В искусстве и природе
Кандинский увидел не противоположности, но существующие рядом равноценные
области: «Оба "царства" создают свои произведения сходным или одинаковым
способом, и принимать их следует такими, какие они есть: так же
непосредственно, как они расцветают, и так же независимо друг от друга, как они
живут».
Художник говорил: «Когда
острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у
Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама».
Василий Васильевич
Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года. В 1871 году семья перебралась
в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий
занимался рисунком с частным преподавателем, а позже, в гимназии. Кроме того,
мальчик учился игре на фортепиано и виолончели.
В 1886 году Василий едет в
Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета.
Окончив обучение через шесть лет, Василий женится на своей кузине Анне
Чимякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета
Московского университета.
Стать художником
Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на проходящей в Москве выставке
французских импрессионистов он открывает для себя живопись Моне. В том же году
принимает на себя художественное руководство типографией.
В 1896 году Кандинский
решается оставить многообещающую деятельность юриста и стать художником. Он
отправляется в Мюнхен, где записывается в школу Антона Ажбе. Однако весьма
скоро школа перестала удовлетворять его потребности. Позднее художник напишет:
«Нередко я уступал искушению "прогулять" занятие и отправиться с
этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре».
В 1900 году после
неудачной попытки предыдущего года, Кандинский был принят в Мюнхенскую
академию, в живописный класс Франца Штука. Штук был знаменит, он считался
«первым рисовальщиком Германии». Рисунки молодого художника были признаны им
«выразительными», он посоветовал «сначала писать в черно-белых тонах, чтобы
изучать только форму». Новый учитель помог преодолеть Василию «нервозность» —
это «вредное следствие неспособности завершить картину».
Вскоре Кандинский уже сам
становится учителем: с 1902 года он преподает в художественной школе, тесно
связанной с художественной группой «Фаланга», которую сам основал годом ранее.
На дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы. Но ни
они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили понимания.
С той поры Кандинский
регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 года и
парижского «Осеннего Салона». В том же году «Фаланга» распалась, но через пять
лет Кандинский вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими
основал «Новое объединение художников, Мюнхен» (МКУМ) и взял на себя
председательство.
1904 год — и время
появления в Москве его альбома «Стихотворения без слов» с двенадцатью
ксилографиями. Его первая большая картина — «Пестрая жизнь» датирована 1907
годом.
С 1908 года Кандинский
живет в основном в Мюнхене. Окончательно он привязался к Баварии, открыв для
себя деревушку Мурнау, с прекрасным озером и очаровательными альпийскими
лугами, к тому времени относится начало его дружбы с художником Явленским и
Марианной Веревкиной. В следующем году художник купил себе в Мурнау дом.
1911 год стал для
Кандинского годом расставаний: он развелся с Анной Чимякиной, покинул группу
МКУМ. После этого вместе с Ф. Марком было организовано новое и рискованное
предприятие — объединение «Синий всадник». Обе организованные ими выставки —
1911 года в галерее Танхойзер и 1912 года в галерее Гольц в Мюнхене — стали
историческими событиями. В вышедшем тогда альманахе «Синий всадник» развивались
мысли об искусстве и сопоставлялись образцы разных эпох и форм.
В то время Кандинский
отдает дань литературной деятельности. Выходят книги «О духовном в искусстве»
(1912 год) и мемуары «Оглядываясь назад» (1913 год; в русском переводе —
«Ступени»), сборник стихов «Звуки» (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными
литографиями.
«Ни в какое другое время
живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, —
считает М.К. Лакост. — Порою нелегко бывает понять, почему основатель
абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера,
кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни
манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи.
Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно
проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно
испытать собственные возможности выражения. Хотя "Вечеру" (1904–1905)
нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее
тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в
истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая
сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908
по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все
еще верных наблюдениям натуры, как "Мурнау-Обермаркт" (1908), до
хаотического этюда под названием "Ущелье" (1914) и беспокойных
композиций в серии панно "Времена года" в музее Гуггенхейма
("Осень"). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же
художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой
абстрактной работе, как "Композиция VII" (1-й эскиз, 1913), несмотря
на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».
«Сражение» — таков был
подзаголовок одной из картин Кандинского плодотворного мюнхенского периода,
который завершился с началом Первой мировой войны. Кандинский окружным путем
добирался до России с августа до конца 1914 года 22 декабря он оказался,
наконец, в Москве.
Следующие семь лет
художник провел в России среди неурядиц войны и революции. Лишь в конце 1916
года он побывал с выставками в Швеции.
В феврале 1917 года
Кандинский женится на Нине Андриевской, которая была верна ему в трудные
времена, а после его смерти неустанно заботилась о его наследии.
В 1917 году Кандинский
создает три программных произведения: «Синий гребень», «Смутное», «Сумеречное»,
годом ранее им была написана картина «Красная площадь». «Красная площадь» — это
символ города, стоящего на пороге новой эры. Желтое зарево, подобное световой
вспышке, льющиеся с неба лучи света, летящие над городом птицы, яркая цветовая
перекличка — все это создает ощущение торжественности и праздничности, высшего
накала чувств.
Все произведения,
созданные Кандинским в 1916–1917 годах, как «предметные», так и абстрактные,
отличает динамичность, активность композиционного построения. Создается
ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Особую роль в работах
этого времени играют линейный и цветовой ритм.
С ноября 1917 до июля 1919
года, в течение полутора лет, Кандинский не написал ни одной картины маслом.
Помимо дефицита материалов это было вызвано еще и тем, что исполнение
официальных обязанностей требовало от художников много сил и времени. В июне
1918 года он занял пост в Наркомпросе, осенью стал профессором Государственных
свободных художественных мастерских (ГСХМ). С 1918 по 1921 год в качестве
руководителя Государственной закупочной комиссии участвовал в организации 22
провинциальных музеев. В 1921 году Кандинский был назначен вице-президентом
«Академии художественных наук» (РАХН). И это далеко не полный перечень дел и
обязанностей художника в то время.
Но с 1921 года в России
начался процесс ликвидации авангарда, и когда «искусство умерло», Кандинскому
было уже нечего делать в Москве. В конце декабря того же года Василий
Васильевич в сопровождении жены отправился в Берлин, взяв с собой только 14
картин. В Берлине его ждал неприятный сюрприз: почти все 150 картин, которые он
передал в 1914 году галерее В. Штурм, были проданы, а в результате инфляции вся
выручка стала равна почти нулю.
В июне 1922 года
Кандинский перебрался в Веймар и приступил к преподаванию в знаменитом
Баухаузе. Собравшиеся тут люди хотели совместным трудом преобразовать
окружающую человека среду согласно эстетическим и функциональным принципам.
Было основано «Общество
Кандинского», где платя взносы, каждый его член получал право на одну акварель
в год. В 1924 году, основав группу «Синяя четверка», Кандинский вместе с Клее,
Фейнингером и Явленским получил возможность выставляться в США. Так понемногу
он стал известен на американском художественном рынке, где впоследствии имел
большой успех. Но большинство выставок художника проходило тогда в Европе.
После закрытия Баухауза в
конце 1924 года в Веймаре, он переезжает в город Дессау. Уже в декабре 1926
года были торжественно открыты новые здания, в одном из которых Кандинский стал
руководить мастерской свободной живописи.
В 1927 году Илья Эренбург,
побывав в Баухаузе, написал статью, в которой дал блестящий портрет
Кандинского: «Это — не юный варвар, не тупоумный пророк воображаемой
"Америки", нет, это римлянин третьего столетия, усталый эклектик,
человек, который любит различные эпохи и не сотворил себе кумира ни из ведра,
ни из всего нашего времени. В его доме можно встретить индийскую скульптуру и
новгородские иконы, трогательные пейзажи Руссо и стихи старых романтиков. Он
достаточно проницателен, чтобы увидеть жизненность, а значит и красоту
стеклянных углов Баухауза, но та же проницательность не позволяет ему променять
рай бедного таможенника на рай вращающихся дисков. Впрочем, возможно, что это
даже не проницательность, а неисправимость человеческой натуры, ее исконное
пристрастие к лирическому самозабвению, ко всему бесцельному и алогичному; ее
благотворная ересь».
М.К. Лакост пишет:
«В Дессау к художнику
вернулась творческая сила мюнхенского периода. Постепенно менялся и стиль, что
особенно явно видно на примере треугольника, важной для того периода фигуры. В
"Мягкое жестко" он еще выглядит скорее как плоский, тогда как в других
картинах этого периода определяется одним лишь линейным контуром и производит
впечатление легкости.
В "Посвящается
Громанну" (1926) и "Вспышке" (1927) Кандинский применил технику,
эффект которой проявляется как раз в геометрических композициях. Цвет фигур
стал варьироваться в зависимости от фона. Соответственно цветовой тон и
насыщенность цвета стали меняться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с
другом…
Круг доминирует во всех
картинах двадцатых годов. Порой он даже вытесняет все другие формы, как в
знаменитой картине "Несколько кругов" (1926), которая вызывает
ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей. В картине
"Раскачивание" (1925) контуры одних кругов ясно очерчены, другие —
напротив, растекаются или окружены тусклым свечением».
Можно еще назвать такие
полотна, как «Круги в круге» (1923), «Интимное известие» (Овал № 1, 1925) и
«Без названия» (Овал № 2, 1925).
Свое внимание к кругу
Кандинский объяснял так: «Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например,
коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних
возможностей, отчего он и занял место коня». В круге он находил «связь с
космическим», восхищался «напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения»,
при этом он испытывал «сильное чувство внутренней силы круга».
Картины Кандинского все
чаще выставляются: каждый год между 1927-м и 1932-м в разных странах
открывалось от пяти до пятнадцати выставок с его произведениями. В 1930 году
состоялась первая персональная выставка художника в парижской галерее «Зак», а
на следующий год — другая, в «Галери де Франс».
С приходом к власти
нацистов Кандинский покинул Германию, гражданство которой получил в 1928 году.
Теперь он направился во Францию. Там он остался до конца своих дней,
поселившись в Нейи под Парижем. В 1939 году он примет французское подданство.
Несмотря на преклонный возраст, его творческая сила еще не иссякла. Он не
сдался, хотя теперь снова был один, снова трудился в уединении собственной
мастерской. К тому же в те годы в европейском искусстве господствовал
возрожденный реализм, из-за чего Кандинскому и другим нефигуративным художникам
приходилось нелегко.
«Каждый за себя» — такое
многозначительное название было дано Кандинским одной из первых написанных им в
Париже работ. Самая же первая из них — акварель — была названа не менее характерно:
«Старт». День художника по-прежнему строго упорядочен. В его расписание
включена даже пятнадцатиминутная прогулка в Булонском лесу или по берегу Сены.
Парижское время — самый
спорный период в творчестве Кандинского. Творчество этого периода, получившего
наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия
сюрреалистической живописи: «Разные части», «Вокруг круга» (обе — 1940),
«Разнообразные действия» (1941).
Как отмечает М.К. Лакост:
«Графически-строгое образотворчество сменилось в его картинах мотивами барочной
полноты, выглядящими так, будто они уже утратили всякую связь со структурой,
которая долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишь художнику; и
только силой творческого акта стала видна также другим.
…Всплыли своеобразные
фигуры, которые так и хочется назвать существами. Художник не предпринимал
ничего, чтобы смягчить эффект причудливо-нелепого. Напротив, чем абсурднее в
этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней
детали; чем изощреннее формы, тем ярче краски. Ни разу прежде не виданные, но
почему-то все же привычные фигуры появляются в двух разных конфигурациях: то
это замкнутая в себе композиция, то беспорядочное нагромождение самых несходных
форм, рассеянных по всему полотну. Однако исполнение отличается такой ясностью,
что не оставляет места ни одной случайной детали: союз точности и воображения!»
Сам художник назвал этот
период творчества «поистине живописной сказкой». В 1944 году Кандинский тяжело
заболел, и 13 декабря 1944 года его не стало.