Источники, проливающие
свет на его жизнь, крайне немногочисленны. Год рождения Брейгеля вычисляется
приблизительно, на основании даты (1551) вступления в гильдию св. Луки.
Фламандский Вазари — Карел ван Мандер в своей «Книге о живописцах»,
опубликованной в 1604 году, называет Брейгеля уроженцем Бреды, маленького
городка на границе современной Бельгии и Голландии. В других источниках
упоминается название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и
получил якобы свое имя.
Как сообщает Мандер,
Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера
Кука ван Альста. В 1544 году Питер поступает в мастерскую ведущего
антверпенского издателя печатной графики Иеронима Кока. Их сотрудничество
продлится до самой смерти Брейгеля.
В 1551 году он был принят
в члены Антверпенской гильдии св. Луки, где получил звание мастера. Около 1552
года Питер отправился в Италию. Через Лион и восточную часть Франции он
попадает в Южную Италию. В следующем году Брейгель прибыл в Рим, где знакомится
со знаменитым итальянским миниатюристом Д. Кловио.
К годам, проведенным в
Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля
«Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере» (фигуры были написаны
Мартеном де Восом). В самой Италии или вскоре после возвращения Брейгель
написал картину «Вид Неаполя», которая производит величественное впечатление.
Около 1554 года художник
возвращается на родину. В 1555 году И. Кок выпускает серию пейзажных гравюр
Брейгеля. В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин И. Босха. Его
фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера
оказали значительное влияние на дальнейшее творчество Брейгеля. Появляются его
произведения, где в бесконечном, всеобъемлющем мире теряется, поглощается
человек «Сеятель» (1557), «Падение Икара». С 1558 года Брейгель посвятил себя
главным образом живописи.
Новая ступень в искусстве
Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста».
Композиция картины — вид из окна на площадь фламандского городка, где последний
день масленицы народ провожает карнавалом и представлением сражения между
Масленицей и Постом. Сюжет этот, вероятно, навеян указами Филиппа II,
аскетичного и жестокого, требовавшего неукоснительного соблюдения религиозных
обрядов. В это время в стране, потерпевшей поражение, прокатывается волна
кровавого террора, чинимого испанской инквизицией.
«Вместо безграничных,
поглотивших в себе людей, равнодушных к ним и вечных пейзажей явилась бурлящая,
шумная человеческая стихия. Осознав космическую необъятность мира, он
почувствовал и другую космичность — людских, человеческих масс.
Те же идеи Брейгель
развивает в картинах "Фламандские пословицы" (1559) и особенно
"Игры детей" (1560). В этой последней изображена улица, усыпанная
играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается,
что веселые и бессмысленные забавы детей — своего рода символ столь же
абсурдной деятельности всего человечества. В работах конца 1550-х годов
Брейгель с неизвестной прежнему искусству последовательностью обращается к
проблеме места человека в мире» (Р.Б. Климов).
С 1561 года художник
обращается к другим сюжетам. Он создает сцены, своей зловещей фантастичностью
даже превосходящие Босха. Так в «Триумфе Смерти» (1562) скелеты убивают людей,
и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком
креста. В «Безумной Грете» (1562) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со
шпагой готова ринуться в адскую пасть — преисподнюю, лишь бы насытить свою
жадность — олицетворение алчности и порока.
После женитьбы в 1563 году
на Мейкен Кук, дочери Питера Кука ван Альста, Брейгель переезжает в Брюссель. У
них родилось двое сыновей, ставших впоследствии знаменитыми художниками — Питер
Брейгель Младший и Ян Брейгель Бархатный.
Большинство картин этого
периода написано по заказу коллекционеров. Среди покровителей художника —
фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела,
антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист
Абрахам Ортелиус.
«Сохранилось около 25
работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им, — пишет
В.Е. Сусленков. — Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода
("Проповедь Иоанна Крестителя", "Избиение младенцев",
"Обращение Савла", "Перепись в Вифлееме", "Несение
креста") с трудом различимы среди групп или толп людей, художник
подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении
жизни, тем самым обостряя их переживания. Так, в "Несении креста"
многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется
незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории».
В развитии великой
нидерландской живописи, да и всего мирового изобразительного искусства серия
картин Брейгеля «Времена года» имеет столь же огромное значение, представляет
собой такое же художественное откровение, как ванэйковский Гентский алтарь.
В 1565 году художник
выполнил цикл пейзажей, состоящий из четырех картин (впрочем, распространено
другое мнение, — что их было шесть или двенадцать), посвященных временам года.
Эти произведения занимают в истории искусства место вполне исключительное — не
боясь впасть в преувеличение, можно сказать, что не существует изображений
природы, где бы ее грандиозность и всеобъемлющая величественность была так же
органично слита с совершенно живым чувством ее жизни.
Л.Д. Любимов пишет об этом
цикле:
«Смысл человеческого существования
— в слиянии с природой, в труде, благодаря которому человек уже не просто
затерян в мироздании, а занимает в нем главное, подобающее ему место.
"Хмурый день"
(весна), "Жатва" (лето), "Возвращение стад" (осень),
"Охотники на снегу" (зима) — это поистине величественная панорама
природы, как бы апофеоз пейзажной живописи. Нигде в мировом искусстве, ни до,
ни после, осень, например, не была изображена с такой силой, как на
брейгелевской картине, где буро-зеленые и рыжие тона служат художнику для создания
некоей особой живописной плоти, из которой он строит свои образы. И кажется
вам, что вы слышите мычание коров, топот лошадиных копыт, крики погонщиков и
вдыхаете пахучую сырость ржавой листвы. И все это на фоне грандиозного
гористого пейзажа, где царственно увядает природа. А в "Охотниках на
снегу" вас буквально пронизывает холод, вы слышите шорох полета сороки в
морозном воздухе, усталое дыхание собак, тяжелую поступь охотников, и манят вас
уютом и жаром домашние очаги.
Вера в человекаи одновременно страх за
человека, вспышка оптимизма и снова пессимизм, тупик обреченности определяют
последние работы этого гениального и трагического мастера, так и не нашедшего
подлинного равновесия в своем мироощущении.
Картины из серии
"Времена года" — это эпическое видение природы глазами крестьянина,
труженика земли, вечно к земле привязанного».
В 1567–1569 годах Брейгель
пишет несколько картин на темы народной жизни.
«По всей видимости, в 1567
году Брейгель исполнил одну из самых своих капитальных работ — "Крестьянский
танец", — считает Р.Б. Климов. — Эта картина не похожа на его
предшествующие произведения. Ее персонажи изображены в несвойственных Брейгелю
крупных масштабах, а общий характер отличается замкнутым в себе пафосом и
жесткой рациональностью. Грузные, сильные фигуры крестьян придвинуты к зрителю,
изображены с тщательностью, но сдержанно и лаконично.
Художника не интересует ни
атмосфера крестьянского празднества, ни живописность отдельных групп, но только
сами крестьяне — их обличие, черты лица, повадки, характер жестикуляции и
манера двигаться. Его взгляд до черствости объективен, а манера размещать
фигуры отличается холодной математической точностью.
Остановленное движение
каждого участника этого празднества выражает одну, но вполне законченную в себе
черту единого образа крестьянства, а носители главных черт выдвинуты на
передний план. Брейгель конструирует образ крестьянства, он придает ему
очертания жесткие и обнаженные. Он выявляет в нем лучшее, худшее. И самим
характером композиции как бы подводит черту под этим образом — подводит итог
мощной и грозной силы крестьянства.
В этой картине рождается
конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр, как особая отрасль
живописи. Но значение ее не только в этом. Ибо здесь впервые в истории
искусства сознательно и отчетливо выражен образ народа».
В другой картине —
«Крестьянский праздник» — острота видения народного характера еще сильнее, а
главные фигуры обрели еще большую мощь.
Среди последних
произведений художника преобладают мрачные, жесткие картины: «Мизантроп»
(1568), «Калеки», (1568), «Похититель гнезд» (1568), и в том числе знаменитые
«Слепые» (1568).
«Еще со времен
средневековья любили изображать слепого поводыря, ведущего слепого. Такие
изображения обозначали "перевернутый мир", в котором все наоборот. И,
может быть, Брейгель вернулся к этой теме ранних своих картин.
Есть предположение, что
сюжет Брейгелю дала старая евангельская притча: "Может ли слепой водить
слепого? Не оба ли они упадут в яму?"
И Брейгель думал о
духовной слепоте человека — или о слепом случае, слепой судьбе, управляющей
жизнью человека.
Современники Брейгеля были
захвачены спорами об истинной вере, рассуждали о том, что тот, кто ее не
исповедует, подобен слепому.
Может быть, поэтому
Брейгель в картине и поместил символ всякой веры — церковь» (О.В. Сугробова).