Блистательному,
самобытному художнику XIX – начала XX века М.А. Врубелю были подвластны
монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба
художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия.
Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен
выцвела. Однако и то, что сохранилось, позволяет судить о мощи его гения.
Михаил Александрович
Врубель родился в Омске 17 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось
всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала
из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет,
когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества
поощрения художеств. Когда на следующий год семья переехала в Саратов,
маленькому Михаилу наняли преподавателя рисования.
«В Саратов была привезена
однажды… копия с фрески Микеланджело "Страшный суд", — рассказывала
сестра Михаила Анна. — Отец, узнав об этом, повел брата смотреть ее. Брат
усиленно просил повторить осмотр… и, возвратясь, воспроизвел ее наизусть во
всех характерных подробностях».
Много времени отнимают
учеба в гимназии, занятия историей и естествоведением. Рисует Врубель лишь
урывками, да и то обыкновенно по просьбе отца.
Гимназические годы Врубель
в основном провел в Одессе. Со слов сестры мы знаем, что в эти годы он
увлекается «историей, по которой пишет сверх нормы большие сочинения на темы
античной жизни и средневековья». Он основательно изучает латинский язык и
читает в подлинниках Овидия и Горация.
После окончания гимназии
Михаил в 1874 году поступает на юридический факультет Петербургского
университета. Здесь он продолжает рисовать. Известны некоторые из рисунков
Врубеля того периода: это «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым»
(1877), «Маргарита» (1877) — иллюстрация к гетевскому «Фаусту». Но лишь на
последних курсах университета Врубель приобщается к профессиональному обучению
искусству: начинает посещать в вечерние часы класс профессора П.П. Чистякова.
Однако все снова
прерывается, когда по окончании университета Врубель отбывает воинскую
повинность. Наконец, в 1880 году Михаил становится студентом Академии
художеств.
С особой благодарностью
Врубель говорит об одном из своих академических учителей — П.П. Чистякове, в
классе которого он вновь стал заниматься с осени 1882 года: «Когда я начал
занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что
они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне
вложено». Врубель испытывает постоянную потребность общения с Чистяковым, чтобы
у него «хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики».
Будучи в академии, Врубель
много и упорно работает самостоятельно.
Врубель рисует и пишет
акварелью без устали, не переставая изучать законы старого искусства.
Работоспособность его удивительна. Как-то за одну ночь он делает стофигурную
(!) композицию «Орфей в аду»
Михаил близко сходится с
двумя своими однокурсниками — с Валентином Серовым и с его двоюродным братом
Дервизом. «Мы трое, — сообщает Врубель, — единственные, понимающие серьезную
акварель в Академии».
Они пишут акварелью
натурщицу в обстановке «ренессанс». Врубель говорит в письмах, что их связывает
«культ глубокой натуры», что они, «занятые с утра до вечера изучением натуры,
как формы, жадно заглядывающиеся в ее бесконечные изгибы и все-таки зачастую
сидящие с тоскливо опущенной рукой перед своим холстом, на котором все-таки
видишь еще лоскутки… не могли вырвать всего этого из сердец…» И далее он пишет:
«Я прильнул, если можно так выразиться, к работе; переделывал по десяти раз
одно и то же место, и вот, с неделю тому назад вышел первый живой кусок,
который меня привел в восторг».
Уже в ранних работах
Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов. Он слыл, и по
заслугам, мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой
виртуозный рисунок и свой дар композитора Врубель продемонстрировал, в
частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм» (1882).
Вместе с тем в ранний период своего творчества он создавал правдивые,
проникновенные портреты, в которых умел передать сосредоточенное душевное
состояние человека.
В 1884 году Врубель бросил
академию. Он принял предложение А.В. Прахова переехать в Киев и возглавить там
работы по реставрации живописи в древней Кирилловской церкви. Речь шла не
только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен
утраченных.
Художник изучает не только
отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного рода
в Венеции, куда он был отправлен в 1884 году.
Увы, эскизы росписи для
Владимирского собора, созданные Врубелем в 1887 году, не были осуществлены
вследствие их крайней необычности. Врубель нарушил церковные каноны и создал
свободные композиции, придерживаясь только темы, но не ее канонического
решения. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта
«Надгробного плача», два варианта «Воскресения».
В эскизе «Надгробный плач»
(1887) резко индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными
ужасом и скорбью, соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего
в гробу. Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и
страдания.
Выработанные Врубелем
принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые
работы.
Врубель писал из Киева,
что, увы, «на творчество рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры —
«средство прокормления». Но о «прокормлении» он меньше всего думал. Отец,
навещавший его в Киеве, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах: «И
до чего дожил Миша с его талантами… средств к жизни почти никаких». Но Врубель
верил в свой дар, он писал: «Мания, что непременно скажу что-то новое, не
оставляет меня».
Все девяностые годы
Врубеля занимала тема Демона и зла.
Еще в 1885 году, сразу
после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу: «Дух
не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный
и величавый».
Художник показал своего
первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в
1889 году. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее
прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно
прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», — описывает картину Н.А. Федорова.
В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока:
«Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы…» Но Врубель не завершает это
полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил
название «Демон поверженный» (1902).
Тема этого последнего
Демона — титанический протест и трагическая гибель.
Демон низвергнут с высот и
распростерт на горных кряжах, покрытых вечным снегом и льдом, освещенных
последними холодными лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными
впивающимися в тело пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем
торса… Но в его глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.
«Демон поверженный»
отличен от первого врубелевского «Демона» и по образу и по живописному решению.
Здесь нет той широты цветового диапазона, которая была в раннем «Демоне», тех
звучных сияющих пятен цвета, которые были рождены темой красоты жизни. Здесь
все построено в темной напряженной красочной гамме только холодных синих и
черных тонов, все желтые тона притушены серым и зеленоватым, а красные — даны
разбеленными и лишь в самых холодных, фиолетовых своих оттенках.
В 1889 году Врубель
уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный период его
творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно Одно из них —
«Венеция» (1893) — создано по впечатлениям от новой поездки в Италию
(1891–1892).
«Содержание картины
"Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен",
которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке", — считает
Н.А. Федорова. — Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей
знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в
которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой
близости к этой картине — "Гадалка" (1895), произведение глубоко
психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель
мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно
перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего».
После «Венеции» влечение
Врубеля к большому стилю проявилось также в его огромных многометровых панно
«Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской
Нижегородской выставки 1896 года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста»
Гете для «готического кабинета» в особняке А.В. Морозова.
В эту пору Врубель много
работает над портретами. Как и все искусство художника, его портретная живопись
остропсихологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке
его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь
сокровенные мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это
преимущественно люди, близкие художнику.
Блестящие примеры
портретной живописи Врубеля — портреты К.Д. Арцыбушева и С.И. Мамонтова (оба —
1897). О портрете Арцыбушева говорит Н.В. Баркова: «Портрет прекрасен не только
глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими
живописными достоинствами. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Артистически свободно написаны черный костюм, темно-красный галстук, кресло
красного дерева, ковер, кожаные корешки книг. Синими искрами загораются стекла
пенсне. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых
обыкновенных предметов. Вся цветовая композиция приведена в единство. По своему
реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает
выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия».
Врубель страстно любил
музыку. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Для
Московской частной оперы С.И. Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская
невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». Главные женские роли в
этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна
Забела.
В 1896 году на одной из
репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в
Петербурге Врубель впервые услышал ее пение. Певица вспоминает: «Я была
поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне
и, целуя мою руку, воскликнул: "Прелестный голос!" Стоявшая здесь
Т.С. Любатович поспешила мне представить: "Наш художник Михаил
Александрович Врубель" и в сторону мне сказала: "Человек очень
экспансивный, но вполне порядочный"».
После премьеры оперы
«Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее
сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна, и сообразила,
что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель».
Врубель потом говорил,
что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни».
28 июля 1896 года в
Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала
сестре: «В Мих[аиле] Ал[ександровиче] я каждый день нахожу новые достоинства;
во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того,
мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его
компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и
мне удастся иметь на него влияние».
В 1899 и 1900 годах
Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд
интересных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава».
О картинах Врубеля конца
девятнадцатого столетия интересно высказывается известный критик В.М. Алпатов:
«Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как
рассказчик и которые потому нетрудно передать словами; такова его картина
"К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями,
которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик,
сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с
ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900),
большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными
крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Все эти произведения в силу
занимательности, сказочности своего сюжета пользуются наибольшей известностью,
хотя в них проглядывает нечто от оперной бутафории или от мифологических картин
Беклина».
В полотне «Сирень» (1900),
одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал
пышно расцветший куст сирени, но и то полное страстной патетики чувство,
которое пробудили в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.
Летом 1901 года в семье
Врубелей появился первенец — Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через
два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила
Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала,
но в периоды ясного сознания художник снова работал. Доктор Усольцев, лечивший
Михаила Александровича, пишет: «Это был художник-творец всем своим существом,
до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно
сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же
необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель —
он все творил».
В последние годы жизни
Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов — «Портрет Н.И. Забелы на
фоне березок» (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты. В
1906 году Врубель начал портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался
незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье — он ослеп.
Михаил Александрович
Врубель умер 14 апреля 1910 года, восприняв смерть как избавление. Поэт
Александр Блок сказал над могилой художника: «Врубель пришел к нам как вестник,
что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих
Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что
Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь
трепетать».