«Двое юношей, сходных по
возрасту и по любви, — Леонардо да Винчи и перуджинец Пьетро из Пьеве —
замечательный художник», — так писал Джованни Санти. Он, конечно, не мог
предположить, что спустя пятнадцать лет его собственный сын Рафаэль станет
прилежным учеником того самого Пьетро.
Пьетро ди Кристофоро
Вануччи родился около 1445–1452 годов в маленьком умбрийском городке
Чита-делла-Пьеве и лишь впоследствии стал гражданином столицы Умбрии — Перуджи.
Отсюда и прозвище, под которым он широко известен, — Перуджино. Первым его
учителем, вероятно, был Пьеро делла Франческа, а затем в 1470 году он
отправился во Флоренцию к Андреа Верроккьо. В самой передовой в то время
мастерской большое внимание уделялось изучению анатомии. Кроме того, он ознакомился
с законами перспективы, приемами светотени. В капелле Бранкаччи в церкви
Санта-Мария дель Кармине Перуджино копировал фрески Мазаччо.
В списках цеха живописцев
во Флоренции имя Перуджино впервые упоминается в 1472 году, а первая
датированная работа — фреска 1478 года «Святой Себастьян» в церкви Санта-Мария
Маддалена в Черквето. В единственной сохранившейся фигуре святого Себастьяна
заметно влияние флорентийской школы с ее интересом к изображению обнаженного
мускулистого тела и четким рисунком. Для фигуры характерны — округлость форм,
изящество движений и спокойная созерцательность.
Перуджино быстро
становится известным. В 1481–1482 годах он пишет в Сикстинской капелле фреску
«Передача ключей апостолу Петру». На первом плане он выстраивает главных действующих
лиц, распределяя промежутки между ними таким образом, чтобы фигуры не мешали
друг другу. Историческое событие, в данном случае выступающее и как
основополагающее положение католической церкви, должно отличаться ясностью.
Перспективы легких
портиков, ряды стройных пилястров уводят глаз в глубину идеальных пространств,
где дышится так героически свободно и так отдохновенно-радостно.
Коленопреклоненные Марии склоняют тонко очерченный лик перед ангелом
Благовещения или перед младенцем Рождества в уединении и просторе золотящихся
вечерним светом перистилей. Сквозь арки открываются виды умбрийской долины, с
дымными горами на горизонте, с одинокими перистыми деревцами, вычерчивающими
свой узор в прозрачности неба. И это небо, эта безмерность воздушных пространств
присутствует всюду: зыблется в нежной светотени портиков, разливается в
мечтательности пейзажей, овевает фигуры, лишая их какой бы то ни было тяжести
материального бытия.
Как рассказывает Н.Е.
Элиасберг: «В этот период он много разъезжает, работает в разных городах. Слава
его растет. Он — непременный член ответственных комиссий: в 1491 году Перуджино
— в жюри конкурсной комиссии по рассмотрению проектов украшения фасада
флорентийского собора, а позднее — в комиссии, которой предложат указать место
для установки мраморного "Давида" Микеланджело (это, как известно,
приведет к тяжелой ссоре между Перуджино и Микеланджело). Насколько высоко
чтили Перуджино, свидетельствует и такой факт. На протяжении сорока четырех лет
оставались незаконченными после смерти Фра Беато Анжелико его фрески в Орвьето,
и власти города не могли найти художника, которого они считали бы достойным
закончить их. Выбор пал наконец на Перуджино. Запросил он баснословно высокую
цену и получил аванс, но работу не начал. Это произошло в 1490 году. На
протяжении нескольких лет власти Орвьето пытались добиться выполнения договора,
но все было безрезультатно — Перуджино к работе так и не приступил.
По-видимому, если верить свидетельствам Вазари, Перуджино всячески старался
разбогатеть, не пренебрегая при этом никакими средствами».
Лучшие произведения
Перуджино относятся к 1493–1500 годам. Перуджино создает новый стиль
религиозной живописи, успех которого был довольно продолжительным.
Ясные симметричные
пространственные построения, раскрывающиеся в глубину, и исполненные
гармоничного покоя персонажи очень нравились зрителям. В этот период у
Перуджино две мастерские — в Перудже и во Флоренции, которые завалены заказами.
Многое делается учениками лишь под руководством учителя, но без его непосредственного
участия, а отсюда — недостаточно высокий художественный уровень ряда
произведений и многочисленные повторения.
В период своего расцвета
Перуджино пишет фрески и создает много станковых картин. Произведения его
продаются во Франции, в Испании и во многих городах родной страны: Флоренции,
Риме, Перудже, Мантуе, Сиене, Милане, Венеции. Миланский герцог Лодовико Моро
тщетно пытался добиться приезда Перуджино в Милан. «Он редкий и исключительный
художник, — писал в 1496 году герцогу его посол из Флоренции, — наиболее
прославленный в стенных росписях». Приблизительно в это же время римский банкир
Агостино Киджи, знаток и любитель искусства, писал своему отцу в Сиену о том,
что Перуджино — «лучший мастер Италии».
В 1495 году художник пишет
тондо «Мадонна с ангелами и святыми», «Оплакивание Христа» для Палаццо Питти во
Флоренции.
«В "Мадонне со
святыми" гибкие и плавные певучие линии служат одним из главных средств
художественного выражения, — пишет Н.А. Белоусова. — Под сводом ренессансной
арки, на фоне ее пролета стройным силуэтом выделяется фигура мадонны, по
сторонам которой стоят Иоанн Креститель и св. Себастьян. Расположение фигур, их
плавные очертания и направление взглядов мадонны, младенца и святых ритмически
вторят очертаниям композиции. Прекрасным образцом манеры Перуджино может
служить "Явление Марии св. Бернарду". К лучшим его работам
принадлежит фреска с изображением распятия и святых на фоне пейзажа, которая
обрамлена тремя арками, превосходно организующими композицию. Написанный в тонкой
живописной технике нежный и лирический пейзаж с уходящими далями и высоким
небом придает росписи умиротворенный и спокойный характер».
К периоду расцвета таланта
художника относится и его «Вознесение богоматери», где обращает на себя
внимание стоящий справа внизу архангел Михаил. «Оплакивание» из Питти — одна из
лучших станковых картин Перуджино. Он по-иному подходит к трактовке тела
Христа. В многофигурной композиции художник сумел передать разнообразные
человеческие переживания. В конце века Перуджино пишет картину «Мадонна с
четырьмя святыми», где создает один из лучших примеров строгой и торжественной
трактовки образа мадонны.
Среди множества
превосходных портретов можно отметить портреты Франческо дель Опере (1494),
Алессандро Брачези (1494), дона Биаджо Миланези (1500) и дона Балдассаре
(1500).
Поясное изображение
Франческо дель Опере (1494) — настоящий шедевр в области портретного искусства.
Бернсон утверждает, что портрет Франческо дель Опере — «один из самых твердых
характеров во всем ряду ренессансных портретов».
В 1496–1500 годах
Перуджино исполняет фрески в Колледже дель Камбио в Перудже, которые стали его
большой удачей.
«Из трех больших фресок
Камбио лучшая — справа от входа, — считает Н.Е. Элиасберг. — На ней изображены
пророки и сивиллы. То, что здесь не шесть, как на каждой из левых фресок, а
двенадцать персонажей, придает не только большую компактность композиции, но
сообщает ей также известную жизненность и движение. Впрочем, это не столько
движение, сколько ритм, который пронизывает всю композицию и придает ей
динамичность. Извивающиеся свитки с пророчествами, складки одежд, узор, который
образуют пояса ангелов наверху, мандорла с всевышним — все это сливается в
едином декоративном узоре мягких кривых линий. Этот гармоничный, музыкальный
ритм линий повторяется и в волнообразных линиях пейзажа, уводящих взгляд к
дальнему горизонту. Плавно понижающиеся к центру линии холмов завершаются
тонким изгибом фигур царя Соломона и сивиллы Эритрейской и общим ритмом
движений остальных персонажей. Кривая линия холмов повторяет полуциркульное
обрамление сводов зала, образуя единое целое с архитектурой самого помещения».
Росписи в Камбио были
завершены в 1500 году, о чем свидетельствует соответствующий документ. Там же
дается оценка фресок: «Пьетро Перуджино, который всех превзошел в живописи,
нарисовал это своей собственной рукой». А впоследствии Вазари писал о том, что
произведение «было высоко оценено гражданами этого города в память о художнике,
которым их родина так восхищалась».
Через несколько лет после
росписи в Камбио слава Перуджино стала затухать. Уже в самом начале нового века
его упрекают в том, что постоянно повторяются одни и те же фигуры, что у него
мало фантазии. И не случайно Вазари приводит весьма простодушное высказывание
Перуджино: «Ведь я написал те фигуры, которые вы раньше хвалили и которые вам
бесконечно нравились. А если они вам теперь не нравятся и вы их не хвалите, что
же я могу сделать?»
С 1506 года имя Перуджино
уже не упоминалось в списке цеха живописцев во Флоренции. Сам он окончательно обосновался
в Перудже, где еще продолжал пользоваться почетом и уважением, а во Флоренции
воцарился новый большой мастер — Микеланджело. Правда, в 1508 году Перуджино
оказался в Риме, где группе художников предстояло украсить фресками стены
покоев папы в Ватикане, но и здесь на первом месте оказался его бывший ученик
Рафаэль, а на долю Перуджино выпала весьма скромная задача — расписать плафон в
одном из покоев.