Обращение Лядова к фортепианному
творчеству явилось вполне естественным.
Лядовские фортепианные пьесы -
своего рода музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений,
картин природы, отображенных во внутреннем мире художника.
Наиболее оригинален цикл
"Бирюльки", созданный в 1876 году и сразу выявивший
талант двадцатилетнего
композитора. От "Бирюлек" так и веет свежестью, молодым
вдохновением.
В полосу творческого становления
Лядов вступил к концу 1880-х годов, проявив
себя как мастер миниатюры. Эта
наклонность проявилась у него уже в первых
фортепианных сочинениях, в
которых выкристаллизовывались присущие ему краткость,
отточенность музыкальной мысли и
формы, ювелирная отделка деталей. "Тончайший
художник звука", он, по
словам Асафьева, "на место импозантности чувства
Вершиной же камерной формы
явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне
можно назвать основоположником
русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был
особенно близок эстетическому
мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно,
что именно в ней наиболее ярко
проявились индивидуальные, специфические черты
его почерка. Из сочинений 1890-х
годов выделяются "прелюдии-размышления",
глубоко психологические,
навеянные какой-то безутешной печалью.
Но не только инструментальная
музыка увлекала композитора. Большой популярностью
пользовались три тетради
"Детских песен", написанные Лядовым в 1887-1890 годы В
их основу легли подлинно народные
тексты древних, добылинных жанров -
заклинаний, прибауток, присказок.
В оригинальных же авторских
мелодиях "Детских песен" легко узнаются знакомые с
детства интонации
"нянюшкиных напевов", нежных колыбельных "Детские песни"
Лядова поражают удивительной
чуткостью, трогательной любовью и глубоким
пониманием детской души.
Композитор подает мелодию то с мягким юмором, то с
задорной игривостью, то в
нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане
гротеска и даже парадокса. В
каждой из "Детских песен" проскальзывает тонкий
лядовский юмор - ласковый и
добрый. Но почти все они оставляют на душе чувство
легкой грусти, жалости, а порой
чуть жутковатого ощущения безвыходности и
"нестроения" жизни.
"Не мог ли Лядов лучше
засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих
обработках русских песен?" -
писал известный музыкальный критик Витол.
Публикация первого из четырех
сборников "Песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано"
(30 песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов
начал еще
в 1880-е годы. Всего же Лядов
обработал 150 русских народных песен.
Симфонические шедевры Лядова
появились в последний период его жизни.
Более всего удавались ему
сочинения, связанные с тематикой русской сказки, с
фантастикой, с русским
фольклором. Путь к ним пролегал через "Детские песни" и
другие обработки песенных
образцов.
Блестящим подтверждением
творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые
программные миниатюры -
"Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора".
Созданные в
1904- 1910 годы, они отразили не
только традиции предшественников, но и
творческие искания современности.
Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей
самостоятельности их замыслов,
можно рассматривать как своеобразный
художественный триптих, крайние
части которого ("Баба-Яга" и "Кикимора")
представляют собой яркие
"портреты", воплощенные в жанре фантастических скерцо,
а средняя ("Волшебное
озеро") - завораживающий, импрессионистский пейзаж.
Последняя работа в сфере
симфонической музыки - "Кеше" ("Скорбная песнь"),
связана с образами Метерлинка.
"Скорбная песнь"
оказалась "лебединой песнью" самого Лядова, в которой, по
словам Асафьева, композитор
"приоткрыл уголок своей собственной души, из своих
личных переживаний почерпнул
материал для этого звукового рассказа, правдиво-
трогательного, как робкая
жалоба".
Этой "исповедью души"
завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный,
тонкий, лирический талант
художника-миниатюриста, быть может, проявился