Серов вошел в историю русской
музыкальной культуры как один из выдающихся и
разносторонних деятелей
1850-1860-х годов. Особенно велико историческое значение
критической и научно-музыкальной
деятельности Серова. По-своему разрабатывая
традиции великих
предшественников, используя отдельные достижения выдающихся
современных оперных композиторов
Запада, Серов упорно развивал новые направления
в опере, отвечающие
художественным идеалам его времени.
Вся жизнь Серова была наполнена
трудом и борьбой. Он не любил отступать перед
трудностями. "Вступивши в
строй, стоя у бреши, нельзя покидать своего знамени.
Сознавая даже недостаточность
своих сил, нужно бороться до конца", - писал он.
Александр Николаевич Серов
родился 11 января 1820 года в Петербурге. Дед Серова
был известным
ученым-естествоиспытателем, отец - юристом, блестяще образованным
человеком. С раннего детства
Серов был приобщен к естественным наукам, живописи,
классической литературе.
В 1835 году отец Серова,
предназначавший сыну юридическую карьеру, отдал его в
Училище правоведения. Еще в
училище Серов начал серьезно увлекаться музыкой, что
очень сильно повлияло на его
дальнейшую судьбу; он занимался игрой на фортепиано и виолончели, изучал
гармонию, контрапункт, постоянно посещал симфонические концерты и оперные
спектакли.
Серов сблизился с другим молодым
правоведом - Владимиром Васильевичем Стасовым,
питавшим также любовь к музыке.
Общность интересов и стремлений связала их на
долгие годы. Стасов был первым,
поддержавшим в Серове вспыхнувшее влечение к
музыке и утвердившим в нем веру в
свои силы.
В 1840 году Серов окончил училище
правоведения и вынужден был поступить на
службу в Министерстве юстиции.
Но, затаив в глубине души мечту стать
композитором, он упорно продолжал
свое музыкальное образование. В 1842 году
Серов познакомился с Глинкой.
Великий композитор тепло и сочувственно отнесся к
молодому музыканту. "О, с
тех пор как я по случаю познакомился с М.И. Глинкой, я
в него верую как в
божество!" - восторженно восклицал он. Значительное влияние
на формирование Серова как
музыканта оказало и произошедшее вскоре знакомство с
Даргомыжским.
После пятилетней службы в Петербурге
Серов получил назначение в Симферополь. И
здесь он, несмотря на большую
занятость, отдает много времени музыке. Он пишет
свою первую оперу
"Мельничиха из Марли", его не удовлетворившую, и потому вскоре
им самим уничтоженную, начинает
работу над оперой "Майская ночь", которую
впоследствии постигает та же
участь. В Крыму происходят встречи Серова с
Белинским, художником
Айвазовским, актером Щепкиным. Из Симферополя Серова
переводят в Псков. Однако
деятельность чиновника настолько угнетает его, так
велико его желание стать
музыкантом, что он решается наперекор воле отца бросить
службу. В 1850 году он переезжает
в Петербург и посвящает себя музыкально-
критической деятельности. Его
первые выступления в журналах "Современник" и
"Библиотека для чтения"
относятся к 1851 году.
Подлинный расцвет деятельности
Серова-критика наступает со второй половины 1850-
х годов. В один только 1856 год
им написано более шестидесяти различных трудов,
и среди них такой очерк, как
"Музыка южнорусских песен" (с приложением к статье
собственных гармонизаций шести
украинских народных песен) - одно из первых в
русском музыкознании подлинно
научных исследований по народному творчеству. В
1858 году Серов отправляется за
границу, чтобы непосредственно ознакомиться с
новыми явлениями зарубежного
искусства. Он знакомится с Листом и Вагнером и рассказывает об этом в
необычайно интересных "Письмах из-за границы", опубликованных в 1858- 1859
годах.
В 1860-х годах Серов создал ряд
ценных критических работ, в которых им были
поставлены актуальные проблемы
развития русской музыкальной культуры. В эти годы
создавался его капитальный труд
"Русская народная песня как предмет науки".
В 1850-е годы он вновь
возвращается к "Майской ночи", а также вынашивает планы
создания других опер, которые,
однако, остаются неосуществленными. Лишь в
возрасте сорока трех лет Серову
удалось закончить свое первое значительное
произведение.
В 1860 году, под сильным
впечатлением от пьесы итальянского драматурга
Джакометти "Юдифь" и
игры выступавшей в заглавной роли итальянской артистки
Ристори, Серов начал писать оперу
на этот сюжет. После трех лет упорного труда
опера была завершена и поставлена
в Петербурге весной 1863 года.
Опера "Юдифь"
продолжает традицию патриотической оперы, начало которой было
положено "Иваном
Сусаниным" Глинки. Опера прославляет героический подвиг во имя
народа. Именно наличием
патриотической идеи, наряду с яркой красочностью и
зрелищностью сценического
действия, и объясняется успех оперы у современников
Серова.
В "Юдифи" своеобразно
соединились влияния Глинки и французской большой "оперы.
Влияние последней проявилось в
драматической остроте отдельных музыкальных
эпизодов, в пышности и
красочности действия Влияние Глинки оказалось более
многосторонним. В монументальных
массовых сценах действующим лицом является
народ, во имя которого совершает
свой подвиг Юдифь. В первом акте народ показан
страдающим, полным отчаяния и
гнева. В последнем действии, после возвращения
Юдифи, скорбь сменяется радостным
ликованием и славлением
Для выражения конфликта между
двумя враждующими разнонациональными лагерями
Серов использовал глинкинский
принцип противопоставления двух контрастных
музыкальных сфер. Иудеи
охарактеризованы суровой музыкой, полной напряженного
драматизма; для обрисовки
ассирийцев Серов воспользовался восточными
интонациями, придав им
попеременно оттенок то томной неги, то грубой,
необузданной силы. В ряде сцен
Серов сумел найти яркие музыкальные средства для
того, чтобы выразить страдания и
мужество одних, чувственность и дикость других.
Премьера прошла с огромным успехом.
Серов-композитор сразу завоевал признание
публики Успех "Юдифи"
окрылил его. В этом же году он начал работу над своей
второй оперой, "Рогнеда"
(оконченной в 1865 году), посвященной событиям из
истории Древней Руси.
К творческому успеху
присоединилось радостное событие в личной жизни: в 1863
году Серов женился на своей
ученице, одаренной музыкантше, ставшей отныне его
верным другом и соратником. B.C.
Серова, жена композитора и мать выдающегося
русского художника Валентина
Серова, стала также музыкальным критиком и
композитором. После смерти мужа
она дописала совместно с Н.Ф. Соловьевым пятый
акт последней оперы Серова
"Вражья сила". Она оставила интересные воспоминания о
муже и сыне.
Однако музыкально-общественная
деятельность Серова сопровождалась значительными
трудностями. Вынужденный, как и
все передовые деятели того времени, вести
упорную и изнурительную борьбу с
реакцией, Серов, в силу целого ряда
особенностей своих взглядов и
свойств личного характера, оказался изолированным
от среды современных
прогрессивных музыкантов.
В зрелые годы Серов резко
разошелся во взглядах со своим бывшим другом и
единомышленником Стасовым. Для
Серова в целом было неприемлемо ярко выраженное
новаторство кучкистов, их смелые
поиски новых путей развития национального
искусства. Самые ранние
произведения Балакирева, Римского-Корсакова были
доброжелательно встречены
Серовым. Однако по мере того как в сочинениях
композиторов "Могучей
кучки" все явственнее обозначились характерные черты их
творческого направления, отзывы
Серова становились все более резкими. Стасов же
выступал, как известно, в
качестве идейного союзника кучкистов и горячо
пропагандировал их творчество в
печати. Со своей стороны, Стасов и композиторы
"Могучей кучки"
неодобрительно отзывались о творчестве Серова. "Юдифь" они
считали произведением
поверхностным и обвиняли ее автора в злоупотреблении
внешними эффектами.
Они не могли также простить
Серову увлечения Вагнером и пропаганду его опер, так
как считали вагнеровскую реформу
противоречащей коренным задачам национального
русского оперного искусства.
Серов был в 1860-е годы
единственным русским композитором, восторженно
приветствовавшим Вагнера. Он не
только пропагандировал творчество Вагнера в своих статьях, но и лично
способствовал постановке опер этого
композитора на русской сцене.
В 1867 году Серов предпринял
вместе с женой попытку основать впервые в России
специальную музыкальную газету
"Музыка и театр". Это было чрезвычайно важным и
нужным делом. Газета
просуществовала, однако, недолго, так как не нашла
поддержки у общественности.
К этому времени относится и
возникновение замысла последней оперы Серова.
"Вражья сила" -
народно-бытовая опера. Она содержит разнообразные картины
московского быта. Здесь показаны
и патриархальные нравы купеческой семьи, и
бесшабашная гульба гостей на
постоялом дворе, и праздничное народное веселье в
разгар масленицы. На этом фоне
разворачивается драма купеческого сына Петра, его
жены Даши и Груни - дочери
хозяйки постоялого двора.
Серов стремился сохранить в
музыке яркий народный колорит, присущий
литературному источнику оперы -
пьесе Островского "Не так живи, как хочется". Он
задумал "Вражью силу"
как произведение новаторское, не совсем обычное в
музыкально-драматургическом
отношении. В письме к Островскому композитор писал:
"Простотой сцены мы свершим
с вами великое дело... победим многие предрассудки".
Желая придать опере черты
народности, Серов сделал песенную форму основой всего
музыкального действия. Песня -
куплетная или состоящая из двух частей - заменила
арию, стала главным средством
характеристики действующих лиц. Небольшие А
построения песенного типа
органически влились в музыкальные диалоги;
речитативы получили в ряде
случаев песенную форму. Песня пронизала
и массовые
сцены оперы. "Вражью
силу" можно было бы назвать "песенной оперой". При этом
Серов ввел в оперу песни,
звучавшие в низших слоях городского населения.
Отдельные народно-бытовые картины
принадлежат к числу наиболее ярких страниц
оперы, в то время как воплощение
психологических переживаний менее удалось
Серову.
Работа над оперой "Вражья
сила" совпала с последними годами жизни композитора.
Это были годы продолжающейся
интенсивной музыкально-критической и общественной
деятельности. В 1868 году Серов
прочел цикл лекций в Москве, а в 1870 году
присутствовал делегатом от
Русского музыкального общества в Вене на торжестве по
поводу столетия со дня рождения
Бетховена. Он был полон творческих планов, замышлял ряд критических статей, с
увлечением работал над последними
актами "Вражьей силы". Однако напряженный труд
и тяжелые переживания прошлых лет
пагубно сказались на здоровье композитора. 1
февраля 1871 года смерть внезапно
оборвала его "юдифь".