Родители Артура Онеггера -
швейцарцы из Цюриха, юность он провел в Швейцарии, но
затем жил во Франции и считал
себя французом Однако наследственность все же
давала о себе знать, и в
творчестве композитора порой проявлялись симпатии и
влечение к немецкому
романтическому миру идей и к простодушному сентиментально-
эмоциональному восприятию жизни и
природы. Музыке Онеггера свойственны совсем не
вяжущиеся с ясным французским
интеллектуализмом качества- жесткость и даже
грубость, но тут же рядом
встречаются чувствительные страницы наивного
преклонения перед божеством,
природой и величием подвига Простоватость и
обнаженная искренность сменяется
почтительным уважением к традиционным формам и
нежелание расстаться с
обусловленными ими схемами ради полной свободы выражения
Эта борьба двух творческих
культур в творчестве Онеггера вылилась в нервное
напряжение и постоянно
обостренное стремление к синтезу крайностей в его музыке.
Талант Онеггера развивался
главным образом в области камерной музыки. И здесь он
достиг силы и выразительности
такого порядка, что заслуживает быть выделенным
даже из наиболее
значительных мастеров
современности Искусство Онеггера - эмоционально насыщенное
и горделиво сдержанное - влечет к
себе и заставляет прислушаться.
Артур Онеггер был человеком
скромным и прямодушным, блестяще образованным
музыкально. Он входил в число
композиторов так называемой "Группы Шести" (вместе
с Д. Мийо, Ф. Пуленком, Ж.
Ориком, Л. Дюреем и Ж. Тайфером), но ее принципы,
сформулированные Жаном Кокто,
признавал лишь отчасти
Онеггер не любил музыку, созданную
под влиянием джаза, мюзик-холла, цирка,
предпочитал искусство предыдущих
поколений Как тип художника он был прирожденным
оперным композитором. Но
полностью посвятить себя опере Онеггер не смог, потому
что был вынужден музыкой
зарабатывать себе на жизнь и не позволял себе рисковать
и работать без определенного
заказчика Поэтому композитор создавал
многочисленные произведения для
кино и театра и стал даже одним из наиболее
удачливых авторов оперетты. Его
"Приключения короля Позоля" исполнялись в Париже
более 500 раз, что в свое время
было рекордом для Франции. Артур Онеггер родился
в Гавре 10 марта 1892 года. После
домашних занятий музыкой Артур поступил в
Цюрихскую консерваторию
(1909-1910), где учился у Ф. Хегара. Затем он продолжил
музыкальное образование в
Парижской консерватории у Л. Капе (скрипка), А.
Жедальжа (теория музыки), Ш.
Видора (композиция), В д'Энди (оркестровка,
дирижирование).
Первые популярные произведения
Онеггера появляются в годы Первой мировой войны В
1917 году он сочиняет струнный
квартет, насыщенный яркими красками, наполненный
большой нервной энергией В
"Семи коротких пьесах" и пяти пьесах для фортепиано,
объединенных под титулом
"Швейцарская тетрадь", - произведениях, написанных в
разные промежутки времени от
октября 1919 года до июля 1923 года, - перед нами
предстает сосредоточенный и
углубленный созерцатель. Он то мучительно ищет исхода в
нервном трепете гибких линий и в
кованых ритмах, то хочет подчиниться
неизбежному воздействию сумрака и
гнета в успокоении, в тиши пассивного
оцепенения Следом композитор
пишет "Летнюю пастораль" и несколько камерных
сочинений Особенно удалась
Онеггеру героико-сим-фоническая пантомима "Гораций -
победитель"
В 1921 году Онеггер сочинил
музыку к драме Рене Моракса "Царь Давид". В течение
двух месяцев напряженной работы
(с 25 февраля по 28 апреля) композитору удалось
создать яркое, глубокое и цельное
произведение, написанное на одном дыхании, так
что музыкальный интерес не
ослабевает с начала до конца. Исполнение "Царя
Давида" в Париже в 1924 году
вызвало бурный энтузиазм и повторялось несколько
раз с колоссальным успехом. Успех
этот был поворотным пунктом в отношении
публики и критики к Онеггеру: из
"подававшего надежды" он сделался известным
композитором, в крупном и
серьезном даровании которого перестали сомневаться.
До сих пор музыка к "Царю
Давиду" среди остальных произведений Онеггера,
написанных и до нее и после,
продолжает оставаться самым популярным и наиболее
захватывающим массы сочинением.
Это объясняется, конечно, в первую очередь
искренностью, лирическим подъемом
и яркой картинностью и театральным пафосом -
свойствами, присущими данной
партитуре Онеггера Нисколько не отрекаясь от
современных принципов сочинения
музыки, владея гибкой и ловкой техникой, а также
ценным даром - умением говорить
просто и кратко, Онеггер нашел верный путь
непосредственно эмоционального
воздействия на слушателя.
Музыка к "Царю Давиду"
не оратория в обычном понимании этой формы и, кроме того,
отнюдь не церковная музыка. От
культового претворения библейской легенды о
Давиде замысел Онеггера стоит
далеко. Это лирико-эпическая поэма, театрально
претворенная: это цепь
пластически ярких картин (марши, шествия, народные сцены,
пляски), связанных и прослоенных
эмоционально-лирическими моментами, красиво
отображающими путь жизни
народного героя.
Давид - пастух, в наивной песенке
раскрывающий свое простодушно цельное
мировоззрение, становится Давидом
вождем, спасителем народа от чужеземного ига.
Вождь становится царем' народный
энтузиазм, символизировавшись в божественной
воле, возносит Давида на вершину
славы и могущества. Произведение Онеггера естественно распадается на три части.
В первой - беспечная юность Давида, затем его победа
над Голиафом, осознание своего
призвания, борьба с Саулом; во второй - торжество
воцарения и мощный подъем
народного ликования (центр всего произведения,
наиболее развитая и яркая по
музыке массовая сцена); в третьей - предел величия,
закат и смерть Давида.
Пронизывающие лирические
монологи, с большим темпераментом, теплотой и
искренностью написанные,
раскрывают перед нами внутренний душевный мир народного
героя и параллельно блестящим
описаниям борьбы, побед и славы утверждают другую
сторону его существования:
чередования сомнений и веры, падений воли и гордой
самоуверенности, отчаяния и
страха и вновь светлой надежды и дерзких порывов
раскрывают характер Давида -
человека на всем протяжении его жизненного пути.
Соединение величественного и
задушевно-интимного придает музыке "Царя Давида"
непрестанное глубоко жизненное
очарование, а ее искренность и эмоциональная
выразительность привлекают к ней
широкие симпатии. Оно является талантливым
современным опытом воссоздания
монументально эпического искусства, с помощью
средств и принципов сочинения
музыки наших дней, в основу которой положены
общечеловеческие идеи и чувства,
присущие народной библейской легенде. Иначе
говоря, оно делает так называемую
новую музыку всеобщим и всем понятным
достоянием, включая ее достижения
в цепь музыкально-творческого наследия былых
эпох и утверждая верховные права
за эмоциональным содержанием, как жизненным
тонусом всякой музыки.
Вскоре, в 1923 году появляется
симфоническая поэма Онеггера "Песнь радости". И в
том же году Онеггер пишет
самобытный и остро оригинальный "Пасифик 231" -
симфоническое преломление
впечатлений, вызванных энергией и конструктивной мощью
машины, в данном случае -
локомотива типа "Pacific 231" - поезда с большой
скоростью. Композитор объяснял,
что его целью было "перевести" в музыкальный
план не видимость и не имитацию
шумов, а передать "мерное дыхание машины в
состоянии покоя, усилие при
"отчаливании" - при переходе в движение,
прогрессивное увеличение скорости
и нарастание бега до лирического пафоса
поезда, идущего со скоростью 120
км в час".
В дальнейшем композитор создал
своеобразный симфонический триптих, куда кроме
"Пасифик 231" вошли
"Регби" (1928), где он восхищается возможностями человеческого тела,
и "Симфоническое движение № 3" (1932), в котором никакой программы
нет.
В 1925 году Онеггер завершает
оперу-ораторию "Юдифь" и балет "Под водой", а еще
через два года - оперу
"Антигона", в которой автор воплотил свое представление о
современной опере по готовому
драматическому сюжету Жана Кокто. Вся драматургия
состоит из чередования отдельных
коротких эпизодов. Большое значение имеет также
выразительная сила оркестра.
Опера осталась, к сожалению, недооцененной.
Основное время Онеггер проводит в
Париже, изредка выезжая в кратковременные
поездки с авторскими концертами.
В 1928 году он посещает СССР. К тому времени в
нашей стране уже были исполнены и
"Царь Давид", и "Летняя пастораль", и "Пасифик
231".
Композитор продолжает много
работать. В начале 1930-х годов Онеггер создает
мелодраму "Амфион" и
оперу-ораторию для радио "12 ударов полуночи".
В 1935 году в Париже создается
прогрессивная музыкально-общественная организация
Народная музыкальная федерация,
входящая в антифашистский Народный фронт, и
Онеггер вступает в ее ряды.
В том же году автор пишет свое
фундаментальное произведение - драматическую
ораторию-мистерию "Жанна
Д'Арк на костре". Эта музыка производит сильнейшее*
впечатление и несет огромный
заряд патриотических чувств. Так, постановка
оратории в Орлеане в 1939 году
вызвала народные манифестации и в период
нацистской оккупации укрепляла
веру народа Франции в свободу.
Наряду с тремя квартетами для
струнных инструментов, несколькими сонатами и
концертами Онеггер создал 5
симфоний, которые принадлежат к числу наиболее ярких
произведений этого жанра в
современной музыке. Вторая симфония, предназначенная
для струнных и созданная в начале
войны, передает страшную атмосферу оккупации с
необычайной выразительностью.
Третья симфония - "Литургическая" - хотя и
отражает ужасные впечатления от
войны, дает надежду и веру; воплощает стремление
к высоким идеалам. Неповторима и
Пятая симфония, созданная на основе
литургических текстов, хотя автор
нигде их не цитирует. Это наиболее трагическое
из произведений Онеггера. В конце
жизненного пути вообще многие произведения
Онеггера омрачались
пессимистическими настроениями, связанными с ощущением
бесперспективности своей
деятельности, безысходностью.