"Музыка Мийо не объективна,
а духовна. Она объединяет все и всех на основе
человеческих чувств. Благодаря ей
все предметы, растения, животные, сами люди,
взятые как индивидуумы,
становятся свидетелями драмы Человека, драмы вечной и
неизменной. Такова не только одна
из его пластических поэм, известная под
названием "Человек и его
желание"; так могло бы называться все его творчество,
рассказывающее о страдании
человека перед лицом невозможности счастья, о его
тоске по недостижимому
совершенству и о его стремлении к духовному началу, в
котором все находит свое решение
и все делается простым", - написал Поль Коллер.
Дариус Мийо родился 4 сентября
1892 года на юге Франции в Экс-ан-Провансе в
семье торговца. Его родители были
музыкантами-любителями: отец хорошо играл на
рояле, а мать пела. В семь лет
Дариюс начал учиться игре на скрипке, а
семнадцати лет поступил в
Парижскую консерваторию. Здесь он занимался у Бертелье
(скрипка), К. Л еру, А. Жедальжа,
Ш. М. Видора (теория композиции), П.Дюка
(дирижирование), а также в
"Схола кашорум" у В. д'Энди. В консерватории
завязалась дружба с Ибером и
Онеггером Мийо увлекался тогда музыкой Берлиоза,
Дебюсси, Мусоргского и
ставившимися в то время балетами Стравинского. Эти
пристрастия не прошли бесследно
для его творчества.
Позднее Мийо скажет так: "Я
Moiy утверждать, что не существует такого проявления современной музыкальной
мысли, как бы свободна она ни была, которое не восходило бы к установившейся
традиции и не открывало бы
логического пути для будущего
развития. Каждое произведение - только звено цепи,
и новые находки мысли или техники
письма служат лишь добавлением к прошлой
музыкальной культуре, без чего
любое изобретение было бы нежизнеспособным".
Дебютировал Дариус в 1913 году в
концерте "Независимого музыкального общества"
своим Первым струнным квартетом
(1912), бодрым, ритмически и мелодически
изобретательным, посвященным
памяти Поля Сезанна. Мийо сам исполнил партию
первой скрипки.
На редкость трудоспособный,
независимый в суждениях, дисциплинированный, а
последнее отлично сочеталось со
смелостью его творческих поисков, Мийо привлек
внимание П. Клоделя. Этот человек
выдающихся способностей: дипломат, поэт,
драматург, замечательный
переводчик, сыграл большую роль в формировании
творческого облика Мийо. Началась
их долгая дружба. Клодель, который с 1906 года
занимал пост посла Франции в
Бразилии, взял его с собой. В 1916-1918 годах Мийо
проводит в Бразилии в качестве
секретаря посла Франции. Позднее он часто
привлекал Мийо для музыкального
оформления своих театральных замыслов.
На всю жизнь в памяти Дариюса
запечатлелся оригинальный бразильский фольклор,
красочный быт страны.
Воспоминания о ней вызвали к жизни одно из самых его
популярных произведений -
"Бразильские танцы". В них выразились самобытные черты
народного творчества Бразилии, в
частности смешение португальского и
негритянского фольклора. Это
обогатило творческое воображение композитора,
расширило его композиторские
ресурсы. "Бразильские танцы" наряду с другими
произведениями - сюитой
"Скарамуш" (для двух фортепиано) и "Провансальской
сюитой" - прочно вошли в
репертуар советских исполнителей.
По возвращении в Париж в 1918
году Мийо вскоре становится одним из участников
"Шестерки".
В 1919 году Мийо завершает драму
"Протей", начатую еще в 1913 году. Интересно,
что ее инструментальный материал
стал содержанием второй симфонической сюиты
композитора. "Протей"
представляет собой музыку к сатирической драме Поля
Клоделя, но, в сущности, заключает
в себе много элементов пластико-симфонических или симфонико-хореографических.
Интереснейшим моментом в
этой музыке является
симфонический эпизод, сопровождающий кинофильм, на котором
развертываются различные
превращения "Протея" во льва, огонь, воду, дракона,
осьминога и во фруктовое дерево.
Это, пожалуй, одно из первых приближений
композитора-симфониста к
кинематографическим заданиям - дать звукопись в
движении, связать музыкальные
ритм и интонацию с механически вращающейся лентой.
В целом музыка к
"Протею" образует ряд вокальных (хоровых) изобразительно-
программных и чисто
симфонически-инструментальных эпизодов, своего рода кантату-
сюиту.
С середины 1920-х годов
произведения Мийо исполняются в ряде стран Европы, он
сам много гастролирует в Америке
и Европе, в 1926 году Мийо как дирижер своих
произведений посещает Москву и
Ленинград.
К этому времени он автор уже
большого числа сочинений: остроумных эксцентриад-