Вся жизнь Веберна связана с
Австрией. И если он ненадолго покидал ее, то мысленно
всегда здесь оставался - в столь
близкой ему культурной среде. Но помимо Вены
есть Тироль, откуда вышел
старинный род Вебернов. Просторы гор. Незамутненный и
холодный, как кристалл, воздух.
Необозримые луга и ослепительно чистый снег
Вечный покой. Это не только родина
Веберна - здесь и источник веры его в гармонию
мира. Композитор Крженек сказал об
этом так: "...веберновская музыка наполнена
чистым, прозрачным воздухом и
гнетущим молчанием горных вершин...", она часто
звучит "как
сверхъестественные, жуткие голоса самой природы, как пугающий грохот
подземных вулканов или парящие
крылья с других планет".
Антон фон Веберн родился в семье
инженера 3 декабря 1883 года в Вене. Сначала
там же обучался в гимназии, потом
в Граце (с 1890 года) и Клагенфурте (с 1893) -
здесь состоялись первые уроки
музыки, здесь же - в 1902 году он закончил
образование, после чего поступил
в Венский университет, где изучал философию и
занимался музыковедением под
руководством Гвидо Адлера. По окончании занятий, в
1906 году, Веберну была присвоена
ученая степень доктора философии за
исследование капитального
сборника духовных полифонических сочинений Гейнриха
Изаака, старшего современника
Жоскена Депре. Исследование Веберна вместе с его
публикацией были напечатаны в
серии "Памятники музыкального искусства Австрии".
Случай уникальный: будущий
композитор начинает как теоретик-музыковед, ведь
многочисленны противоположные
примеры! Не отсюда ли научная
дисциплинированность,
организованность композиторского мышления Веберна? Не
отсюда ли также - его увлечение
строгой полифонической техникой, интервально-
структурной композицией,
рациональной выверенностью в соотношении разделов
формы, симметрией построений?
Первые композиторские опыты
Веберна относятся к рубежу XIX-XX веков. Сначала он
увлекся Вагнером (большое
впечатление произвело посещение Байрейта в 1902 году),
затем Брамсом, позже - Малером;
последнее увлечение - Шёнберг. В первых
произведениях, еще, правда, не
вполне самостоятельных, заложены зерна его
дальнейших исканий: это оркестровая
Пассакалия, основанная на вариационном
принципе, который так широко
использовал позже Веберн, и сравнительно краткая
пьеса для смешанного хора,
написанная в строгой канонической форме - в той
полифонической манере, которую в
дальнейшем композитор будет все более
совершенствовать Оба сочинения
написаны в 1908 году. Однако далеко до завершения
этих произведений он стал одним
из учеников Арнольда Шёнберга, с которым его
познакомил Эгон Веллес -
композитор и ученый, позже снискавший большую
известность как крупнейший знаток
византийской музыки. Он вспоминал, как "...в
октябре 1904 года мы начали
встречаться и играли вместе на рояле Третью симфонию
Малера, которая должна была
исполняться в том сезоне. Мы вместе посещали все
репетиции, на которых Малер
дирижировал этой симфонией, а в последующие годы -
репетиции Пятой и Шестой симфоний
На семинарах профессора Адлера мы играли на
рояле последние квартеты
Бетховена и анализировали их"
Постепенно круг шёнберговских
учеников расширялся (Веберн вовлек в него Берга).
С 1906 года они поддерживали с
учителем почти ежедневную связь. Веллес
свидетельствует, что в годы,
когда Шёнберг вступил на путь атонализма (то есть с
1908 года) и когда стоял на
пороге открытия додекафонного метода композиции
(завершение этих исканий
приходится на 1921 год), он часто советовался с
Веберном по волновавшим его
вопросам. Учебные занятия с Шёнбергом прекратились в
1908 году, наступила новая фаза
отношений - творческое общение, тесная дружба.
С 1906 года дирижирование - по
крайней мере на ближайшее двадцатилетие -
становится основным источником
доходов Веберна. Места службы: преимущественно
театры драматические и оперные.
Города: Прага, Данциг, Штеттин.
В 1909 году Веберн пишет Пять
пьес для струнного квартета, затем через год Шесть
пьес для оркестра, с которых
начинается первый период его творчества - это
период так называемой свободной
атональности. Музыка отличается максимальной
афористичностью высказываний. Еще
одна характерная черта - преобладание
инструментальной музыки.
Начинается Первая мировая война. В 1915 году Веберн был
мобилизован, но в следующем году
освобожден из-за плохого зрения. Он
возвращается к музыке и в 1917
году пишет новое сочинение - Четыре песни для
голоса и фортепиано. Это
произведение словно подводит черту под начальным
периодом творчества Веберна.
В последующее десятилетие он, под
большим влиянием "Лунного Пьеро" Шёнберга,
пишет вокальные циклы с
разнообразным камерно-инструментальным сопровождением
Произведения также весьма кратки:
все двадцать пять пьес сольных циклов звучат
немногим более двадцати минут. Но
музыка Веберна предстает теперь еще более
строгой и вместе с тем
драматичной. Его уже тогда отличает трепетное отношение к
звуку. Чувство отдельно взятого
звука, его интенсивности ни у кого из
композиторов не только прошлых
времен, но и современности не было столь развито,
как у Веберна. Звук для него - в
своем конкретном высотном, тембровом звучании -
нечто живое, одушевленное. Отсюда
у Веберна и то, что называется "пуантилизмом",
- пунктирное звучание, в котором
тонкой вязью интервальных соотношений,
связанные друг с другом тона
возникают изолированно, будто рожденные в вакууме В
1920 году Веберну, наконец,
удается заключить первые контракты на издание своих
сочинений - с венским
Универсальным издательством. Это издательство и в позднейшие, трудные
времена оказывало ему посильную
помощь. После войны оживление дирижерской
деятельности наступает в связи с
созданием в Вене по инициативе и под
руководством Шёнберга Общества
закрытых (частных) исполнений (просуществовало с
1918 по 1922 год). С 1921 года
Веберн руководит любительскими хорами. Он
сближается с рабочими
оркестровыми и певческими коллективами, проводит с ними
большую работу: они исполняют
Девятую симфонию Бетховена и особенно
запомнившуюся венцам Восьмую
Малера - "симфонии тысячи участников". Веберн был
связан с рабочими музыкальными
организациями до 1934 года, когда они были
разгромлены реакционным
правительством Австрии. В 1924 году, а затем и в 1932
году Веберну была присуждена
музыкальная премия города Вены. В этом же году он
сочиняет свой новый опус - Три
народных текста для голоса и инструментального
ансамбля. Это одна из вершин композитора.
Так считал,- например, композитор
Игорь Стравинский. В недрах
данного периода уже вызревает додека-фонная техника.
В 1927 году Веберн становится
дирижером Венского радио. Его приглашает на
гастроли и лондонский
радиооркестр Би-би-си. С 1929 по 1935 год он выезжал в
Англию пять раз.
В это же время в творчестве
Веберна вновь преобладает инструментальная музыка -
Струнное трио, Симфония, Квартет
с саксофоном, Концерт для девяти инструментов.
Он переходит к крупным,
масштабным замыслам, к более протяженным по длительности
произведениям, конечно,
веберновской системе отсчета времени! Ведь веберновская
музыка небывало лаконична.
Сместились обычные представления о временной
длительности, и все изданные
произведения Веберна - 31 опус - требуют для своего
исполнения всего около трех
часов. Самое пространное сочинение - шестичастная
Вторая кантата - звучит минут
двенадцать, а самые короткие - немногие секунды. К
примеру, в "Багателях"
первая пьеса длится десять секунд, вторая и четвертая -
по восемь, третья и шестая - по
девять, пятая - тринадцать секунд. Такая
афористичность выражения вызывает
отдаленную ассоциацию с традиционным японским
поэтическим трехстишием - хокку.
Веберн ввел новые параметры
времени в музыке. Причем осуществлял это настолько
непроизвольно, что иногда
ошибался в определении временной протяженности своего
произведения: ему казалось, будто
оно должно длиться дольше, нежели то было на самом деле. Так, в процессе
сочинения в 1943 году своего последнего произведения - Второй кантаты