Василий Григорьевич Перов
родился в Тобольске 2 (по другим данным — 4) января 1834 года. Он был
внебрачным сыном тобольского прокурора Г.К. Криденера, человека просвещенного и
свободомыслящего. Когда Перов был еще мальчиком, Криденер из-за своего
независимого характера принужден был оставить казенную службу. Материальное
положение семьи сильно ухудшилось, и отцу пришлось поступить на плохо
оплачиваемое место управляющего имением. Учила мальчика грамоте сначала мать, а
потом заштатный дьячок. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что
учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией.
Детство Перова проходило в
окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению
сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина.
Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования.
Следующие годы он работал
самостоятельно, живя у отца в имении. Первые юношеские впечатления, вызванные
закрепощенной деревней, оставили неизгладимый след на всем творчестве Перова.
В 1852 году Василий
приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и
ваяния. Сначала его учителем был Е.Я. Васильев, строгий классик. Он по-отечески
заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда
молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу.
Оканчивал училище Василий
под руководством С.К. Зарянко. Как это видно из рассказа Перова «Наши учителя»,
юноша, будучи в это время уже старшим воспитанником, критически отнесся к
преподаванию Зарянко.
В конце пятидесятых годов
Перов был уже достаточно технически подготовлен и мог ставить себе творческие
задачи, стремясь к правдивой и ясной передаче взволновавшей его темы. Когда
подошло время работать с целью получения академических медалей, Перов пишет
одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя.
Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на
следствие». Картина принесла молодому художнику Большую серебряную медаль.
Она стала заметным
событием для публики и критики. В Перове увидели «прямого наследника и
продолжателя Федотова». По словам В.В. Стасова: «Молодой художник поднимал
выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не
бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев
и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей». Перов «одним скачком
переносился через целое море русских картин с содержанием пустым и притворным».
В 1860 году Перову была
присуждена Малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка,
произведенный в коллежские регистраторы». Получив право участвовать в конкурсе
на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету
эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» (1861).
С этой картиной молодой
художник входит в историю русского искусства. О впечатлении, которое она
произвела, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову: «А
другие слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос; на
каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете
публично? Картина ("Попы") была выставлена на Невском на постоянной
выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест!
И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».
После того как «Сельский
крестный ход на пасхе» был отвергнут академией, Перов пишет новую картину на
соискание Большой золотой медали — «Проповедь в селе» (1861). На этот раз она
была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла
картины. Содержание же его было не менее злободневным и не менее острым, чем
предыдущей картины.
В 1862 году Перов написал
«Чаепитие в Мытищах». Композиция картины построена на противопоставлении
тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с
мальчиком-поводырем.
Осенью того же года Перов
женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от
Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. По
дороге он знакомится с музеями Берлина, Дрездена, посещает мастерские
художников.
Наблюдая народную жизнь в
столице Франции, он создает такие яркие работы, как «Продавец песенников»,
«Уличная сцена в Париже», «Савояр». Эти произведения говорят о росте
живописного мастерства художника, в них видно стремление более глубоко раскрыть
психологию человека, выявить в нем социально-типические и индивидуальные черты.
Перов недолго пробыл в
Париже. Испрашивая у академии разрешение на досрочное возвращение, он
мотивировал это тем, что «…незнание характера и нравственной жизни народа»
делают невозможным окончание надуманных им картин. Академия удовлетворила
просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. В 1864 году Перов
вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.
Живописное мастерство
художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее.
Направленность его искусства осталась неизменной. Новые картины Перова не
потеряли своей обличительной силы, — изменилась несколько лишь форма обличения.
От сатиры художник переходит теперь к выражению тех драматических коллизий,
которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность.
Первая же картина,
созданная после возвращения, — «Проводы покойника» (1865) — сразу определила
бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного
реализма.
«Перед нами сани с
женщиной и детьми, — говорил Д.В. Григорович, — как сделал художник, мы не
знаем, — это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце
сжимается, хочется плакать». Эмоциональный и социальный смысл картины точно
почувствовал В.В. Стасов:
«Перов создал в 1865 году
одну из лучших своих картин: "Деревенские похороны". Картина была
маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во
всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно
"объясняло" ее, оно "произносило свой приговор" над ее
явлениями.
…Эти похороны еще
безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме "Мороз-Красный нос".
Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал
полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».
Близка этой картине по
духу «Тройка» (1866). К лучшим произведениям этого типа относятся «Утопленница»
(1867), «Последний кабак у заставы» (1868). Картины эти отличаются глубиной
идейного содержания, правдивостью художественных образов, силой эмоционального
воздействия.
По драматизму и
эмоциональной выразительности одно из лучших произведений Перова картина
«Последний кабак у заставы» (1868). Одиночество, заброшенность, бесприютность
человека на городской улице. Горькая женская доля — вот тема небольшой, внешне
незамысловатой картины.
Во второй половине
шестидесятых годов Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой
по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и
купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) Перов
показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к
купцу-самодуру.
Наряду с глубокими
общественными темами, искусство Перова затрагивало и более простые житейские
мотивы. Картины Перова — «Любитель» (1862), «Учитель рисования» (1867), «Сцена
у железной дороги» (1868), «Спящие дети» (1870), «Приезд институтки к слепому
отцу» (1870) и другие чрезвычайно точно рисуют жизнь и быт простых, ничем не
примечательных людей, их горести и радости.
В 1869 году совместно с
Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных
передвижных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников.
Перов стал одним из
деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом правления.
На Первой передвижной выставке экспонировались его картины — «Охотники на
привале», «Рыболов» и портреты А.Н. Островского, Тимашевой, Степанова.
В семидесятые годы в
творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Его «Птицелов» (1870),
«Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник»
(1874) и другие картины представляют характерные типы московских обывателей
того времени.
Именно это приводило в
восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих
по разным углам России». А Собко писал о «Птицелове»: «Ведь это точь-в-точь
будто отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева».
«Широкий зритель хорошо
знает и ценит "Охотников на привале", ставших одной из самых
известных картин Государственной Третьяковской галереи. Представленная тут
сцена, самые типы охотников встречаются и в нашем быту. Многочисленные зрители "Охотников
на привале" воспринимают это полотно с тем неподдельным юмором, который
вложил сюда наблюдательный художник» (А. Зотов).
Если говорить о
достижениях Перова, то в позднем творчестве они связаны в первую очередь с
портретом. Его «Фомушка-сыч» (1868) — одно из самых замечательных, самых
проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени.
М. Нестеров писал: «А его
портреты? Этот "купец Камынин", вмещающий в себя почти весь круг
героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не
целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком,
портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки
Кранаха и античные скульптурные портреты».
Среди полотен Перова
особое место принадлежит портрету Ф.М. Достоевского (1872). Писатель изображен
погруженным в печальную задумчивость. Неподвижный сосредоточенный взгляд
углублен в себя, руки охватывают колени. Бледное страдающее лицо человека как
бы светится изнутри, передавая непрестанную напряженную работу мысли. Художник
воссоздал здесь внутренний разлад человека, мучимого противоречиями и болезнями
своего века.
Судя по отзыву А.
Достоевской, Перов «сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа,
именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои
художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете
"минуту творчества Достоевского"».
Перов впервые в нашей
живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна Перова
— «Суд Пугачева» (два варианта) и «Никита Пустосвят» (1881) подготовили
появление знаменитых произведений Сурикова.
Большое значение для
воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия
Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под непосредственным
наблюдением Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших
себя в последующее время.
Личная жизнь художника с
конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена,
а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей. В довершение
всего в 1874 году Перов узнает, что болен чахоткой, излечить которую было тогда
практически невозможно. 10 июня 1882 года, после тяжелой мучительной болезни,
художник скончался.