Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 04:59:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СТО ВЕЛИКИХ РОССИЯН [98]
... УКРАИНЦЕВ [100]
... БОГОВ [43]
... МИФОВ И ЛЕГЕНД [98]
... ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [100]
... ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [100]
... ЗАГАДОК ХХ ВЕКА [102]
... НАГРАД [100]
... СОКРОВИЩ [100]
... СОКРОВИЩ РОССИИ [101]
... ГОРОДОВ МИРА [100]
... ГЕНИЕВ [101]
... МЫСЛИТЕЛЕЙ [99]
... ВРАЧЕЙ [101]
... НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ [99]
... НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ [99]
... ЧУДЕС ТЕХНИКИ [100]
... ПСИХОЛОГОВ [102]
... АРИСТОКРАТОВ [108]
... ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ [97]
... АДМИРАЛОВ [99]
... ВОЕННЫХ ТАЙН [111]
... КАТАСТРОФ [105]
...ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ [107]
... КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ [109]
... ЖЕНЩИН [100]
... КНИГ [100]
... ХУДОЖНИКОВ [100]
... КОМПОЗИТОРОВ [112]
... ВОКАЛИСТОВ [101]
... АКТЕРОВ [103]
... РЕЖИССЕРОВ [101]
...ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ [102]
... ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ [101]
... ИСТОРИЙ ЛЮБВИ [100]
... СПОРТСМЕНОВ [100]
... МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ [99]
... ПАМЯТНИКОВ [100]
... ХРАМОВ [100]
... МУЗЕЕВ МИРА [107]
... ЗАМКОВ [101]
... ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ [101]
... ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ [101]
... БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ [101]
... ПИСАТЕЛЕЙ [101]
...ТЕАТРОВ [100]
... ПРАЗДНИКОВ [99]
...РЕКОРДОВ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ [100]
... ОРИГИНАЛОВ И ЧУДАКОВ [99]
... МОНАРХОВ [101]
... СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА [99]
... РЕКОРДОВ СТИХИЙ [100]
... ВЕЛИКИХ ТАЙН ДРЕВНЕГО МИРА [102]
... ПОЛИТИКОВ [100]
... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [101]
...ЭКСПЕДИЦИЙ [100]
... АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [99]

ДОМЕНИКО СКАРЛАТТИ (1685-1757)

Одной из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия

является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории фортепианного

творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной

формы.

Доменико Скарлатти родился 25 октября 1685 году в Неаполе. Его отец, знаменитый

композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными

музыкантами были и другие члены семьи - братья Алессандро и его сыновья. Имена не только Алессандро

и Доменико, но и Пьетро, Томмазо, Франческо Скарлатти были известны в Италии и

других странах. Еще ребенком Доменико выказал блестящие способности к игре на

чембало и органе, а в отроческие годы занял должность органиста королевской

капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он совершенствовался в сочинении под

руководством композиторов Д. Гасперини и Б. Пасквини. Первое произведение,

принесшее ему известность, - опера "Октавия", написанная в 1703 году. Обретя

славу в родном городе, а также во Флоренции и Венеции, где он побывал еще в

ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим. Там его виртуозная игра

получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных

высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе,

дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле

Джулиа в Ватикане.

В 1715 году Скарлатти стал органистом собора Св. Петра и прослужил четыре года

на этом посту. Вскоре по приезде в Рим он появился в "академии" Оттобони, где

сблизился с Генделем, и эта дружба длилась долгие годы. К этому времени

относится создание нескольких опер и различных произведений культовой музыки,

которые теперь уже не занимают видного места в наследии Скарлатти, а тогда

пользовались завидным успехом.

С 1720-х годов в жизни композитора наступил период странствований по европейским

столицам: он побывал в Англии (возможно, в Ирландии), затем отправился в

Лиссабон, где жил с 1721 по 1728 год, ненадолго выезжал на родину, а с 1729

обосновался в Мадриде в качестве придворного капельмейстера. В Испании слава

Скарлатти достигла апогея. Там написал он большую часть тех произведений,

которые навсегда обессмертили его имя, - фортепианных (клавирных) сонат. Здесь он приобрел и талантливых учеников,

воспринявших его принципы, и создал свою школу, к которой принадлежали

выдающиеся музыканты, в том числе высокоодаренный испанец Антонио Солер.

Но Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни

блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни

громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной

жизни. Королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его

гений, отвернулся от него, когда он стал старым и больным; сказались и

последствия его рассеянной жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года,

оставив без средств к существованию большую семью. При жизни композитора издана

была лишь очень небольшая часть его сочинений.

Доменико Скарлатти написал двадцать опер ("Октавия", "Ифигения в Авлиде",

"Ифигент в Тавриде", "Орландо", "Сильвия", "Нарцисс" и другие), шесть ораторий и

кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных

кантат, арий и несколько ориалов церковной музыки. Все это - небольшая и

художественно наименее значительная часть его творчества. Подобно Корелли, он

почти всецело посвятил себя клавиру, написал по крайней мере пятьсот пятьдесят

сонат! При жизни его - в 1753 году - опубликовано было всего лишь тридцать из

них! Композитор скромно называл свои создания "Упражнениями для клавесина". Так

же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая самое издание.

В авторском предисловии говорится: "Не жди - будь ты дилетант или профессионал -

более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить

себя к технике клавесина... Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я

готов ответить на новые запросы в стиле, еще более приятном и разнообразном".

Однако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве и не об одной только технике

клавесинной игры. В "приятном разнообразии" сонат Скарлатти, в их совершенно

новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый

мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили

действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.

Доменико Скарлатти хотя и походил некоторыми чертами на своих знаменитых

предшественников и современников, но во многом от них и отличался. Он отчасти напоминал Тартини темпераментом, Вивальди

- творческим размахом, Корелли - классическим совершенством и сжатостью формы.

Правда, он не достигал ни масштабов "Времен года", ни драматизма "Дьявольских

трелей" или "Покинутой Дидоны", ни величавой и спокойной красоты

"Рождественского концерта". Но никто до него не сумел так остро и внимательно

вслушаться в плеск и говор народной жизни, поэтически и точно запечатлеть в

музыке эмоции, нравы, быт множества совершенно различных людей, - по крайней

мере двух стран, с которыми он связан был происхождением, трудом, судьбою.

Его сонаты - это не "Экзерциции", но скорее маленькие этюды или жанровые картины

народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами Караваджо

или Мурильо на бытовые темы. Метод, которым они созданы, совершенно своеобразен.

Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы, приведеннвге, однако,

силою гения к совершенному художественному единству: графически четкий, иногда

резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную и терпкую народность

музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость

формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада-и

мелодическую насыщенность всей ткани; праздничный концертный блеск - и

камерность жанра; подражание звучности щипковых инструментов, особенно лютни,

мандолины, испанской гитары - и огромную октавную и аккордовую технику. Соната

перерастает возможность клавесина и требует нового, ударного механизма.

Есть у Скарлатти сонаты-каприччо и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные

быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные

и меланхоличные. Есть остроумные, .пикантные бурлески; комическою суетой и

миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из "Дон-Кихота". Есть

среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-

нибудь в веселой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы

успеете вслушаться в эти голоса.

Мелодика Скарлатти совсем не та величаво и покойно льющаяся кантилена вокального

типа, которая составляла едва ли не главное очарование итальянской скрипичной

школы XVII века. Ее образно-выразительная и техническая основа - иная. Мелодические образы "Экзерциции", развернутые обычно в очень широком диапазоне,

бывают разнообразны: иногда они гибки, округлы, текучи, когда, рассыпаясь в

фигурациях, взбегают или скользят вниз; но больше любит композитор ритмически

острый, ломкий рисунок с короткими, остро выразительными фразами, шаловливыми,

порою вызывающе-дерзкими бросками на широкие интервалы и в удаленные друг от

друга крайние регистры.

Ритмическая изобразительность Скарлатти была для своего времени и инструмента,

кажется, беспредельной. Сохраняя опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто

испанских, он воссоздавал их в сотнях изящнейших вариантов, никогда не сковывая

ими мелодического движения и не впадая в манерность. Его ритмические фигуры

энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. Его знаменитые своевольные

синкопы, так экстравагантно, на первый взгляд, перебивающие размер музыки, также

народно-плясового происхождения.

Новые, свежие краски и приемы клавирного письма применил Скарлатти в области

гармонии, запечатлев и обобщив здесь многое самобытное и драгоценное,

подслушанное им в народной музыке.

Есть у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знамени-тым фугам его отца и

даже более богатые и совершенные по тематическому развитию. К числу

полифонических пьес концертного репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми

виртуозами мира, принадлежит так называемая "Кошачья фуга".

Фактура этих сонат, разнообразная, изменчивая, то легкая и прозрачная, то

массивная, иногда разреженная и хрупкая вследствие "захвата" крайних регистров

инструмента, всегда отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по

себе уже доставляет исполнителю удовольствие.

Но всего ярче новаторство Скарлатти и его несравненный талант строителя формы

проявились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в

особенности на двух контрастных темах. Это было большим прогрессивным

завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни.

То, что Вивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах,

Скарлатти еще смелее перенес в нециклическую форму камерной музыки.

Выразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло

ее; в ней, как на сцене, вдруг явились различные образы, характеры, ситуации. Правда, все это лишь поверхностно мелькало в оживленном движении

без широкого развития, без драматизма, тем более - без притязаний на философскую

глубину в художественном постижении действительности. И все же положено было

начало пути, ведущему от Скарлатти к Моцарту и Бетховену.

Категория: ... КОМПОЗИТОРОВ | Добавил: tineydgers (26.11.2010)
Просмотров: 818 | Теги: музыканты, сто великих композиторов, музыкальный инструмент, музыка, музыкальное произведение, гений, талант, ноты, великие композиторы | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0