Уильям Хогарт родился в
Лондоне 10 ноября 1697 года. Он был первенцем в семье учителя Ричарда Хогарта.
Удивительно, но сын преподавателя в школе занимался прескверно. На уроках
Уильям обычно рисовал для развлечения. Так и не окончив начальную школу, он
перешел в учение к граверу по серебру Эллису Гэмблу.
В мастерской Гэмбла
мальчик научился гравировать гербы и орнаменты на серебряной посуде. Но свое призвание
Уильям видел в графике. Ему было ясно, что для достижения этой цели надо
«научиться рисовать предметы, несколько более близкие натуре, чем чудовища
геральдики».
В 1718 году умер отец, и,
используя полученные навыки в работе гравера, Уильям содержит своим трудом
целую семью — мать и двух сестер.
В 1720 году Хогарт
открывает собственную граверную мастерскую. Но выполнение всяких мелких заказов
— пригласительных билетов, объявлений не приносит ему удовлетворения. В конце
того же года Уильям начинает посещать открытую Чероном и Вандербанком Академию.
Далеко не все устраивало
здесь Хогарта. Уильям занимается самообразованием. В Академию наведывается
редко, главным образом, чтобы пополнить свои познания в анатомии.
В 1724 году Хогарт,
окончательно бросив Академию, поступил в бесплатную художественную школу,
основанную сэром Джеймсом Торнхиллом, тем самым художником, чьи росписи в
соборе святого Павла восхищали юного Уилли.
В период с 1720 по 1730
год художник пробует свои силы в области книжной иллюстрации, создав в 1726
году серию гравюр к «Гудибрасу» — популярной в Англии героико-комической поэме.
В 1728 году появляется
первое его живописное произведение, заслуживающее внимания. Он воспроизводит
сцену из нашумевшей в то время театральной постановки «Оперы нищего»,
написанной драматургом Джоном Геем и представлявшей едкую сатиру на английские
правящие классы. Мастерство рассказа и яркость характеристик — то, что потом
составит основные стороны творчества Хогарта, — уже чувствуются в этой
композиции. Сказывается и его склонность к сатирическому искусству.
25 марта 1729 года в
старой педдингтонской церкви состоялось бракосочетание Хогарта и мисс Джейн
Торнхилл, которую художник похитил. Но, похоже, довольно скоро наступило
примирение с семьей жены, так как молодожены в 1730 году вернулись в дом
Торнхиллов.
Сам Хогарт об этом времени
рассказывает коротко и деловито: «Затем я женился и начал писать маленькие
салонные картинки от 12 до 15 дюймов высоты. Так как они были новинкой, то
имели успех в течение нескольких лет и хорошо расходились».
Лучшие из этих картин —
«Завоевание Мексики», «Семейство Уолластон» и «Ассамблея в Уонстид-Хауз».
Гравер и знаток английской
живописи Вертью еще в 1729 году сказал о Хогарте: «Счастлив тот, кто может
иметь портрет, им написанный». Автор четырехтомного труда об английской
живописи Д. Митчелл в 1730 году писал Хогарту: «Аристократические семейства
покорны вашей руке; по вашему приказанию восстают ассамблеи».
Однако такие портреты
требовали от художника много времени, а дохода давали мало. Живой интерес к
окружающей жизни подсказал ему новые возможности. «Я обратился к совсем новому
жанру, — говорит Хогарт, — а именно к писанию картин и созданию гравюр на
современные нравственные темы — области еще не испробованной ни в одной стране и
ни в какие времена».
Так возник первый,
принесший громкую славу художнику сатирический цикл из шести работ,
называвшийся «Карьера продажной женщины». Здесь воспроизведена простая как мир
история деревенской девушки Мэри, приехавшей в Лондон, ставшей богатой
содержанкой, а затем попавшей в тюрьму и умершей в ужасающей нищете.
В 1731 году картины были
готовы. В 1732 году Хогарт воспроизвел их в гравюрах. Успех серии был столь
велик, что на гравюры сразу же нашлось 1200 подписчиков. За первой серией в
1735 году последовала вторая: «Карьера мота», состоявшая из 8 небольших картин,
где героем стал разбогатевший бездельник.
Доход от издания гравюр
обеспечил Хогарту возможность сравнительно независимого существования. В 1733
году он даже смог приобрести собственный дом на Лейстер-сквер, в котором и
прожил до конца своих дней. Немалое наследство досталось ему после смерти
Торнхилла в 1734 году. Теперь Хогарт много сил отдает руководству
художественной школой, расположенной в переулке Св. Мартина, ранее также принадлежавшей
тестю.
Своими гравюрами художник
завоевал широкую популярность у англичан. В конце тридцатых – начале сороковых
годов Хогарт продолжает ряд своих остро сатирических произведений, таких как
«Спящие прихожане», а также создает юмористические, жанровые — «Странствующие
актрисы».
Выдающимся примером
искусства Хогарта этой поры является «Портрет капитана Корэма» (1740).
«Это был отличный портрет,
один из лучших, написанных Хогартом, хотя историки английского искусства вполне
справедливо упрекают его в откровенной традиционности…
Это лицо простодушного, но
не лишенного лукавства английского добряка и философа вроде сквайра Олверти или
мистера Пикквика, то есть образ национальный, для нашего времени уже книжный,
нарицательный; Хогарт уловил то, что носилось в воздухе, но в искусстве еще не
обрело воплощения, — и в этом, наверное, наибольшая удача портрета капитана
Корэма. А что до глобуса в сияющей медной оправе, книг, свитков, нарядных
пряжек на башмаках, складок форменного сюртука, лежащих с торжественностью
мантии, облаков над океаном — с этой традицией Хогарт еще успеет распрощаться»
(М.Ю. Герман).
Хогарт подарил картину
приюту для найденышей, основанному Корэмом в 1739 году, и убедил других
живописцев последовать своему примеру.
В сороковые годы, в период
своей творческой зрелости Хогарт создает ряд лучших своих произведений и как
портретист, и как сатирик.
Таков, к примеру,
групповой портрет «Дети Даниэля Грэхэма» (1742). По мнению Г. Фосси: «Картина
встает в один ряд с "Портретом пятерых детей Карла I" работы великого
фламандского мастера (Ван Дейка. — Прим. авт.). Редкий пример группового
портрета в натуральную величину, картина Хогарта считается одним из его
шедевров благодаря моментальным выражениям и богатству моралистических аллюзий.
По контрасту с юностью моделей, которая символизируется, помимо прочего, двумя
черешнями — райскими фруктами, в картине содержится напоминание о тщете и
уходящем безвозвратно времени. Следуя логике линии-"змейки", Хогарт
двигается к противопоставленным характерам изображений, точным и зачастую
парадоксальным: заметьте почти человеческий взгляд кота над головой мальчика с
почти хищной улыбкой и живую птичку в клетке, как две капли воды похожую на
голубку, вырезанную на ручке коляски».
Непримиримый противник
шаблона светских портретов, он обращается обычно к портретированию
родственников, близких ему людей. Исполненные с проникновенностью и теплотой
«Автопортрет с собакой Трамп» (1745), «Портрет миссис Солтер» (1741–1744),
«Портрет слуг Хогарта» утверждают образы положительных героев, поднимают
значение личности вне зависимости от ее социальных рангов.
«Автопортрет с собакой
Трамп» являет собой образ «английского художника, буржуа, интеллектуала,
равнодушного, почти наглого, явно очень смелого». Столь же смел и оригинален выбор
цветовой гаммы, основанный на перекличке шоколадного цвета собаки и гармонии
темных цветов в целом; эффект контрастный, но все же достигающий в своем роде
полного слияния.
Между 1742 и 1744 годами
Хогарт работает над картинами своей знаменитой серии «Модный брак». Именно для
поиска подходящих для этой работы граверов художник совершил в 1743 году свою
первую поездку во Францию. Изготовление он поручил французским мастерам
Скотену, Равене и Барону. Заказ был выполнен в 1745 году.
«"Модный брак",
наиболее значительная по глубине замысла серия Хогарта, состоит из шести
полотен; это правдивая и поучительная история брака по расчету, своего рода
живописный "роман нравов", — пишет М.Т. Кузьмина. — Отдельные
персонажи олицетворяют здесь, по существу, целые социальные группы и их
взаимоотношения. Открывает серию картина заключения брака, фактически
уподобленного торговой сделке разорившегося графского сына и дочери богатого
торговца. Со скучающим видом отвернулись друг от друга молодые, в то время как
их родственники оформляют брачный контракт. Картина "Вскоре после
свадьбы" продолжает повествование; в ней каждая деталь свидетельствует о
бессмысленности существования супружеской четы, о безразличии молодых супругов
друг к другу, о кутежах и развале дома, из которого управляющий выносит пачку
неоплаченных счетов. Серию завершает трагическая развязка — гибель ее героев. С
удивительным мастерством передает Хогарт последовательность хода событий,
раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, нравы, привычки. По
его картинам можно писать целые рассказы. Каждая из картин — законченное
самостоятельное произведение, все вместе они объединены одной идеей и дополняют
друг друга».
В 1745 году Хогарт устроил
аукцион, на котором «Карьера продажной женщины» и «Карьера мота» были куплены
за ничтожную сумму. В 1751 году был назначен специальный аукцион для продажи
картин «Модного брака». В объявлении о продаже Хогарт писал: «Эта будет
последней серией картин, которую он когда-нибудь выставит, из-за трудности
продать такое количество произведений сразу с каким-нибудь барышом… Поэтому,
если у кого-нибудь есть собственный вкус, на который он может положиться, вкус
не слишком привередливый к произведениям современных художников, и кто обладает
достаточным мужеством, чтобы сознаться в этом и осмелиться дать им место в
своем собрании (до тех пор, пока Время, которое считается заканчивателем
картин, а на деле является их реальным рисовальщиком, не подготовит их для тех
более священных мест упокоения, где Школы, Имена, Руководители, Мастера и т.д.
достигают последнего этапа своего повышения), тот может таким образом
удостовериться, что по крайней мере многочисленность его произведений не снизит
их ценности».
На объявленный аукцион
явился лишь один покупатель, который и приобрел все картины «Модного брака» за
120 гиней. Уже через 35 лет следующий владелец платил за них в десять раз
больше.
В 1747 году Хогарт пишет
серию гравюр «Прилежание и леность». 12 листов серии составили «морализирующий»
цикл. Здесь твердо определено, что художник считал «дурным» и что «хорошим»;
здесь демонстрированы путь для достижения почестей и богатства и путь, ведущий
к гибели.
В гравюрах «Улица
пьянства», «Переулок Джина» (1751 г.) предстают другие стороны жизни: с
необычайным пафосом он изобличает «дно» Лондона, ужасы пьянства, приводящего
бедноту в состояние полного отупения, к утрате всего человеческого.
В 1748 году Хогарт поехал
в Париж и, вызвав подозрение местных властей, был задержан в Кале, где
зарисовывал старинные ворота крепости. Художника насильственно водворили на
судно и отправили обратно в Англию. Хогарт был в ярости и как бы в отместку
написал единственную «злободневную» картину этого периода — «Ворота Кале».
В 1754 году рождается
серия картин «Выборы в парламент», смело обнажающая одну из самых темных сторон
в общественной жизни Англии: борьбу партий в «гнилых» местечках и сбор голосов,
приобретенных у больных идиотов; по существу, художник обличает всю продажность
буржуазной выборной системы. К серии «Выборов» примыкает превосходный офорт «Суд»
(1758), где художник добивается яркого сатирического обобщения.
Особое место среди работ
Хогарта занимает «Девушка с креветками». Она написана исключительно легко,
свободными, стремительными мазками, жидкой, почти прозрачной краской.
Восхитительная живопись этого произведения, по удачному определению одного
исследователя, свободно существует в нашем столетии не как сокровище прошлого,
а как великая удача сегодняшнего мастера. Хогарту удалось создать в этом
портрете английский тип девушки из простонародья, обаятельной, жизнерадостной,
излучающей свежесть и здоровье, такими приемами пленэрной живописи, которые
предвосхитили колористические искания следующего столетия.
Хогарт — один из первых
английских теоретиков искусства. В трактате «Анализ красоты» (1753) он выступал
поборником реализма, ищущим красоту в многообразных формах действительности, в
самой жизни, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи.