Одной из самых мощных и
характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия
является Доменико Скарлатти. Его
роль особенно велика в истории фортепианного
творчества, в становлении жанра
сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной
формы.
Доменико Скарлатти родился 25
октября 1685 году в Неаполе. Его отец, знаменитый
композитор Алессандро Скарлатти,
был его первым учителем музыки. Отличными
музыкантами были и другие члены семьи - братья
Алессандро и его сыновья. Имена не только Алессандро
и Доменико, но и Пьетро, Томмазо,
Франческо Скарлатти были известны в Италии и
других странах. Еще ребенком
Доменико выказал блестящие способности к игре на
чембало и органе, а в отроческие
годы занял должность органиста королевской
капеллы в Неаполе. После занятий
с отцом он совершенствовался в сочинении под
руководством композиторов Д.
Гасперини и Б. Пасквини. Первое произведение,
принесшее ему известность, -
опера "Октавия", написанная в 1703 году. Обретя
славу в родном городе, а также во
Флоренции и Венеции, где он побывал еще в
ранней юности, Скарлатти в 1709
году отправился в Рим. Там его виртуозная игра
получила широкое признание. Около
десяти лет находился он на службе у разных
высокопоставленных лиц,
покровительствовавших искусству: при римском дворе,
дворе королевы польской Марии, в
капелле португальского посланника, в капелле
Джулиа в Ватикане.
В 1715 году Скарлатти стал
органистом собора Св. Петра и прослужил четыре года
на этом посту. Вскоре по приезде
в Рим он появился в "академии" Оттобони, где
сблизился с Генделем, и эта
дружба длилась долгие годы. К этому времени
относится создание нескольких
опер и различных произведений культовой музыки,
которые теперь уже не занимают
видного места в наследии Скарлатти, а тогда
пользовались завидным успехом.
С 1720-х годов в жизни
композитора наступил период странствований по европейским
столицам: он побывал в Англии
(возможно, в Ирландии), затем отправился в
Лиссабон, где жил с 1721 по 1728
год, ненадолго выезжал на родину, а с 1729
обосновался в Мадриде в качестве
придворного капельмейстера. В Испании слава
Скарлатти достигла апогея. Там
написал он большую часть тех произведений,
которые навсегда обессмертили его
имя, - фортепианных (клавирных) сонат. Здесь он приобрел и талантливых
учеников,
воспринявших его принципы, и
создал свою школу, к которой принадлежали
выдающиеся музыканты, в том числе
высокоодаренный испанец Антонио Солер.
Но Испания, ставшая его второй
родиной, не оправдала его надежд. Ни
блистательное мастерство, ни
придворная служба и покровительство имущих, ни
громкая слава артиста не принесли
Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной
жизни. Королевский двор, так
расточительно и эгоистично эксплуатировавший его
гений, отвернулся от него, когда
он стал старым и больным; сказались и
последствия его рассеянной жизни.
Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года,
оставив без средств к
существованию большую семью. При жизни композитора издана
была лишь очень небольшая часть
его сочинений.
Доменико Скарлатти написал
двадцать опер ("Октавия", "Ифигения в Авлиде",
"Ифигент в Тавриде",
"Орландо", "Сильвия", "Нарцисс" и другие), шесть
ораторий и
кантат, предназначенных для
концертного исполнения, четырнадцать камерных
кантат, арий и несколько ориалов
церковной музыки. Все это - небольшая и
художественно наименее
значительная часть его творчества. Подобно Корелли, он
почти всецело посвятил себя
клавиру, написал по крайней мере пятьсот пятьдесят
сонат! При жизни его - в 1753
году - опубликовано было всего лишь тридцать из
них! Композитор скромно называл
свои создания "Упражнениями для клавесина". Так
же скромны были цели, которые он
ставил перед собою, предпринимая самое издание.
В авторском предисловии
говорится: "Не жди - будь ты дилетант или профессионал -
более глубокого смысла в этих
произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить
себя к технике клавесина... Быть
может, они покажутся тебе приятными, и тогда я
готов ответить на новые запросы в
стиле, еще более приятном и разнообразном".
Однако, вопреки этим словам, речь
шла не о забаве и не об одной только технике
клавесинной игры. В
"приятном разнообразии" сонат Скарлатти, в их совершенно
новом стиле раскрывался перед
артистом и публикой глубокий и необъятно богатый
мир поэтических образов. С
несравненной тогда яркостью и силой они отразили
действительность жизни, а вместе
с нею запечатлели и облик самого автора.
Доменико Скарлатти хотя и походил
некоторыми чертами на своих знаменитых
предшественников и современников,
но во многом от них и отличался. Он отчасти напоминал Тартини темпераментом,
Вивальди
- творческим размахом, Корелли -
классическим совершенством и сжатостью формы.
Правда, он не достигал ни
масштабов "Времен года", ни драматизма "Дьявольских
трелей" или "Покинутой
Дидоны", ни величавой и спокойной красоты
"Рождественского
концерта". Но никто до него не сумел так остро и внимательно
вслушаться в плеск и говор
народной жизни, поэтически и точно запечатлеть в
музыке эмоции, нравы, быт
множества совершенно различных людей, - по крайней
мере двух стран, с которыми он
связан был происхождением, трудом, судьбою.
Его сонаты - это не
"Экзерциции", но скорее маленькие этюды или жанровые картины
народной жизни, могущие подчас
соперничать с реалистическими полотнами Караваджо
или Мурильо на бытовые темы.
Метод, которым они созданы, совершенно своеобразен.
Он сочетает, казалось бы,
полярные стороны или элементы, приведеннвге, однако,
силою гения к совершенному
художественному единству: графически четкий, иногда
резкий рисунок - и пламенную
яркость колорита; сочную и терпкую народность
музыкального языка - и
элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость
формы - и чрезвычайно интенсивное
тематическое развитие; гомофонность склада-и
мелодическую насыщенность всей
ткани; праздничный концертный блеск - и
камерность жанра; подражание
звучности щипковых инструментов, особенно лютни,
мандолины, испанской гитары - и
огромную октавную и аккордовую технику. Соната
перерастает возможность клавесина
и требует нового, ударного механизма.
Есть у Скарлатти сонаты-каприччо
и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные
быстрые хоты, сальтареллы, жиги,
форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные
и меланхоличные. Есть остроумные,
.пикантные бурлески; комическою суетой и
миниатюрностью они напоминают
сценки какого-нибудь театра из "Дон-Кихота". Есть
среди них идиллические пасторали
и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-
нибудь в веселой сутолоке
праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы
успеете вслушаться в эти голоса.
Мелодика Скарлатти совсем не та
величаво и покойно льющаяся кантилена вокального
типа, которая составляла едва ли
не главное очарование итальянской скрипичной
школы XVII века. Ее
образно-выразительная и техническая основа - иная. Мелодические образы
"Экзерциции", развернутые обычно в очень широком диапазоне,
бывают разнообразны: иногда они
гибки, округлы, текучи, когда, рассыпаясь в
фигурациях, взбегают или скользят
вниз; но больше любит композитор ритмически
острый, ломкий рисунок с
короткими, остро выразительными фразами, шаловливыми,
порою вызывающе-дерзкими бросками
на широкие интервалы и в удаленные друг от
друга крайние регистры.
Ритмическая изобразительность
Скарлатти была для своего времени и инструмента,
кажется, беспредельной. Сохраняя
опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто
испанских, он воссоздавал их в
сотнях изящнейших вариантов, никогда не сковывая
ими мелодического движения и не
впадая в манерность. Его ритмические фигуры
энергичны, упруги, экспрессивны,
естественны. Его знаменитые своевольные
синкопы, так экстравагантно, на
первый взгляд, перебивающие размер музыки, также
народно-плясового происхождения.
Новые, свежие краски и приемы
клавирного письма применил Скарлатти в области
гармонии, запечатлев и обобщив
здесь многое самобытное и драгоценное,
подслушанное им в народной
музыке.
Есть у композитора и сонаты-фуги,
не уступающие знамени-тым фугам его отца и
даже более богатые и совершенные
по тематическому развитию. К числу
полифонических пьес концертного
репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми
виртуозами мира, принадлежит так
называемая "Кошачья фуга".
Фактура этих сонат,
разнообразная, изменчивая, то легкая и прозрачная, то
массивная, иногда разреженная и
хрупкая вследствие "захвата" крайних регистров
инструмента, всегда отделана с
таким совершенством и изяществом, что сама по
себе уже доставляет исполнителю
удовольствие.
Но всего ярче новаторство
Скарлатти и его несравненный талант строителя формы
проявились в создании старинной
сонаты, основанной на двух различных и в
особенности на двух контрастных
темах. Это было большим прогрессивным
завоеванием музыкального
искусства на пути воплощения образов реальной жизни.
То, что Вивальди смело, но лишь
эпизодически осуществил в некоторых концертах,
Скарлатти еще смелее перенес в
нециклическую форму камерной музыки.
Выразительные возможности
одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло
ее; в ней, как на сцене, вдруг
явились различные образы, характеры, ситуации. Правда, все это лишь
поверхностно мелькало в оживленном движении
без широкого развития, без
драматизма, тем более - без притязаний на философскую
глубину в художественном
постижении действительности. И все же положено было
начало пути, ведущему от
Скарлатти к Моцарту и Бетховену.
|