Александр Константинович Глазунов
родился в Петербурге 10 августа 1865 года в
семье книгоиздателей. Мать композитора была неплохой
пианисткой, брала уроки фортепьянной игры и
теории музыки у лучших музыкантов
Петербурга. Отец играл на скрипке. Когда
мальчику исполнилось восемь лет,
его начали обучать музыке. В детстве он
увлекался итальянской оперой.
Впоследствии это увлечение уступило место горячей
любви к творениям Глинки и других
создателей русской оперной классики.
Тринадцати лет Глазунов
познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым, который
был приглашен для занятий с
матерью композитора. Балакирев увидел в по-детски
написанных сочинениях признаки
несомненного таланта и направил Сашу для
систематических занятий к
Римскому-Корсакову.
У Римского-Корсакова он брал
уроки в течение полутора лет, с конца 1879 по 1881
год. Юный композитор развивался
очень быстро, поощряемый советами Балакирева и
Римского-Корса-кова, постепенно
ставших его друзьями
Параллельно с занятиями музыкой
он посещал реальное училище Необычайная
организованность, пожалуй, даже
деловитость в занятиях музыкой позволили ему уже
в ранние годы достигнуть высокого
мастерства. Список его сочинении детских и
отроческих лет немал и
разнообразен: романсы, оркестровые пьесы, наброски оперы.
К 1881 году Глазунов закончил
свою Первую симфонию.
Она была исполнена в Петербурге
29 марта 1882 года. Римский-Корсаков назвал этот
день великим праздником для всех
петербургских музыкантов. "Юная по вдохновению,
но уже зрелая по технике и форме,
симфония имела большой успех", - писал он.
Когда на вызовы публики на сцену
вышел шестнадцатилетний автор, юноша в
гимназической форме, публика была
поражена.
После исполнения Первой симфонии
возникли новые знакомства, сыгравшие
значительную роль не только в
жизни композитора, но и в истории русской музыки
вообще. На этом концерте Глазунов
встретился с М.П. Беляевым, богатым
лесопромышленником и страстным
любителем музыки. Беляев был восхищен талантом
молодого композитора и решил
пропагандировать его творчество. Увлечение
творчеством Глазунова побудило
Беляева заинтересоваться судьбой и других русских
музыкантов. Он познакомился с
группой современных композиторов и сумел оказать
большое влияние на дальнейшее
развитие музыки в России, поощряя творческий труд
русских мастеров.
Сочинения Глазунова исполнялись
сразу же, как только он успевал их окончить.
Одно сочинение следовало за
другим В августе 1882 года Первая симфония была
исполнена в Москве.
В 1883 году Глазунов окончил
реальное училище. Затем начал посещать
филологический факультет
университета, но вскоре бросил его. Однако круг его
интересов оставался широким
Летом 1884 года Глазунов вместе с
Беляевым совершил путешествие по Германии,
Франции и Испании. Прежде всего,
они посетили Веймар, где Глазунов присутствовал
на исполнении своей Первой
симфонии.
В октябре 1884 года Чайковский
приехал в Петербург, чтобы участвовать в
постановке "Евгения
Онегина" в Мариинском театре. На вечере у Балакирева он
встретился с Глазуновым. С этих
пор между Глазуновым и Чайковским, который был
вдвое старше его, завязались
дружеские отношения, сохранявшиеся до последних
дней жизни Чайковского.
Чайковский интересовался всеми новыми сочинениями
Глазунова.
Влияние Чайковского было
благотворным для молодого композитора. Отчасти
благодаря творческому общению с
Чайковским музыка Глазунова приобрела драматизм
и патетическую взволнованность,
те черты, которые Глазунов определил, как
"элементы оперы",
внесенные, по его мнению, Петром Ильичом в симфонию
В ноябре 1884 года Беляев учредил
премии за новые сочинения русских
композиторов. Глазунов получил
премию в 1885 году за свой первый струнный
квартет и пожертвовал ее на
памятник Мусоргскому. Затем он продолжал получать
премии ежегодно. Исключением был
лишь 1887 год, когда все премии были выделены
на сооружение памятника только
что умершему Бородину.
В начале 1880-х годов появилось
очень много новых русских произведений для
оркестра. Беляев решил
организовать постоянные концерты, в которых ежегодно
исполняли бы несколько программ
исключительно из сочинений русских композиторов.
Эти "Русские симфонические
концерты" устраивались с декабря 1885 года в течение
тридцати лет. На каждом концерте
исполнялось новое оркестровое произведение
Глазунова, который сочинял так
быстро и много, что никогда не давал повода
нарушить это правило.
На первом "Русском
симфоническом концерте", в декабре 1885 года, была исполнена
симфоническая поэма Глазунова
"Стенька Разин".
Вторая симфоническая фантазия
"Море" написана в 1889 году. Вслед за "Морем" не
замедлили появиться симфонические
картины: "Кремль", "Весна" и другие. При всем
значении этих произведений в
творчестве Глазунова преобладали все же
инструментальные произведения,
основанные на чисто музыкальных законах и не
подчиненные какому-либо сюжету.
Глазунов охотно оркестровал и
чужие произведения и считался авторитетом в этой
области. Даже композиторы
старшего поколения охотно использовали его советы.
К концу 1880-х годов беляевский
кружок вырос настолько, что воплотил все
наиболее передовые стремления
русской музыки того времени. Глазунов вошел в
беляевский кружок в момент его образования,
и авторитет его как композитора рос
вместе с расширением деятельности
кружка. В июне 1889 года Глазунов вместе с
группой других музыкантов
отправился за границу. На очередной Всемирной выставке
в Париже Беляев организовал два
концерта русской музыки, на которых Глазунов
выступал как дирижер своих
сочинений.
Популярность Глазунова за
границей быстро росла. Произведения его все чаще
встречались в программах
концертов, а в прессе начали появляться разборы его
сочинений и биографические справки
о самом композиторе. Особенной известностью
Глазунов пользовался в Англии, в
1907 году ему присвоили степень доктора Кембриджского и Оксфордского
университетов. Он не раз посещал Лондон и
дирижировал там своими произведениями.
К 1890-м годам он достиг вершин
своего таланта, полного расцвета своих
творческих сил и блестящего
совершенства техники. Те индивидуальные свойства
музыки, которые Глазунов
обнаруживал еще в своих ранних произведениях, теперь
вылились в мастерство вполне
определившегося стиля. В эти два десятилетия на
рубеже старого и нового века
Глазунов создал свои лучшие произведения.
К числу наиболее значительных
произведений Глазунова прежде всего относятся его
последние симфонии, начиная с
Четвертой и включая последнюю, Восьмую. Каждая
симфония совершенна в своем роде,
и ни одна из них не похожа на другую.
К этим же годам относятся
превосходные произведения Глазунова в области балета.
"Раймонда" (балет в
трех действиях, либретто М. Петипа) написана в 1896-1897
годах, а поставлена впервые в
Петербурге в 1898 году*. Исторически она
продолжает направление,
намеченное балетами Чайковского, - симфони-зацию балета.
Музыка уже не играет
вспомогательной роли, как это было в балетах Пуни и других
композиторов, писавших музыку,
под которую удобно было бы танцевать.
Балет "Раймонда"
бесспорно принадлежит к числу лучших сочинений Глазунова.
Однако второй балет -
"Времена года" (1899) - более интересен по своим чисто
музыкальным качествам. Весь балет
представляет собой четыре картины: зиму,
весну, лето и осень. Партитура
этого балета - образец блестящего оркестрового
искусства Глазунова.
В 1899 году Глазунов был назначен
профессором класса оркестровки и чтения
партитур в Петербургской
консерватории. Вся его тридцатилетняя педагогическая
деятельность и административная
работа прошла в этом учебном заведении.
Общественно-музыкальная
деятельность Глазунова стала особенно интенсивной после
смерти М.П. Беляева в начале 1904
года, когда вместе с Римским-Корсаковым и
Лядовым он стал во главе
музыкальной жизни Петербурга.
Для творчества Глазунова наступил
менее плодотворный период. Педагогическая
работа и дирижирование поглощали
все его силы. К 1909 году относятся эскизы
новой симфонии, из которой
написана была первая часть (клавир). После Восьмой
симфонии прошло тридцать лет,
когда Глазунов начал писать Девятую симфонию, но
смерть помешала ему закончить ее.
Историческая миссия Глазунова-симфониста, завершившего блестящий период
классической русской симфонии, была выполнена. В начале нового столетия музыка
начала развиваться в ином, новом направлении.
Октябрьская революция застала
Глазунова всецело поглощенным педагогической и
общественной деятельностью.
Несмотря на трудности первых революционных лет, он
отдавал всю энергию делу
музыкального просвещения. Глазунов привлек к работе в
консерватории новые силы,
стремясь обновить и пополнить состав профессуры.
Вместе с ними он боролся против
охватившего консерваторию в 1920-х годах