Представителем наиболее
радикального течения в музыке своего времени был Арнольд
Шенберг. Как создатель
современных принципов композиции он стал основателем так
называемой новой венской школы. Его отличало
благородство мыслей, вкус и чутье в выборе
созвучий, характерных и
пленительных, суровое и даже холодное мастерство,
остроумие и тяга к лаконичности,
прямолинейности и ясности рядом с наивно
романтическими настроениями.
Арнольд Шёнберг, сын купца,
родился в Вене 13 сентября 1874 года. В возрасте
восьми лет он потерял отца и рос
в тяжелых материальных условиях. Одновременно с
началом посещения реального
училища
двенадцатилетний Шенберг стал
учиться играть на скрипке и пытался сочинять
маленькие скрипичные дуэты, а
потом трио и квартеты для камерных музыкальных
собраний в товарищеском кругу.
Покинув училище через некоторое время, Шёнберг
один, без посторонней помощи и
советов, принялся совершенствовать свое
музыкальное дарование. Он твердо
решил стать композитором. Большим подспорьем
для него явилось знакомство с
Александром Цемлинским. Сам композитор и дирижер,
Цемлинский всегда был другом
музыкальной передовой молодежи. В продолжение
нескольких месяцев он регулярно
занимался с Шёнбергом. Занятия вскоре перешли в
тесную дружбу. Учитель и ученик
были не одиноки: Цемлинский ввел Шёнберга в круг
юных музыкантов. Это была эпоха
страстного увлечения Вагнером и особенно его
"Тристаном и Изольдой".
В сезон 1898-1899 годов в Вене
одним из местных камерных ансамблей был исполнен юношеский квартет Шёнберга,
явившийся как бы итогом его серьезных занятий. Квартет имел успех, но зато в
том же 1898 году исполненные первые песни (Lieder) Шёнберга вызвали большое
недоумение и даже скандал. Сейчас
это кажется странным, потому что
песни звучат теперь как изысканно и утонченно
сотканные лирические настроения,
не заключая в себе ничего дерзкого. Осенью 1899
года Шёнберг сочинил прекрасный
по своей фактуре и музыкально выразительный
струнный секстет "Ночь
просветления", проявив себя здесь уже зрелым мастером
формы. Это произведение
пользуется заслуженной известностью в силу искренности
музыки, изысканной сочности
гармонической ткани и образно-поэтической манеры
выражения, в чем еще сказывался
романтик.
Вопрос о заработке стоял в то
время на первом плане и часто служил помехой
творчеству. Шёнберг дирижировал
хорами и мелкими оркестрами, пытался, но
неудачно, сочинять легкую музыку.
Из нужды Шёнберг брал работу по оркестровке
чужой театральной музыки, причем
его соавторство не раскрывалось, занимался
переложениями - словом, рад был
всякой работе.
После женитьбы на сестре
Цемлинского, с декабря 1901 года Шёнберг жил в Берлине.
По 1903 год он являлся дирижером
и преподавателем консерватории Штерна в
Берлине. Там в течение 1902 года
композитор сочинил симфоническую поэму "Пеллеас
и Мелисанда", которая волнует
своей выразительностью, пластичностью и
образностью, своим чудесным
колоритом и сочетанием томной нежности с
мужественной сдержанностью.
Летом 1903 года Шёнберг вернулся
в Вену. Мало-помалу его песни стали получать
признание. Был исполнен секстет.
Знакомство с Густавом Малером также имело
большое значение для Шёнберга. С
зимы 1903 года начинает расти известность
Шёнберга как педагога. Вокруг
него группируется чуждающаяся консерваторской
рутины молодежь: среди первых его
учеников были Антон Веберн, Эрвин Штейн и
Альбан Берг. Творческая работа
шла, однако, своей чередой. Летом 1904 года
Шёнберг принялся за сочинение
струнного Квартета и летом 1905 года окончил его.
Весной и летом 1906 года он
сочинил свое переходное произведение - Камерную
симфонию, в которой едва ли не
впервые в современной музыке был резко выдвинут
принцип экономии инструментальных
средств выражения и оркестр был сведен к 14
солирующим инструментам. Струнный
Квартет был в первый раз исполнен в Вене
квартетом Розе 5 февраля 1907
года. В том же году Шёнберг принялся за сочинение Второго струнного квартета и
окончил его летом 1908 года.
В 1909 году были написаны
фортепианные пьесы и "Пять пьес для оркестра". "Пять
пьес для оркестра" -
инструментальная фантасмагория. Им присуще множество новых