Родился Дмитрий Дмитриевич
Шостакович 25 сентября 1906 года. Отец его, Дмитрий
Болеславович - инженер-химик,
сотрудник Менделеева, был большим любителем
музыки. Обладатель мягкого,
приятного баритона, он с тонким вкусом исполнял
романсы и народные песни,
выступая на домашних вечерах. Любовь к пению, музыке
перешла к нему от отца -
Болеслава Шостаковича - профессионального
революционера, сосланного царским
правительством на вечное поселение в Сибирь
Поэтическая тонкость души,
настоятельная потребность в общении искусством были
присущи и другим членам семьи
Шостаковичей. Музыкально одаренной была мать
будущею композитора - Софья Васильевна.
Когда Мите исполнилось одиннадцать лет, она решила определить его в частную
музыкальную школу Гляссера.
Незаурядные способности мальчика
были многими замечены, и на одном из
музыкальных вечеров он был
представлен известному композитору, директору
Петроградской консерватории
Александру Константиновичу Глазунову, который
внимательно отнесся к начинающему
музыканту. Не отрицая его исполнительского
дарования, Глазунов посоветовал
ему всерьез заняться композицией, считая ее
основным призванием талантливого
юноши.
Рассказывали, что Глазунов назвал
его новым Моцартом - так поразил он всех своей
необыкновенной музыкальностью,
прекрасной памятью, тонким слухом и
композиторским даром, который
проявился в небольших прелюдиях для фортепиано,
сочиненных им незадолго до
поступления в Петроградскую консерваторию и
исполненных перед'экзаменационной
комиссией.
Развитие талантливого юноши, уже
в стенах Петроградской консерватории, протекало
стремительно и бурно. Окружающих
- и профессоров, и студентов - поражала
необыкновенно яркая и
разносторонняя его одаренность: блестящая музыкальная
память, умение прекрасно читать с
листа не только фортепианную литературу, но и
сложные оркестровые партитуры,
пытливый, острый ум, способный быстро
воспринимать и оценивать все, что
он слышал классах в консерватории, на
концертах...
Но вскоре ко всем этим юношеским
впечатлениям и увлечениям прибавилась и
серьезная обязанность -
материальная забота о семье. В 1922 году, когда юноша
переходил на последний курс
консерватории, умер его отец. После смерти отца
нужно было не только напряженно
учиться, но и работать. Юноша устроился
музыкальным иллюстратором в один
из кинотеатров Ленинграда. Поскольку звук в
немом кино отсутствовал, его
заменяло фортепианное сопровождение.
Естественно, что все это явилось
для талантливого и добросовестного юноши
дополнительной нагрузкой, которая
не могла не сказаться на его здоровье. Но тем
не менее он вынужден был
продолжать работу в кино, что очень мешало и отвлекало
от систематических музыкальных
занятий, которым он по-прежнему придавал
первостепенное значение.
Тем не менее обучение в
консерватории по классу фортепиано было удачно
завершено, и в 1923 году Дмитрий
Шостакович начал свой самостоятельный
артистический путь. К эюму времени
он был автором значительного количества произведений. А к окончанию консерватории
создал Первую симфонию. Эта симфония сразу же определила место Шостаковича в
советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых -
несмотря на возраст - композиторов И действительно, в ней он предстал
как самобытная, вполне
определившаяся творческая личность со своим особым,
неповторимым, только ему
свойственным музыкальным почерком.
Благодаря обилию различных
тем-образов, их тесному переплетению, взаимодействию,
столкновению, противоборству,
симфония действительно сродни роману, а зачастую
превосходит его по
психологической и эмоциональной глубине образов, разнообразию
настроений, их тончайших
оттенков, передать которые слово порой бессильно.
В 1925 году Дмитрий Шостакович
закончил и композиторский факультет
консерватории. Он с успехом
выступает и как пианист: исполняет не только свои
произведения, но и классическую
музыку. На международном конкурсе пианистов в
Варшаве (1927) Шостакович был награжден
почетным дипломом.
Первые серьезные достижения
Шостаковича в развитии гражданской тематики в музыке
- его Вторая и Третья симфонии
(1927-1929). И в творчестве композитора, и в
истории советской музыки они
занимают место особое, ибо явились одними из первых
симфонических произведений, где
была отражена революционная тема.
В конце 1920-х годов Шостакович
начинает сотрудничать с некоторыми театральными
режиссерами и кинорежиссерами -
музыкально оформляет драматические спектакли и
кинофильмы тех лет.
Разные эпохи, разных людей, их
чувства и настроения отображали фильмы,
музыкально оформленные
Шостаковичем.
Интересны песни рабочих окраин,
которые композитор ввел в кинофильм "Человек с
ружьем" ("Тучи над
городом встали") и в кинотрилогию о Максиме ("Крутится,
вертится шар голубой"). Они
не только верно передавали аромат эпохи, но и прочно
вошли в музыкальный быт 1930-х
годов.
Особой заслугой Шостаковича
является то, что он первым из советских композиторов
ввел в кинофильм песню как
лейтмотив, то есть музыкальное воплощение
определенной мысли, настроения,
характеристики действующего лица или группы лиц.
Так, например, лейтмотивом
кинофильма "Встречный" является знаменитая "Утренняя
песня" (или "Песня о
встречном"), рисующая коллективный образ молодых рабочих. Прекрасная,
напевная мелодия этой песни, ее упругий, волевой ритм, светлый, радостный
характер так полно выражали
свою эпоху - эпоху строительства
новой жизни, что песня стала ее знаменем,
символом. Она легко перешагнула
границы и вскоре зазвучала во всех странах
Европы, где ее быстро
"присвоили", забыв об авторе. "Да, это наша песня, -
сказали там однажды одному из
наших композиторов. - Но, кажется, у вас в России
тоже есть что-то похожее... Кажется..."
В Швейцарии она стала свадебной
песней, а в 1948 году, наделенная новым текстом,
была объявлена Гимном ООН.
В 1928 году композитором была
создана первая опера - "Нос" на сюжет повести Н.В.
Гоголя. Обращение к произведению
великого русского писателя сыграло важную роль
в развитии Шостаковича как
художника, выявило своеобразие, оригинальность его
устремлений. Так же как Гоголь,
он был уверен в том, что литература, искусство
могут изменить жизнь, сделать ее
не только осмысленной, но и прекрасной - нужно
только показать все, что делает
ее безобразной, подчеркнув, что много зависит от
самих людей.
Те же черты - сатирический
гротеск и бытовая сатира - присутствуют и во второй
опере Шостаковича --
"Катерина Измайлова" (1932). Но основным здесь стал высокий
трагедийный пафос; потому опера
имеет подзаголовок "трагедия-сатира".
Сюжетом оперы послужила повесть
Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", с
сокращениями, с иной расстановкой
акцентов. В центре оперы - простая русская
женщина, искренне полюбившая и не
размышляющая о последствиях своей любви.
Главным для композитора стали
глубина чувства, переживания героини, ее угрызения
довести.
Интересно отметить, что такое
глубоко трагедийное произведение создавалось
одновременно с комедийным балетом
"Светлый ручей", близким по музыке к
предыдущим балетам Шостаковича
"Золотой век" и "Болт".
Оперы "Нос" и
"Катерина Измайлова", балет "Золотой век" в 1936 году
подверглись
уничтожающей критике в статье
"Сумбур вместо музыки" в газете "Правда". Подающий
большие надежды композитор,
которому была близка атональность Шёнберга и
конструктивизм Стравинского, а
также джаз, музыкальный футуризм, получил
жестокий удар. С этого рокового
момента было запрещено исполнять написанные
ранее произведения, и Шостакович
был вынужден отменить исполнение Четвертой
симфонии. Какой след это оставило
в его душе? Увидеть улыбку на лице этого
человека, прикрывавшего глаза
темными непроницаемыми стеклами очков, было
большой редкостью...
В результате Шостакович упростил
свой музыкальный язык, что особенно заметно в
струнном квартете и квинтете того
периода.
Понятно, почему музыка Пятой
симфонии полна такого огромного напряжения и
трагедийной силы. Ее основное
содержание составил богатый и разнообразный мир
человеческих переживаний, чувств:
страстные, волевые порывы - и мучительная,
затаенная боль, стремительное
нагнетание динамики, действия - и тихое восхищение
перед жизнью, перед ее извечной,
непреходящей красотой и мудростью.
Пятая симфония явилась первой
кульминацией симфонического творчества
Шостаковича, одной из вершин
всего советского симфонизма.
"Оптимистической
трагедией" назвали ее современники. "Страшная сила
эмоционального воздействия, но
сила трагическая", - говорил об этой симфонии
писатель А. Фадеев.
В своем триумфальном шествии
симфония легко перешагнула границы нашей страны и
многократно звучала за рубежом.
Так, в сезоне 1937-1938 года ее услышали жители
французской столицы в одном из
концертов, состоявшем "из лучших произведений
современной музыки", - как
писалось в одной из парижских газет. На этом концерте
помимо двух произведений
признанных французских композиторов - Ж. Орика и Ш.
Кёхлина - прозвучала и Пятая
симфония в исполнении парижского симфонического
оркестра под управлением Р.
Дезормьера.
Тем временем Шостакович работал
уже над новой своей симфонией - Шестой.
Композиция Шестой симфонии
несколько необычна, неожиданна. И тем не менее - это
звено одной цепи исканий,
по-прежнему устремленных и смелых.
В 1937 году Дмитрий Дмитриевич
становится преподавателем Ленинградской
консерватории и через два года
получает звание профессора. Было ему тогда 33
года.
Несмотря на то, что
педагогическая деятельность его была недолгой (он преподавал
в Ленинградской консерватории в
1937- 1941 годах и в Московской консерватории в
1943-1948 годах), влияние его на
развитие советской музыки оказалось огромным.
Его богато одаренная натура и в
этой области проявила себя ярко и талантливо.
Дмитрий Дмитриевич помог
сформироваться таким неповторимым творческим
индивидуальностям, как Г.
Свиридов, Кара Караев, Б. Чайковский, Ю. Левитин, и
другим.
Начавшаяся в 1941 году война
отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов
мирного времени.
"Нашей борьбе с фашизмом,
нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу
- Ленинграду - и посвящаю свою
7-ю симфонию", - написал на партитуре Шостакович
летом 1941 года.
В его душе, кипевшей великим
гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения,
которое должно было отразить
мысли и чувства миллионов советских людей. Все
передуманное, перечувствованное в
первые военные дни, месяцы требовало выхода,
искало своего воплощения в
звуках.
С необычайным воодушевлением
принялся композитор за создание своей Седьмой
симфонии. "Музыка неудержимо
рвалась из меня", - вспоминал он потом. Ни голод,
ни начавшиеся осенние холода и
отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и
бомбежки не могли помешать
вдохновенному труду.
Общее содержание симфонии,-
противопоставление и борьба двух непримиримо
враждебных образов. Это уже не
отвлеченные категории добра и зла, а вполне
конкретные образы: мир советских
людей и фашизм.
Завершилась симфония уже в
Куйбышеве, куда Шостаковича больного, ослабевшего от
голода, с двумя малолетними
детьми вывезли самолетом.
Там же, в Куйбышеве, и состоялась
премьера симфонии - 5 марта ее исполнил
оркестр Большого театра. Вскоре
Седьмая симфония прозвучала и в Москве
А 9 августа того же года, когда
по плану фашистского командования Ленинград
должен был пасть - оно даже назначило
на этот день парад своих войск в
Ленинграде, - Седьмая симфония
Шостаковича была исполнена в этом городе -
измученном блокадой, но не
сдавшемся врагу.
Не меньший энтузиазм встретила
симфония и за рубежом. Заснятая на фотопленку,
миновав минные поля Атлантики,
она прибыла в Нью-Йорк, где ее уже ждали лучшие
дирижеры Америки - Л. Стоковский,
А. Тосканини, С. Кусевицкий.
Премьеру симфонии транслировали
все радиостанции США, Канады, Латинской Америки
- ее слушало около 20 млн.
человек.
Более 60 раз прозвучала эта
симфония на Американском континенте в течение лишь
нескольких месяцев 1942 года!
В 1943 году Шостакович вернулся
из эвакуации и поселился в Москве. Отныне он
навсегда связал себя с этим
городом. Здесь он работает над Восьмой симфонией.
Восьмая симфония - своего рода
трагедийная кульминация в творчестве Шостаковича.
Она продолжает раскрытие военной
темы, начатое в Седьмой симфонии, но по своему
характеру, образному строю в
известной мере противостоит ей.
Образ смерти предстает в этой симфонии
как страшная, испепеляющая все живое
сила. И для такой музыки
естественно нервное, трепетное биение ритмического
пульса, сложный гармонический
комплекс звуков, передающий напряжение.
Дважды принимался Шостакович за
создание новой - Девятой симфонии, и, наконец,
осенью 1945 года она была впервые
исполнена сначала в Ленинграде, а затем в
Москве.
Каждая из пяти 'ее частей
заключает в себе свой особый мир чувств и настроений.
Но всех их объединяет светлое
мироощущение, которое впервые за последние годы
зазвучало в творчестве
Шостаковича.
Кончилась война. Произведения
Шостаковича с огромным успехом звучали в
исполнении лучших музыкантов на
всех континентах земного шара. И тем не менее в
тот период композитор вновь был
подвергнут уничижительной критике. Его
произведения назвали ненужными и
даже вредными формалистическими опытами.
1953 год принес СССР большие
перемены. Под впечатлением событий того времени
создал Шостакович свою новую,
Десятую симфонию - одно из самых лиричных
произведений.
Музыка Десятой симфонии прекрасна
своей выразительностью и напевностью. Причем
характер большинства мелодий -
исконно русский, глубоко лиричный,
проникновенный. И, возможно,
потому при всем неоспоримом совершенстве предыдущих
симфоний Шостаковича Десятая
выделяется особым, высоко поэтичным строем основных
своих образов, их теплотой и
глубокой человечностью.
В 1955 году наш народ
торжественно отмечал пятидесятилетний юбилей первой
русской революции 1905 года. Это
вдохновило композитора на создание новой
Одиннадцатой симфонии, которая
прозвучала впервые в 1957 году.
Одиннадцатая симфония открывает
совершенно иной мир музыкальных образов и
начинает собой развитие иного
типа симфонических произведений в творчестве
Шостаковича - программного.
Основной особенностью симфонии
является то, что ее музыкальная ткань пронизана
мелодиями старых революционных
песенИ хотя эти мелодии
"поют" здесь только
инструменты оркестра, но
благодаря своей широкой известности они входят в сознание слушателей как песни
со словами. Теме революции Шостакович посвятил и свою следующую - Двенадцатую
симфонию "1917 год".
Литературной основой Тринадцатой
симфонии, завершенной в 1961 году, стали стихи
Е. Евтушенко - поэма "Бабий
Яр" Музыка и слово являются в ней равными