в живой и естественной позе, отчего его диалог со св. Петром —
разгневанным могучим старцем — приобретает жизненную убедительность. В глубине
слева, у озера, изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти
пойманной рыбы статир (монету). Вручение монеты сборщику изображено в правой
части фрески.
Готическая отвлеченность,
свойственная многим итальянским мастерам конца XIV – начала XV века, была
наконец преодолена в этих композициях. В ряде других росписей той же капеллы
Мазаччо изображает различные эпизоды из жизни апостола Петра, превращая
евангельские легенды в живые выразительные повествования, вводя в них реальные
человеческие типы и архитектуру своего времени» (Н.А. Белоусова).
Есть кадастровое
свидетельство от июля 1427 года. Из него можно узнать, что Мазаччо весьма
скромно жил с матерью, снимая помещение в доме на Виа деи Серви. Он держал лишь
часть мастерской, деля ее с другими художниками, имел много долгов.
В 1428 году, не завершив
роспись капеллы Бранкаччи, художник уезжает в Рим. Вероятно, его призвал
Мазолино, которому понадобился помощник для выполнения больших заказов. Из Рима
Мазаччо не вернулся. Внезапная смерть художника в столь молодом возрасте, ему
было 28 лет, вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию
разделял и Вазари, но никаких доказательств ее нет. Как нет точной даты смерти
Мазаччо.